Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Выставочный бизнес был и остается приводным ремнем развития экономики. Поэтому особый интерес представляет состояние мирового выставочного рынка, основные тенденции и прогнозы его развития. Исследования, которые проливают свет на эти вопросы, периодически готовит Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), объединяющая около 550 компаний из 85 стран.
Мировая выставочная индустрия в 2011 г. характеризовалась следующими показателями (итоги текущего года, как водится, подведут в следующем): примерно 31,4 тыс. выставок, 109 млн кв. м арендованной площади «нетто», 2,9 млн прямых экспонентов и 260 млн посетителей. По регионам мира ситуация выглядит следующим образом: на Европу приходится 49% выставок, Северную Америку – 26%, Азию и Тихоокеанский регион – 18%, Южную Америку – 4%, Ближний Восток – 2%, Африку – 1%.
В июле 2012 г. появилось очередное исследование Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI Global Exhibition Barometer. July 2012), в котором опубликованы результаты опроса представителей 221 выставочных компаний из 61 страны. Как они оценивают свое положение?
Оборот. Большая часть руководителей (примерно 60%) декларируют увеличение оборота своих компаний в течение последних трех лет. В этой связи важно отметить, что для большинства регионов мира нижней точкой падения стал конец 2008 г. и 2009 г. В наибольшей степени это характерно для Азии и Южной Америки, где в последние два года наблюдались самые высокие темпы роста.
Операционная прибыль. Примерно 30–50% компаний (в различных частях мира – по-разному) увеличили годовую прибыль более чем на 10%. В течение последних трех лет этот показатель оставался достаточно стабильным.
В то же время доля компаний, объявивших о снижение прибыли более чем на 10% или даже об убытках в течение трех лет также практически не меняется: меньше 10% – в Америке, около 10% – в Азии и Тихоокеанском регионе, 10–20% – на Ближнем Востоке и в Африке, и около 20% – в Европе.
Реакция на экономический кризис. Представителям компаний задали вопрос о влиянии мирового экономического кризиса на их бизнес – чувствуют они его или уже нет? Оказалось, большинство респондентов считают, что экономический кризис и сегодня влияет на них негативно. В Азии и Тихоокеанском регионе таких фирм оказалось 71%.
Интересно сравнить изменения ожиданий выставочников в течение года. Летом 2011 г. 63% специалистов считали, что влияние кризиса закончится в 2012 г. В начале этого года доля оптимистов резко снизилась до 27%, а к июлю упала уже до 10%.
В то же время около 50% участников последнего опроса (лето 2012 г.) полагают, что влияние кризиса закончится в 2013 г. Всегда хочется верить в лучшее.
Основные проблемы бизнеса. Участники опроса выделили четыре основные угрозы:
Как ни странно, они не считают серьезной угрозой конкуренцию или интеграцию с инструментами продвижения бизнеса в Интернете (виртуальными торговыми площадками, социальными сетями и другими on-line технологиями, предназначенными для общения пользователей). Эти вопросы волнуют лишь 5% респондентов. Не вызвала интереса и модная ныне тема охраны окружающей среды – 6%. Все иные проблемы вместе набрали 2%.
Каковы основные тенденции и перспективы развития глобальной выставочной индустрии? Опираясь на исследования UFI и оценки ведущих мировых экспертов, выделим главные тренды.
Интернационализация. Международная экономическая интеграция все более объединяет страны, стирает границы. Сегодня мы говорим о едином мировом рынке, а значит, растет потенциал выставочной индустрии – у нее появляется больше клиентов.
В то же время в разных частях мира выставочная индустрия развивается неравномерно. По мнению Йохана Витта, руководителя компании Jochen Witt Consulting (бывшего президента компании Koelnmesse и президента UFI), «рынки Европы и Северной Америки высококонкурентны и фрагментарны, они находятся в стагнации с маловероятной перспективой роста. При этом рост, в основном, будет происходить в Азии и, возможно, в Южной Америке. Выставочные компании будут вести ожесточенную борьбу за долю рынка на этих быстро растущих развивающихся рынках. Компании без собственных выставочных площадей окажутся в более выигрышном положении на новых развивающихся рынках по сравнению с конкурентами, имеющими собственные площади». Говоря об Азии, все эксперты в первую очередь имеют в виду Китай, который существенно опережает другие страны по темпам роста выставочной активности.
Включение выставок в event-индустрию. В наши дни практически не существует выставок без деловой программы, а конгрессов и конференций – без сопутствующих экспозиций. Все это сопровождается разного рода презентациями, семинарами, приемами, деловыми поездками. В условиях нарастающей конкуренции организаторы стараются выделиться, использовать новые идеи и форматы. В итоге, все сложнее провести границу, дать определение, чем является данное конкретное мероприятие в большей степени – выставкой или конгрессом.
Нарастание динамики рынка. Выставочные компании все активнее управляют портфелем своих выставок через слияния и поглощения, партнерство (совместные проекты), усиление конкуренции, экспансию на развивающиеся рынки, расширение сетевых проектов.
Развитие новых технологий и отраслей промышленности ведет к сокращению срока жизни товаров, на рынок выходит больше новинок, которые надо выставлять, и это создает дополнительные возможности для появления и роста новых специализированных выставок.
При этом, по оценке президента Российского Союза выставок и ярмарок Сергея Алексеева, «большинство экспонентов отдают предпочтение большим международным мероприятиям – процветают лидирующие выставки. Средние национальные выставки испытывают трудности».
Новый уровень требований экспонентов. Участники выставок требуют максимально полный интегрированный пакет услуг и качественный сервис, им уже мало просто квадратных метров. И эти требования постоянно растут.
Расширение сферы деятельности выставочных компаний. По словам ветерана выставочного бизнеса с более чем сорокалетним стажем (в 2007–2008 гг. – президента UFI) Клиффа Уоллеса, «поскольку себестоимость организации выставок и содержания площадок неизбежно будут расти, мы должны найти новые способы получения дохода. Выставочные центры запускают и расширяют профит-центры, повышают экономическую эффективность своей деятельности, предоставляют эксклюзивные услуги и используют площади под иные мероприятия, помимо выставок и конгрессов. Что касается организаторов, то они вынуждены привлекать больше спонсоров и эффективнее использовать свои рекламные возможности, активнее вовлекать посетителей-специалистов в сопутствующие мероприятия, привлекать больше экспонентов и посетителей из-за рубежа».
Виртуализация. Развитие виртуальных видов выставочного сервиса напоминает нарастающий океанский вал. Интерактивные и мобильные каталоги выставок и планы экспозиций, доступные на стационарных компьютерах и мобильных устройствах (планшетах, смартфонах, телефонах), использование социальных сетей с ориентацией на различные целевые группы, система назначения предварительных встреч (matchmaking), on-line регистрация и электронные билеты – всё, что вчера еще казалось экзотической новинкой, сегодня становится рутиной, частью обязательного пакета услуг.
Расширение конкурентной среды. Устроители выставок испытывают все большее конкурентное давление от коллег по цеху и смежников, занимающихся другими видами деятельности. Самыми опасными являются следующие факторы:
Превращение выставок в базовые площадки общения предпринимателей. Организаторы делают все возможное для вывода крупных выставочных брендов за рамки одного отдельно взятого мероприятия. Резко усиливается и расширяется конгрессная программа. Создаются специализированные отраслевые интернет-порталы и печатные издания. Выставки активно продвигаются в социальных сетях. В течение года в разных городах и странах проходят имиджевые мероприятия: встречи, презентации, конференции. Вся работа ведется совместно с отраслевыми ассоциациями и объединениями предпринимателей.
В качестве характерного примера можно привести интернет-презентацию ведущей мировой выставки игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберге, которая состоялась в Москве в сентябре 2012 г. и транслировалась в Интернете в режиме on-line. Вопросы ведущему поступали из России, Казахстана, Молдовы и даже Италии.
В целом, по мнению Йохана Витта, бизнес-среда в мировой выставочной индустрии в ближайшем будущем останется нестабильной. Темпы ее роста не превысят 3–4% в год.
В этой ситуации радует только одно: по всем оценкам, российский выставочный рынок находится в числе лидеров наряду с Китаем, Индией и Бразилией.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»
Статистика выставок по регионам мира
Регион мира | Количество выставок | Арендованная площадь нетто, млн. кв. м | Количество прямых экспонентов, тыс. | Число посетителей, млн |
Европа | 13 700 | 53,0 | 1 400 | 126,3 |
Северная Америка | 12 500 | 28,3 | 750 | 67,4 |
Азия и Австралия | 2 770 | 19,8 | 520 | 47,2 |
Южная Америка | 1 200 | 4,0 | 110 | 9,5 |
Ближний Восток | 700 | 2,4 | 64 | 5,7 |
Африка | 500 | 1,0 | 27 | 2,4 |
Источник: Global Exhibition Industry Statistics 2011. UFI. Париж. Декабрь 2011.