Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Первым и самым главным событием в сфере транспорта можно считать изобретение колеса. Ни его автор, ни дата науке неизвестны, однако первые упоминания о колесе встречаются в Месопотамии в IV тысячелетии до н.э. Предшественником колеса можно считать деревянный каток, который подкладывался под перемещаемый груз. Первоначально колесо представляло собой деревянный диск, насаженный на ось и зафиксированный клином.
Изображения салазок с колесиками (3000 г. до н. э.) найдены в Междуречье в шумерском городе Урук. Крупным шагом вперед в развитии техники передвижения стало изобретение колеса со ступицей, насаживающегося на неподвижную ось. В каменном веке для уменьшения веса колеса в нем выпиливали вырезы. После того как человек научился выплавлять металл, стали изготавливать колеса с металлическим ободом и спицами. Запрягая в повозку лошадей, человек значительно увеличил скорость своего передвижения.
В середине XVII в. кареты и фаэтоны стали использоваться не только для перевозки королевских особ, но и как средство пассажирского транспорта. Так, в 1650 г. дилижанс с несколькими пассажирами совершил поездку из Лондона в Дувр. Путешествие заняло 3 дня. Скорость пассажирского дилижанса составляла 6–8 км в час. Зимой, как правило, они не использовались.
Первый автомобиль с паровым двигателем был создан в 1770 г. французским ученым Кюньйо. Через сто с лишним лет, в 1886 г., два немецких ученых, Даймлер и Бенц, сконструировали автомобиль с двигателем внутреннего сгорания
Слово «велосипед» переводится как «быстрая нога». В России первый велосипед был построен крепостным мастером Артамоновым в 1801 г. Он был сделан из железа, весил свыше 40 кг и назывался самокатом. После этого появился «костотряс» – тяжелая машина, окованная железом. Следующим был «паук» с очень большим передним колесом (почти в рост человека) и огромным количеством спиц. И, наконец, в 1876 г. появилась цепная передача, а с ней и привычный нам велосипед.
Первый в мире паровоз создал в 1803 г. английский изобретатель Ричард Тревитик. Но его машина из-за своей большой массы не нашла применения. В 1814 г. другой англичанин, Джордж Стивенсон, усовершенствовал разработку, а в 1823 г. в Ньюкасле создал первый в мире паровозостроительный завод. В 1825 г. появилась первая в мире пассажирская железная дорога, которая соединила города Дарлингтон и Стоктон. Создателями первого русского паровоза и первой железной дороги в 1834 г. были крепостные отец и сын Черепановы.
Появление парохода относят к началу XIX столетия – времени, когда началось производство паровых машин. В 1807 г. американский изобретатель Фултон впервые построил речной колесный пароход «Клермонт». В своем первом рейсе по реке Гудзон от Нью-Йорка до Олбани пароход двигался со скоростью 5 узлов (около 9 км в час).
Первый метрополитен (подземная железная дорога) появилась в Лондоне в 1863 г. Его длина составляла 3,6 км. Через три года в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлических эстакадах) железнодорожная линия. Следующие метрополитены появились в Будапеште (1896 г.) и в Париже (1900 г.).
Протяженность Транссибирской железнодорожной магистрали от Москвы до Владивостока составляет 9288,2 км, и по этому показателю она является самой длинной на планете, пересекая по суше почти всю Евразию. Ее строительство заняло всего 14 лет. Французская газета «Ля Франс» в 1903 г. писала, что «после открытия Америки и сооружения Суэцкого канала история не отмечала события, более выдающегося и более богатого прямыми и косвенными последствиями, чем постройка Сибирской дороги».
Первые предложения по созданию метро в Москве появились в 1875 г., но до проекта дело так и не дошло. В 1902 г. инженеры Балинский и Кнорре предложили проект, по которому метро должно было соединить Замоскворечье с Тверской заставой. Однако городская Дума отклонила его с резолюцией: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…». Первая линия московского метро открылась 15 мая 1935 г. и шла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры». Самыми последними из построенных станций являются «Мякинино», «Волоколамская» и «Митино», открытые 26 декабря 2009 г.