тел. (495) 223-42-15

Взлет разрешен!

Наземные сооружения и оборудование аэропортов — неотъемлемая часть современной авиатранспортной системы и залог безопасности полетов. В МВЦ «Крокус Экспо» 8 и 9 февраля 2017 г. состоится 4-я Национальная выставка инфраструктуры гражданской авиации NAIS. Мероприятие приурочено к празднованию дня работника гражданской авиации.

В воздухе и на земле

Современные аэропорты — это целый комплекс сооружений и технических средств, необходимых для обеспечения полетов. От того, как спроектирована и реализована на практике инфраструктура аэропорта, в решающей степени зависит безопасность полетов, уровень обслуживания воздушных судов, а также комфорт пассажиров, отправляющихся в воздушные путешествия. Проектирование аэропортов должно осуществляться таким образом, чтобы их инфраструктура была масштабируемой, то есть обеспечивала возможность дальнейшего развития без необходимости кардинальной перестройки.

Структура аэропорта достаточно сложна и включает в себя большое количество различных элементов, составляющих в совокупности единый, четко и слаженно функционирующий комплекс. Основными из них являются аэровокзал (один или несколько), аэродром, ангары, ремонтные мастерские, хранилища горюче-смазочных материалов, почтовые и грузовые терминалы. Обязательно наличие светотехнических и радиоэлектронных устройств и систем.

Центральным звеном любого аэропорта является аэродром, который представляет собой пространство, специально обустроенное для взлета, посадки, руления и стоянки самолетов, их технического обслуживания, а также воздушное пространство над ним. Аэродромы подразделяются на три группы: военные, гражданские и испытательные. Аэродромные сооружения включают в себя грунтовые элементы летного поля, грунтовые основания, аэродромные покрытия, водоотводные и дренажные системы, а также специальные площадки и конструкции.

Структура аэропорта во многом предопределяет рентабельность авиатранспортного предприятия. Чтобы его экономические показатели были высокими, необходимо достичь максимально возможного уровня механизации и автоматизации всех производственных и сервисных процессов, причем это должно быть заложено еще на стадии проектирования.

При проектировании аэропортов во главу угла ставится обеспечение безопасности самих этих объектов и их способность обслуживать авиатехнику и пассажиров с высоким уровнем качества. Как у нас, так и за рубежом в этом деле накоплен большой практический опыт.

Дела домашние

В качестве примера можно рассмотреть развитие инфраструктуры аэропорта Шереметьево. Он был создан по инициативе Никиты Сергеевича Хрущева. В ходе своего официального визита в Лондон он был впечатлён размерами и техническим оснащением аэропорта Хитроу. Он высказался в том смысле, что и в Советском Союзе следует построить такую же воздушную гавань.

Во исполнение этого пожелания 31 июля 1959 г., согласно постановлению советского правительства, на базе недавно созданного военного аэродрома был основан гражданский аэропорт, получивший название «Шереметьево». Первый пассажирский рейс из Ленинграда он принял 11 августа того же года. Изначально в качестве аэровокзала использовалось небольшое здание, которое сохранилось и поныне (оно находится рядом с терминалом «В» Шереметьево-1), однако вскоре началось возведение нового, гораздо более вместительного помещения, которое благодаря своей весьма характерной форме в народе получило название «рюмка».

В середине 1960 г. из аэропорта Внуково была переведена так называемая международная авиагруппа, что позволило присвоить аэропорту Шереметьево статус международного. Кроме того, его самолетный парк состоял из наиболее совершенных по тем временам пассажирских авиалайнеров различных типов, что позволяло осуществлять рейсы во многие зарубежные государства. Пропускная способность Шереметьево позволила уже в течение первого года работы обслужить около 50 тыс. пассажиров и перевезти примерно 3 тыс. т грузов и почтовых отправлений.

Начиная с 1961 г. из аэропорта Шереметьево авиалайнеры отправлялись в США, Канаду, Мексику, Австралию, Аргентину и на Кубу, для чего было создано специальное управление международных перевозок.

Сегодня Международный аэропорт Шереметьево — крупнейший российский аэропорт по объемам пассажирских и грузовых перевозок, взлётно-посадочных операций и площади аэровокзального комплекса.

В зоне ответственности аэропорта и частных инвесторов находятся следующие проекты по развитию Северного терминального комплекса: новый аэровокзал для пассажиров внутренних линий на 15 млн человек и общей площадью 107 тыс. кв. м; два межтерминальных тоннеля протяженностью 2100 м; третий альтернативный топливно-заправочный комплекс; новый грузовой комплекс.

Пассажирский тоннель будет гарантировать минимальное стыковочное время и улучшит оперативность трансфера пассажиров между терминалами, а багажный тоннель позволит уменьшить время транспортировки багажа. Продолжительность времени стыковки трансферных пассажиров не будет превышать 50 минут. Впервые в России будут построены подземные межтерминальные тоннели под действующими взлетно-посадочными полосами.

Строительство нового грузового комплекса позволит аэропорту укрепить лидерство в качестве крупнейшего грузового хаба международных авиационных узлов. Расчетная пропускная способность карго-комплекса общей площадью 31 тыс. кв. м должна составить 340 тыс. т грузов в год.

С помощью средств государственного бюджета к Чемпионату мира по футболу планируется сдать в эксплуатацию независимую третью взлетно-посадочную полосу (ВПП-3) длиной 3200 м, завершить строительство около нового терминала «B» центрального перрона и западной части новой магистральной рулежной дорожки, которая соединит ВПП-3 с существующей аэродромной инфраструктурой.

В свою очередь, на средства регионального бюджета Московской области будет реконструировано Старошереметьевское шоссе. Существующая автодорога будет расширена до четырех полос, над ней построят четыре надземных пешеходных перехода.

Годовая пропускная способность аэропорта к 2018 г. при сохранении высокого качества обслуживания составит до 50 млн пассажиров.

Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями. Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров (компаний, которые оказывают услуги) и тех, кто пользуются услугами аэропорта, т.е. прежде всего авиакомпаний. Аэропорты могут находиться в различных формах собственности и управляться (эксплуатироваться) различным образом: органами власти, корпорациями, а иногда и частной компанией.

Зарубежный опыт

По оценкам британской компании Skytrax, лучшим аэропортом в мире в 2016 г. стал сингапурский международный аэропорт Чанги. Этот аэропорт за год обслужил 53,7 млн человек. Немаловажно, что он удерживает первенство уже не один год. «Чанги» получил признание пассажиров благодаря красивой архитектуре, прекрасной работе персонала, а также широким возможностям в сфере шоппинга и питания. На территории аэропорта есть масса развлечений, чтобы скрасить ожидание полета, в том числе бани, СПА, кинотеатр, музей и многое другое.

Все аэропорты мира конкурируют между собой и стараются привлечь максимальное количество пассажиров. Для этого они придумывают новые и все более удобные услуги.

Портал Rusbase со ссылкой на журнал Wired составил список аэропортов, каждый из которых предлагает какую-то свою изюминку для пассажиров.

Так, в лондонском аэропорту Хитроу максимально облегчена регистрация. Неважно, какими авиалиниями летит пассажир — достаточно подойти к любой стойке регистрации, у которой очередь покороче.

Международный аэропорт Гонконга заботится о багаже — за день до вылета можно погрузить багаж на специальный экспресс, и чемоданы будут доставлены прямиком на борт самолета.

Если в международном аэропорту Токио не удалось поймать сотрудника аэропорта, то поможет робот EMIEW3 от Hitachi. Он объяснит на английском или японском (а вскоре и на китайском) языке, как пройти к нужному выходу.

Самый быстрый предполетный досмотр ввели в международном аэропорту Хартсфилд-Джексон в Атланте (шт. Джорджия). Все посетители аэропорта двигаются по «инновационным линиям», благодаря чему можно досматривать пять человек одновременно.

Проблему жидкостей и электронных устройств в ручной клади решили в аэропорту Схипхол в Амстердаме. Теперь их можно не вытаскивать — новый сканер наилучшим способом определяет наличие опасных предметов в сумках и портфелях.

Информационные маячки — «фишка» международного аэропорта Майами, США. Эти маячки посылают по Bluetooth важную информацию на телефон пассажира о выходах на посадку, нужных направлениях и местах, где можно перекусить.

А международный аэропорт Калгари запустил систему «умного багажа». Каждый проверенный чемодан (который отслеживается по микрочипу) оказывается на погрузочной площадке уже через 10 минут. Система также позволяет легко пересылать багаж во время стыковки рейсов.

Игорь КОНДРАШОВ

Термин «инфраструктура аэропорта» возник в середине ХХ в. Он используется для обозначения всего комплекса объектов и технических средств, необходимых для обеспечения работы воздушной гавани

Маршрутная сеть аэропорта Шереметьево составляет более 200 направлений

В 2012, 2013 и 2015 гг. Шереметьево был признан лучшим аэропортом Европы по качеству обслуживания согласно рейтингу Международного совета аэропортов

Выставка NAISкрупнейшая деловая площадка в России и СНГ для встречи представителей власти и бизнеса, поставщиков продукции, технологий, решений и услуг, первых лиц авиакомпаний, аэропортов, аэродромов и других авиапредприятий. NAIS предоставляет уникальную возможность расширить свой бизнес и укрепить позиции на рынке за счет взаимодействия с целевыми клиентамиаэропортами и авиакомпаниями.

Современная структура аэропорта — это сложная система инженерных коммуникаций, средств механизации и автоматизации, разнообразных сооружений, призванных обеспечить быстрое и качественное обслуживание воздушных лайнеров и их пассажиров, а также обработку значительных грузопотоков.

Канада считается страной с лучшим управлением воздушным движением. Она запускает в космос специальные спутники, которые помогают рассчитывать кратчайшие и самые безопасные маршруты.