Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Нынешней осенью в Еврейском музее и центре толерантности прошла необычная выставка — «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду». Здесь были представлены костюмы, живопись, графика, фарфор и другие произведения художников русского авангарда из музейных и частных собраний, а также модели крупнейших европейских модных домов.
Выставка исследовала долгую историю взаимодействия отечественной и западной культур, сопоставляя наследие русского авангарда с коллекциями ведущих домов моды.
На протяжении веков изобразительное искусство служило одним из инструментов изучения истории костюма. Наследие живописи и графики, а позже — фотографии дает представление об эволюции парадного, военного, рабочего и других костюмов разных эпох. Выставка «Эффект времени», наоборот, обратилась к истории искусства через работы ведущих домов моды, которые используют схожие с произведениями русских авангардистов цветовые и композиционные решения, часто прибегая к заимствованию узнаваемых форм, деталей декора и орнаментов.
Еще со времен Ренессанса мода имела в своем распоряжении сложную систему цитат и метафор, позволявшую буквально «прочесть» костюм.
Однако только в ХХ в. костюм начинает использовать изобразительное искусство как основной источник вдохновения.
Идея взаимопроникновения изобразительного и декоративно-прикладного, промышленного искусства изначально была близка философии авангарда. На культуру одежды художники авангарда не только влияли косвенно, но и обращались к этой теме непосредственно, разрабатывая эскизы для театра и модели для модных домов. Созданием театральных костюмов с успехом занимались почти все представители нового искусства и их ближайшие последователи. От Малевича, который готовил костюмы к опере «Победа над Солнцем», до женщин-художниц, которые нашли в сфере моды крепкую основу для творчества и заработка.
Эскизы Александры Экстер и Наталии Гончаровой были широко известны не только в театральной среде, но и среди первых модниц Парижа 1920-х гг. В те же годы в России начали продаваться кустарные изделия украинских крестьянок, украшенные рисунками по эскизам мастеров авангарда. Это была продукция знаменитой артели «Вербовка», созданной Натальей Давыдовой и Любовью Поповой, последовательницами идей Малевича из творческой группы «Супремус». А в 1925 г. Дом моды Delaunay, основанный Соней Делоне, представил свои работы на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. С этого момента ее платья, костюмы и ткани с геометрическими узорами стали одним из главных символов авангардной моды.
Визуальные параллели между работами классиков искусства начала ХХ в. и современными костюмами ready-to-wear не только обнаруживают влияние радикального художественного течения на массовую культуру, но также помогают проследить новейшую историю костюма с характерным для нее заимствованием культурных кодов разных эпох.
Начиная с 1960-х гг. дизайнеры увлеклись графической простотой работ авангардистов, заимствуя характерные для художников четкие геометрические и абстрактные формы, плоскостные композиции и отсутствие прямой линейной перспективы. Особенно преуспел в этом самородок и ученик дома Dior французский модельер Ив Сен-Лоран.
Европейские коллекционеры скупали картины Пита Мондриана, в моду входил Энди Уорхолл и еще неизвестный никому Марк Ротко, а Сен-Лоран создавал платья color block, характерными чертами которого являются минимализм, геометризация форм в сочетании с двумя-тремя интенсивными контрастными цветами. Именно в этом стиле созданы, в частности, последние коллекции дома Valentino.
В конце XX в. влияние изобразительного искусства на моду достигло своего максимума — многие работы кутюрье напоминают настоящее представление. Предметом моды стало само тело. Дизайнеры обратились к древним искусствам украшения тела: гриму, пирсингу, тату. Постепенно стерлась грань между дизайном одежды и изобразительным искусством, художники стали использовать человеческое тело вместо холстов, а модельеры — одевать клиентов в живописные полотна.
Искусство в начале XXI в. претерпевает кардинальные изменения. Все, что было придумано до этого, перерабатывается художниками в новый сплав стилей и направлений. Наряду с полной деконструкцией смыслов и смешением всевозможных идей, появляется огромное количество новых техник и направлений творчества: медиаискусство, компьютерная графика, цифровая фотография. Это отражается на моде, которая вбирает в себя все стили прошедших десятилетий, искажая их и придавая им новые смыслы. Работы художников авангарда становятся основой для модных принтов и купонов. Например, облегающее платье от Issey Miyake 2016 г. украшено орнаментом в духе разработок «органиков» круга Матюшина столетней давности, а наряд от бренда Walk of Shame (дизайнер Андрей Артёмов) 2016 г. кажется навеянным рисунками Сони Делоне 1920-х гг. Одновременно с этим платье Миуччи Прада 2014 г. напоминает не только работы последовательницы Кандинского Надежды Ходасевич-Леже, но и знаменитое платье «Мондриан» Ив Сен-Лорана 1965 г.
То, что было придумано как протест против моды, стало ее классикой и историей.
Сегодня мода и искусство выступают как равноправные партнеры. Известные художники работают на модные дома, создавая новые принты и рисуя эскизы будущих коллекций. Они используют подиумы для рекламы свих работ и не стесняются заявлять об этом. В то же время модельеры для создания своих коллекций пользуются опытом и творческими идеями художников, скульпторов, фотографов, дизайнеров и ремесленников, то есть всем богатством истории искусств.
Ольга СТАРКОВА
Еще со времен Ренессанса мода имела в своем распоряжении сложную систему цитат и метафор, позволявшую буквально «прочесть» костюм
На выставке «Эффект времени: влияние русского авангарда на современную моду» было показано более 100 экспонатов. Наряду с работами представителей русского авангарда здесь были изделия современных домов моды — Valentino, Chloé, Prada, J.W. Anderson, Loewe, Issey Miyake, Diane von Furstenberg, ряда российских дизайнеров
В 1965 г. Ив Сен-Лоран, вдохновившись картинами голландского абстракциониста Пита Мондриана, создал коллекцию платьев прямого кроя. Идея перенести абстрактную живопись на ткань и сшить из нее платье стала для того времени революционной. Коллекция стала манифестом моды новой эпохи, прославляющей молодость и активный образ жизни. Ключевыми элементами были шесть платьев А-силуэта с геометричными работами Мондриана. При этом «мондриановский» рисунок на платьях — это не принт, а сшитые между собой кусочки разноцветных тканей. «Мондриан — это чистота, и невозможно добиться большей чистоты в живописи», — говорил Сен-Лоран. Очевидно, такого же эффекта он хотел добиться и в дизайне.