тел. (495) 223-42-15

Выставочный рынок: что впереди?

Выставочный бизнес был и остается приводным ремнем развития экономики. Поэтому особый интерес представляет состояние мирового выставочного рынка, основные тенденции и прогнозы его развития. Исследования, которые проливают свет на эти вопросы, периодически готовит Всемирная ассоциация выставочной индустрии (UFI), объединяющая около 550 компаний из 85 стран.

Европа вне конкуренции. Надолго ли?

Мировая выставочная индустрия в 2011 г. характеризовалась следующими показателями (итоги текущего года, как водится, подведут в следующем): примерно 31,4 тыс. выставок, 109 млн кв. м арендованной площади «нетто», 2,9 млн прямых экспонентов и 260 млн посетителей. По регионам мира ситуация выглядит следующим образом: на Европу приходится 49% выставок, Северную Америку – 26%, Азию и Тихоокеанский регион – 18%, Южную Америку – 4%, Ближний Восток – 2%, Африку – 1%.

Выставочный бизнес: пациент скорее жив…

В июле 2012 г. появилось очередное исследование Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI Global Exhibition Barometer. July 2012), в котором опубликованы результаты опроса представителей 221 выставочных компаний из 61 страны. Как они оценивают свое положение?

Оборот. Большая часть руководителей (примерно 60%) декларируют увеличение оборота своих компаний в течение последних трех лет. В этой связи важно отметить, что для большинства регионов мира нижней точкой падения стал конец 2008 г. и 2009 г. В наибольшей степени это характерно для Азии и Южной Америки, где в последние два года наблюдались самые высокие темпы роста.

Операционная прибыль. Примерно 30–50% компаний (в различных частях мира – по-разному) увеличили годовую прибыль более чем на 10%. В течение последних трех лет этот показатель оставался достаточно стабильным.

В то же время доля компаний, объявивших о снижение прибыли более чем на 10% или даже об убытках в течение трех лет также практически не меняется: меньше 10% – в Америке, около 10% – в Азии и Тихоокеанском регионе, 10–20% – на Ближнем Востоке и в Африке, и около 20% – в Европе.

Реакция на экономический кризис. Представителям компаний задали вопрос о влиянии мирового экономического кризиса на их бизнес – чувствуют они его или уже нет? Оказалось, большинство респондентов считают, что экономический кризис и сегодня влияет на них негативно. В Азии и Тихоокеанском регионе таких фирм оказалось 71%.

Интересно сравнить изменения ожиданий выставочников в течение года. Летом 2011 г. 63% специалистов считали, что влияние кризиса закончится в 2012 г. В начале этого года доля оптимистов резко снизилась до 27%, а к июлю упала уже до 10%.

В то же время около 50% участников последнего опроса (лето 2012 г.) полагают, что влияние кризиса закончится в 2013 г. Всегда хочется верить в лучшее.

Основные проблемы бизнеса. Участники опроса выделили четыре основные угрозы:

  • ухудшение состояния национальной и региональной экономики – 23%;
  • неопределенность на глобальном экономическом рынке – 22%;
  • развитие конкуренции между организаторами выставок на локальном и национальном рынках – 18%;
  • внутренние проблемы компаний (управление, финансы, кадры, обучение и пр.) – 17%.

Как ни странно, они не считают серьезной угрозой конкуренцию или интеграцию с инструментами продвижения бизнеса в Интернете (виртуальными торговыми площадками, социальными сетями и другими on-line технологиями, предназначенными для общения пользователей). Эти вопросы волнуют лишь 5% респондентов. Не вызвала интереса и модная ныне тема охраны окружающей среды – 6%. Все иные проблемы вместе набрали 2%.

Что нас ждет? Тенденции и прогнозы

Каковы основные тенденции и перспективы развития глобальной выставочной индустрии? Опираясь на исследования UFI и оценки ведущих мировых экспертов, выделим главные тренды.

Интернационализация. Международная экономическая интеграция все более объединяет страны, стирает границы. Сегодня мы говорим о едином мировом рынке, а значит, растет потенциал выставочной индустрии – у нее появляется больше клиентов.

В то же время в разных частях мира выставочная индустрия развивается неравномерно. По мнению Йохана Витта, руководителя компании Jochen Witt Consulting (бывшего президента компании Koelnmesse и президента UFI), «рынки Европы и Северной Америки высококонкурентны и фрагментарны, они находятся в стагнации с маловероятной перспективой роста. При этом рост, в основном, будет происходить в Азии и, возможно, в Южной Америке. Выставочные компании будут вести ожесточенную борьбу за долю рынка на этих быстро растущих развивающихся рынках. Компании без собственных выставочных площадей окажутся в более выигрышном положении на новых развивающихся рынках по сравнению с конкурентами, имеющими собственные площади». Говоря об Азии, все эксперты в первую очередь имеют в виду Китай, который существенно опережает другие страны по темпам роста выставочной активности.

Включение выставок в event-индустрию. В наши дни практически не существует выставок без деловой программы, а конгрессов и конференций – без сопутствующих экспозиций. Все это сопровождается разного рода презентациями, семинарами, приемами, деловыми поездками. В условиях нарастающей конкуренции организаторы стараются выделиться, использовать новые идеи и форматы. В итоге, все сложнее провести границу, дать определение, чем является данное конкретное мероприятие в большей степени – выставкой или конгрессом.

Нарастание динамики рынка. Выставочные компании все активнее управляют портфелем своих выставок через слияния и поглощения, партнерство (совместные проекты), усиление конкуренции, экспансию на развивающиеся рынки, расширение сетевых проектов.

Развитие новых технологий и отраслей промышленности ведет к сокращению срока жизни товаров, на рынок выходит больше новинок, которые надо выставлять, и это создает дополнительные возможности для появления и роста новых специализированных выставок.

При этом, по оценке президента Российского Союза выставок и ярмарок Сергея Алексеева, «большинство экспонентов отдают предпочтение большим международным мероприятиям – процветают лидирующие выставки. Средние национальные выставки испытывают трудности».

Новый уровень требований экспонентов. Участники выставок требуют максимально полный интегрированный пакет услуг и качественный сервис, им уже мало просто квадратных метров. И эти требования постоянно растут.

Расширение сферы деятельности выставочных компаний. По словам ветерана выставочного бизнеса с более чем сорокалетним стажем (в 2007–2008 гг. – президента UFI) Клиффа Уоллеса, «поскольку себестоимость организации выставок и содержания площадок неизбежно будут расти, мы должны найти новые способы получения дохода. Выставочные центры запускают и расширяют профит-центры, повышают экономическую эффективность своей деятельности, предоставляют эксклюзивные услуги и используют площади под иные мероприятия, помимо выставок и конгрессов. Что касается организаторов, то они вынуждены привлекать больше спонсоров и эффективнее использовать свои рекламные возможности, активнее вовлекать посетителей-специалистов в сопутствующие мероприятия, привлекать больше экспонентов и посетителей из-за рубежа».

Виртуализация. Развитие виртуальных видов выставочного сервиса напоминает нарастающий океанский вал. Интерактивные и мобильные каталоги выставок и планы экспозиций, доступные на стационарных компьютерах и мобильных устройствах (планшетах, смартфонах, телефонах), использование социальных сетей с ориентацией на различные целевые группы, система назначения предварительных встреч (matchmaking), on-line регистрация и электронные билеты – всё, что вчера еще казалось экзотической новинкой, сегодня становится рутиной, частью обязательного пакета услуг.

Расширение конкурентной среды. Устроители выставок испытывают все большее конкурентное давление от коллег по цеху и смежников, занимающихся другими видами деятельности. Самыми опасными являются следующие факторы:

  • избыток качественных выставочных площадей, стимулирующий рост выставочной активности и конкуренцию;
  • экспансия международных выставочных сетей;
  • собственные проекты крупных производителей товаров и услуг (корпоративные выставки одной компании, конференции дилеров и пр.);
  • появление новых маркетинговых ресурсов в Интернете: интерактивные торговые площадки, социальные сети и пр.

Превращение выставок в базовые площадки общения предпринимателей. Организаторы делают все возможное для вывода крупных выставочных брендов за рамки одного отдельно взятого мероприятия. Резко усиливается и расширяется конгрессная программа. Создаются специализированные отраслевые интернет-порталы и печатные издания. Выставки активно продвигаются в социальных сетях. В течение года в разных городах и странах проходят имиджевые мероприятия: встречи, презентации, конференции. Вся работа ведется совместно с отраслевыми ассоциациями и объединениями предпринимателей.

В качестве характерного примера можно привести интернет-презентацию ведущей мировой выставки игрушек Spielwarenmesse в Нюрнберге, которая состоялась в Москве в сентябре 2012 г. и транслировалась в Интернете в режиме on-line. Вопросы ведущему поступали из России, Казахстана, Молдовы и даже Италии.

В целом, по мнению Йохана Витта, бизнес-среда в мировой выставочной индустрии в ближайшем будущем останется нестабильной. Темпы ее роста не превысят 3–4% в год.

В этой ситуации радует только одно: по всем оценкам, российский выставочный рынок находится в числе лидеров наряду с Китаем, Индией и Бразилией.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,
«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»

 

Статистика выставок по регионам мира

Регион мира Количество выставок Арендованная площадь нетто, млн. кв. м Количество прямых экспонентов, тыс. Число посетителей, млн
Европа 13 700 53,0 1 400 126,3
Северная Америка 12 500 28,3 750 67,4
Азия и Австралия 2 770 19,8 520 47,2
Южная Америка 1 200 4,0 110 9,5
Ближний Восток 700 2,4 64 5,7
Африка 500 1,0 27 2,4

Источник: Global Exhibition Industry Statistics 2011. UFI. Париж. Декабрь 2011.

Скачать статью (.doc)