тел. (495) 223-42-15

Вхождение в логистику

В последние 15 лет в мировой торговле произошли кардинальные изменения. С одной стороны, это снижение торговых барьеров и либерализация торговых режимов, а с другой — динамичное развитие экспортно-ориентированных экономик стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Опережающее развитие торговли товарами и услугами обусловливает возрастание роли логистики как ее ключевого фактора.

В современном мире эффективная логистика определяет направления общемировых потоков товаров и услуг и, тем самым, устойчивых инвестиций. Интенсивный перенос производства из Западной Европы и США в азиатские государства и поток готовых изделий в обратном направлении стали важнейшим стимулом развития глобального рынка логистических услуг. В этом процессе активно участвуют Китай, страны ЕС, США и Россия.

Однако в Российской Федерации в настоящее время одной из главных проблем является отсутствие, по сути, единой системы логистики, адекватной потребностям рыночной экономики. Одновременно с этим недостаточное развитие системы логистики стало существенным ограничением для роста экономики. Сегодняшние объемные и качественные характеристики логистики, особенно ее инфраструктуры, не позволяют в полной мере и эффективно решать задачи растущей экономики.

Основными проблемами для развития логистики в России являются: неразвитая транспортная и логистическая инфраструктура; неэффективная организация менеджмента в сфере логистики и отсутствие квалифицированных кадров; недостаточный уровень качества и эффективности технологий, применяемых отечественными компаниями в сфере логистики; государственное регулирование рынка логистических услуг и т.д. Сюда же следует добавить практическое отсутствие комплексной и управленческой логистики, существенные территориальные и структурные диспропорции в размещении инфраструктуры, недостаточное использование логистических принципов управления в реализации транзитного потенциала. Институциональные ограничения, прежде всего пробелы в нормативной базе в области логистики, таможенного администрирования, отсутствие на практике «единого окна» при прохождении таможенных процедур, а также отставание в использовании информационных технологий, «умных транспортных систем», мешают развитию логистики в России, созданию конкурентоспособных логистических предприятий, а также обусловливают высокий уровень логистических издержек (9 трлн руб. в год).

Российской экономике присущи специфические проблемы, которые создают барьеры для включения российских компаний в глобальные цепочки поставок на условиях субподряда. Наиболее существенными являются: недостаток полной и достоверной информации (прозрачность), что обусловливает высокие издержки контроля деятельности компаний на соответствие нормам и стандартам, требованиям законодательства; сохраняющаяся практика работы по «серым схемам»; недостаток квалифицированных сотрудников, знающих особенности работы в международной организации.

Качество и полнота материально–технического, кадрового, юридического, информационного и управленческого обеспечения логистики являются главным «узким местом», сдерживающим рост производительности труда и снижение издержек, привлечение инвестиций, экономический рост в целом и предприятий отдельных отраслей экономики страны.

Первым шагом в выработке мероприятий по развитию логистики является выявление «узких мест» и «недостающих звеньев», сдерживающих ее использование для обеспечения устойчивого экономического роста.

Одна часть выделенных «узких» мест относится к внешним факторам. Это проблемы координации между правительственными структурами в сфере политики, регулирующей сектор логистических услуг; различия между регионами России и странами Евразийского экономического пространства в применяемых стандартах и нормах в сфере продвижения товаров, услуг и деловой мобильности; недостаток, а чаще — отсутствие эффективных региональных соглашений по транзиту и таможне.

Другая часть проблем сфокусирована на внутринациональном уровне и связана с ограничениями в развитии логистики в отдельных странах Евразийского экономического пространства, но приводящими к общей несбалансированности и, вследствие этого, потерям эффективности. К ним относятся: неэффективная или неадекватная транспортная инфраструктура; неразвитость мультимодальных транспортных мощностей; неэффективная обработка грузов на таможне; недостаточность приграничной инфраструктуры — дорог, мостов, — необходимой для взаимодействия; малое количество местных и региональных логистических провайдеров.

Решение указанных проблем упирается в необходимость создания единой целостной системы логистики, направленной на развитие бизнес-сетей, консолидацию бизнес-процессов организаций, на координацию и мотивацию деятельности отечественных компаний на российском и Евразийском экономическом пространстве.

Специалисты по логистике в России неизбежно сталкиваются со многими сложными проблемами. Серьезные трудности имеются в таких направлениях деятельности, как управление цепочками поставок и особенно вхождению в глобальные цепочки поставок, участие в глобальных бизнес-процессах. Сложно осуществлять стратегическое планирование и стратегическое управление в условиях неопределенности деятельности компании на рынке. В условиях неразвитости инфраструктуры проблематично применение концепции «точно в срок» и быстрое реагирование на возникающие риски или запросы потребителей. Особого внимания требует сфера маркетинга: не все компании пока понимают, что логистика — это важный механизм конкурентного преимущества. Требует развития системный учет логистических издержек и организация глобальной логистики с учетом членства России в ВТО.

Повышение требований к навыкам и квалификации специалистов, к проблемам в области информационных технологий, стратегических союзов, аутсорсинга и партнерства с конкурентами, электронной коммерции, логистики возвратных потоков и восприятия «зеленой» логистики — все эти направления взаимосвязаны и каждое из них влияет на функционирование как самих компаний, так и на деятельность потребителей на рынке логистических услуг.

Олег ДУНАЕВ,
председатель Комитета ТПП РФ по логистике,
доктор экономических наук,
профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

В России одной из главных проблем является отсутствие единой системы логистики, адекватной потребностям рыночной экономики.

В настоящее время логистические издержки в РФ в среднем составляют около 20% ВВП (в США — около 10%). Снижение логистических издержек на 1% могло бы дать экономию в 9 млрд руб. в год.

Транспортная составляющая логистических издержек — 30–50%, остальные затраты приходятся на складирование и содержание запасов, на административные, коммуникационные и управленческие виды деятельности.

Скачать статью (.doc)