Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Ежедневно по дорогам планеты идут сотни миллионов грузовиков, самосвалов, контейнеровозов, автопоездов, автобусов, перевозящих грузы и людей. Их движение задает ритм промышленности, строительству, торговле. А по большому счету практически всем областям человеческой деятельности.
Без автомобилей невозможно представить современную цивилизацию. Уже более ста лет они остаются самым надежным средством транспортировки грузов. Сегодня автомобиль для большинства развитых стран является основным видом внутреннего транспорта и международных перевозок, ключевым элементом транспортной системы. Гибкость, мобильность, срочность, сравнительно низкая стоимость, возможность доставки по схеме «от двери к двери» — таким набором характеристик не обладают ни морские, ни железнодорожные, ни авиаперевозчики.
Из 37 млн км существующих в мире транспортных путей 78% принадлежит развитым странам, на которых приходится и 74% мирового грузооборота. Тем важнее роль автотранспорта в развивающихся государствах, где он часто бывает единственным грузоперевозчиком. И хотя многие ученые прогнозируют значительное снижение грузооборота к 2030 г., резервы для роста у автоперевозчиков пока колоссальные за счет освоения африканских и азиатских трасс.
С 1970 по 2011 г. мировой грузооборот вырос с 28,9 трлн т/км до 49,5 трлн т/км. При этом в последние годы доля морских и железнодорожных перевозок сократилась, а автомобильных увеличилась (с 8 до 13,5%).
Автомобильному транспорту нет адекватной замены при перевозках дорогостоящих грузов на небольшие и средние расстояния, в транспортном обеспечении розничной торговли, производственной логистики, строительной индустрии, агрокомплекса, а также малого бизнеса. Это подтверждается значительной автотранспортной составляющей в стоимости продукции: в промышленности — не менее 15%, в строительстве — до 30%, в сельском хозяйстве и торговле — до 40%.
Столь же велика роль автотранспорта и во внешней торговле. В общей стоимости перевозимых всеми видами транспорта внешнеторговых грузов доля автомобильного транспорта находится примерно на уровне железнодорожного и морского транспорта и составляет около 27%.
Несколько иные тенденции складываются в России. За предыдущее десятилетие прирост объема перевезенных грузов всеми видами транспорта составил здесь всего 1,6%. Положительную динамику в последние годы демонстрировали только трубопроводный и железнодорожный транспорт. Если же оценить весь постсоветский период развития страны, то по сравнению с 1990 г. грузоперевозки речным транспортом сократились в 5 раз, железнодорожным — почти в 2 раза, воздушным — в 2 раза, автомобильным и морским — в 3 раза. Ударными темпами строили и напряженно эксплуатировали лишь нефте- и газопроводы.
Каков будет итог этого отраслевого перекоса, предсказать несложно. Сырьевая направленность экономики России, уже двадцать лет тормозящая развитие наиболее перспективных видов транспорта, в том числе автомобильного, в конечном итоге приведет к тому, что страна окончательно выпадет из процессов интеграции и глобализации, идущих в мире.
Между тем, изменения в мировом производстве и международной торговле уже привели к перестройке системы транспорта в большинстве западных стран. Снижение доли сырья, непереработанных продуктов сельского хозяйства, сырой нефти в грузопотоках и повышение доли промышленных товаров с высоким удельным весом стоимости и низкой материалоемкостью заставили транспортников обратить самое серьезное внимание на предъявляемые к грузоперевозкам требования. От транспортных систем теперь требуются, прежде всего, скорость, сервис, сохранность грузов и низкая стоимость перевозки.
Для выполнения этих условий в развитых странах ставка делается на внедрение эффективных транспортно-логистических технологий. Грузоперевозки осуществляются по терминальной системе, с применением крупнотоннажных контейнеров, контрейлеров, транспортных пакетов. Все большее распространение получают интермодальные и многомодальные перевозки. Были созданы интегрированные транспортные системы с участием различных видов транспорта, работа которых строго скоординирована и взаимоувязана. За последние 7–8 лет объемы таких перевозок в США, Германии, Франции, Японии увеличились более чем в 1,5 раза. Это привело к образованию многовидовых транспортных компаний, которые предлагают свои услуги не только в сфере перевозок, но и во многих сопутствующих операциях.
Постоянно растущая конкуренция, технические и технологические усовершенствования и увеличение давления потребителей в отношении качества и цен заставляли транспортные и коммуникационные компании прилагать немалые усилия к снижению издержек производства. Экономисты подсчитали, что за ХХ в. транспортные и коммуникационные тарифы в реальном выражении снизились более чем в 12 раз. Понятно, что к России эти процессы не имели и не имеют никакого отношения. Здесь диктат ведущих транспортных компаний уже второе десятилетие является одной из главных причин постоянного роста цен и ускорения инфляции. Так, в 2010-м они выросли на 2,2%, в 2011-м — на 9%. В 2012 г. тарифы на перевозки автомобильным транспортом возросли на 7,2%, что дало возможность автоперевозчикам заработать 6,4 млрд долл.
Условия, в которых работают российские транспортники, далеки от идеальных. Скверное состояние дорожного покрытия, их низкая пропускная способность, отсутствие дублирующих магистралей, а, с другой стороны, перманентно растущая стоимость автотехники, бензина и дизельного топлива, введение утилизационного сбора — это те «ножницы», которые подрезают любые попытки вывести грузовые перевозки на европейский уровень. Поэтому все планы использовать исключительное географическое положение России между двумя мощными экономическими центрами — Европой и Азией до сих пор остаются не более чем прожектами.
Да и возникает вопрос: что будем возить? По сценарию Минэкономразвития РФ, рост коммерческих перевозок грузов в 2013 г. вряд ли превысит 2%, а грузооборот может увеличиться всего на 3,4% по сравнению с 2012 г. Эффект от вступления России в ВТО будет нивелироваться охлаждением мирового рынка и снижением темпов роста платежеспособного спроса внутри страны. Полученный в 2012 г. результат по объему коммерческих перевозок (3125,1 млн т, по данным Минэкономразвития) вряд ли можно считать удовлетворительным, поскольку он оказался на 12,5% ниже показателя 2008 г.
По данным Роскомстата, 80% производственных структур и большинство населенных пунктов нашей страны не имеют других подъездных путей, кроме автомобильных. То есть добраться до них можно только автобусом или личным автомобилем. В условиях России это серьезная проблема, решить которую без участия государства практически невозможно. Однако, если за последнее десятилетие парк автобусов в РФ увеличился на 40%, а парк легковых автомобилей на 63%, то протяженность автомобильных дорог за этот же период выросла лишь на 4,7%. Это один из необъяснимых российских парадоксов. Общеизвестно, что создание в США федеральной системы скоростных автомагистралей (Interstate Highway System) принесло стране экономическую выгоду, оцениваемую в 2,1–2,5 трлн долл., что в 16–19 раз больше затрат на строительство новых дорог.
Автобусный парк России составляет почти 0,5 млн машин. Но из них 50% «агрегатов» старше 15 лет. В целом же по стране около 53% эксплуатируемых маршрутных автобусов самортизированы, а более 29% из них подлежат безотлагательному списанию по критериям обеспечения безопасности дорожного движения. И при этом, как показали результаты недавних исследований, число субъектов РФ с низкой обеспеченностью автобусами (менее 50 машин на 100 тыс. чел.) продолжает расти.
Правда, уже несколько лет действует федеральная программа обновления пассажирского транспорта, благодаря которой отечественные предприятия смогли резко поднять выпуск автобусов. Ныне более 70% автобусов России — отечественных марок. Безусловным лидером является ПАЗ, на него приходится 34% всех эксплуатируемых автобусов, на КАвЗ — 16%. Но поскольку почти 40% пассажирских перевозок выполняются сегодня частными компаниями, большинство из которых не располагают серьезными финансовыми ресурсами, процесс обновления автобусного парка едва ли наберет темпы в ближайшее время. Зато затраты на содержание служебного легкового автотранспорта в России составляют, по имеющимся оценкам, не менее 4,3 млрд долл. в год, что более чем в два раза превышает расходы на общественный пассажирский автобусный транспорт.
На данный момент в РФ действуют более 7 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов, по которым ежегодно перевозят более 200 млн пассажиров. Но только половина этих маршрутов работает на регулярной основе с соблюдением всех необходимых требований. Остальные, как правило, выполняются под видом заказных перевозок.
По оценкам BusinesStat, в 2011 г. стоимостный объем рынка междугородных автобусных перевозок вырос на 10,2% и составил 287 млн долл. Цифра для российских расстояний смешная. И это при том, что средняя цена поездки на междугородном автобусе поднялась на 9,4%. Примерно такая же неблагополучная ситуация и в сфере международного автобусного сообщения, где в реестре регулярных перевозок значатся всего 542 маршрута.
Российский рынок автобусных перевозок огромен. По самым скромным, явно заниженным, официальным данным, его можно оценить минимум в 8,3 млрд долл. В долговременной перспективе, очевидно, он будет расширяться. Абсолютное большинство россиян живет в городах, а увеличивающееся отставание развития улично-дорожной сети от уровня автомобилизации делает все более затруднительным использование личного автомобиля не только в мегаполисах, но и в малых городах. Поэтому дальнейшее развитие общественного транспорта, предоставление ему приоритета в движении является безусловной необходимостью, а, значит, число автобусов, как и автобусных компаний, неизбежно будет расти.
Владислав ГРУБА
Около 80% мировой транспортной сети принадлежит развитым странам, на которые приходится и 74% мирового грузооборота.
По данным Росстата, число брошенных из-за отсутствия транспортного сообщения деревень и поселков в России достигло 20 тыс.
В Европе и Северной Америке 70–80% всего объема грузовых перевозок выполняется автомобильным транспортом.
Более 70% автобусов, использующихся в России, — отечественных марок.
В 2012 г. в мире функционировало 37 млн км транспортных путей. Из них 0,55 млн — это речные пути, 1,25 млн — железнодорожные, 1,9 млн — трубопроводные, 9,5 млн — воздушные и 24 млн км — автомобильные.
В России автобусным сообщением пользуются 60% граждан, проживающих в 1313 городах и поселках (в 1200 из них автобусы являются единственным видом городского пассажирского транспорта), а также в 73 541 сельских населенных пунктах. За счет автобусных перевозок обеспечивается около 85% потребностей населения в городском и пригородном сообщении
На данный момент в РФ действуют более 7 тыс. межрегиональных автобусных маршрутов, по которым ежегодно перевозят более 200 млн пассажиров. Но только половина этих маршрутов работает на регулярной основе.