тел. (495) 223-42-15

Как капля воды

«Он остаётся невредимым в самом сильном огне, это свет солнца, сгустившийся в земле и охлаждённый временем, он играет всеми цветами, но сам остаётся прозрачным, точно капля воды...». Эти слова про алмазы были написаны давным-давно, но не теряют актуальности и в наши дни.

Искусство обработки алмазов возникло в глубокой древности в Индии и других странах Востока. Однако древние мастера не сумели найти способ такого преображения алмаза, который в полной мере позволил бы проявиться чудесному блеску и игре света этого камня. Они просто выравнивали неровности и слегка шлифовали алмаз для придания ему блеска, искусственные же грани, как считал французский торговец бриллиантами XVII в. Жан-Батист Тавернье, чаще всего наносились, чтобы скрыть природные дефекты.

В процессе обработки алмаза большую роль играет искусство раскалывания камня с целью уменьшения массы кристалла и удаления дефектных частей. Имеются косвенные доказательства, что оно было известно индийским гранильщикам в глубокой древности.

Проводя экспертную оценку камня, специалист-геммолог учитывает 4 обязательных критерия, получившие название 4 «С». Первый параметр — carat weight (вес камня). Как известно, общепринятой мерой массы ювелирных камней является карат, равный 0,2 грамма. Само слово «карат» произошло от названия семян рожкового дерева. Они имеют неизменный вес и в древности являлись мерой веса.

Второй параметр — color (цвет). Неспециалисту бриллианты кажутся абсолютно прозрачными, но на самом деле их оттенки различаются.

Третий – clarity (чистота). Чистота минерала определяется наличием в его составе включений, а также их особенностями.

Четвёртый параметр — cut (огранка бриллианта). Эти показатели являются основой для определения качества бриллианта и, соответственно, стоимости.

Для получения наибольшего блеска ювелирные алмазы подвергаются гранению. При этом потеря в массе получается значительной, особенно у крупных камней (иногда до 50% и более). Большинство замечательных камней, найденных в Индии, там же получили и первую огранку, причем алмазы древней индийской огранки ценились очень дорого.

В XVI—XVII вв. культура обработки камня на Востоке продолжала развиваться, о чем свидетельствуют, в частности, надписи на некоторых самых знаменитых камнях. Так, алмаз «Шах» был гравирован в Персии. На трех его плоскостях записаны даты и имена владельцев, самая ранняя дата — 1591 г. На алмазе «Акбар-шах» также имеются даты и имена его владельцев, начиная с 1618 г.

В начале XX в. математик Марсель Толковский опубликовал исследование Diamond Design, в котором геометрически представил пропорции идеальной, с точки зрения преломления лучей, огранки алмаза, которая обеспечивает максимальные переливы света. Так, круглые бриллианты с 57 гранями стали известны как «бриллианты Толковского» и получили обозначение Кр-57. До сих пор практически все виды огранки, меняющиеся в зависимости от формы камня, основаны на идее Толковского.

Превращение алмазов в бриллианты является очень трудоемким процессом. В некоторых странах до сих пор это делается кустарным способом, и главное тут — квалификация рабочих-огранщиков.

В Европе гранильная промышленность зародилась в XV в. Опыт гранильщиков Востока был использован европейцами, очевидно, только частично, так как многие способы обработки драгоценных камней, в том числе алмаза, были разработаны в Европе самостоятельно.

В 1454 г. голландский мастер Лодевик ван Беркен придумал новый способ гранения алмазов. Он применил для обработки алмаза алмазный порошок и изобрел бриллиантовую форму огранки. С этого времени начинается развитие гранильного дела в Европе — в Голландии, Франции, Германии. Центрами его стали города Антверпен и Париж.

В XVII в. во время испанского владычества многие мастера-гранильщики бежали от преследований инквизиции в Амстердам. Они создали в этом городе гранильную промышленность на базе сырья, получаемого из различных алмазодобывающих стран. С этого времени и до конца XIX в. Амстердам сохранял ведущее место в области огранки алмазов и производства бриллиантов. Наряду с Амстердамом развивался также как центр огранки и торговли алмазами Антверпен. Нидерланды и Бельгия производили 90% всех обработанных алмазов в мире.

В настоящее время одной из ведущих стран по обработке алмазов в бриллианты является Бельгия. В этой стране существует специализация фирм по основным операциям обработки алмазов. Одни занимаются раскалыванием и распиловкой алмазов, другие производят все последующие операции по их обработке.

Современные технологические схемы обработки алмазов включают следующие операции: раскалывание, распиловку (резку), предварительную обдирку, огранку и полировку кристаллов. Все алмазы, поступающие для обработки на бриллианты, предварительно просматриваются для определения способа обработки и вида огранки. Для раскалывания, распиловки и огранки алмазов большое значение имеет точная ориентировка кристаллов. Для такой ориентировки в настоящее время применяются рентгеновские лучи.

Распиловка является одной из главных операций. Если алмаз имеет какой-либо дефект (трещину, темное пятно и др.), то, в зависимости от формы, или ведут распиловку по дефектному месту, или стараются выделить участок с дефектом в меньший кристалл, чтобы из оставшейся части получить высококачественный бриллиант.

Распиловке подвергают все крупные алмазы. Их разрезают в направлении наименьшей твердости кристалла; в направлении наибольшей твердости алмаз практически не поддается никакой обработке.

После распиловки алмазы подвергаются обдирке (обточке) на специальных токарных обдирочных станках. Алмазы при помощи специального клея закрепляются в оправах и обрабатываются на небольших скоростях во избежание раскалывания. Обдирка применяется в основном для обтачивания граней, ребер и углов кристаллов. Потери при данной операции составляют 15—25%. Отходы используются для изготовления алмазных порошков.

После обдирки приступают к огранке камней. Наиболее распространенными видами огранки ювелирных алмазов являются собственно бриллиантовая огранка и ступенчатые формы огранки. При бриллиантовой форме огранки верхняя горизонтальная грань фигуры носит название площадки, нижняя маленькая — кюлассы. Остальные грани носят название боковых. Совокупность боковых граней, образующих верх бриллиантов, составляет коронку (верх). Нижние боковые грани образуют павильон (низ). Боковые грани располагаются в виде ступенек (рядов). К одному такому ряду относятся все грани, наклоненные под одинаковым углом к вертикальной оси камня и симметрично расположенные вокруг нее. Ободок, по которому коронка соприкасается с низом бриллианта, называется рундистом, или базой. В коронке бриллианта бывает до трех ступеней, в павильоне — пять-шесть.

Форма огранки бриллианта не случайна. Камень должен быть огранен так, чтобы большая часть вошедших в него лучей не прошла насквозь, а вернулась обратно, отразившись от его граней. От качества шлифовки и огранки зависят блеск и игра цветов, а следовательно, и стоимость камня.

Существует несколько оттенков бриллианта. Некоторые из них имеют такие незначительные на взгляд обывателя отличия, что разграничить их может только опытный специалист-геммолог. Оттенки камня варьируются от голубовато-белого до коньячного и обозначаются цифрами от 1 до 9. Оценка цвета, как и определение других характеристик бриллианта, является кропотливым процессом, требующим высокого профессионализма геммолога. Об этом говорят использующиеся в технических условиях термины «едва уловимый», «ярко видимый», «незначительный оттенок» и др., на основании которых бриллиант относят к той или иной группе цвета.

В соответствии с действующими в России техническими условиями, по-разному оценивается цвет бриллиантов с 17 гранями, с 57 гранями до 0,29 кар. и 57 гранями от 0,30 кар. Поэтому оттенок мелкого кристалла 4-й группы цвета будет насыщеннее, чем цвет более крупного бриллианта 4-й группы от 0,30 карата.

Среди 17-гранных камней оптимальными по цене и качеству считаются бриллианты 2-й группы («с едва уловимым оттенком» или «с незначительным жёлтым оттенком»). А для более крупных кристаллов с 57 гранями таковым является 3-я группа цвета. По американской системе GIA (от названия Геммологического института Америки) этим цифрам соответствуют обозначения F, G и H.

Как и определение цвета камня, оценка его чистоты не происходит одинаково для всех бриллиантов. В российских ТУ подробно описан характер включений (их объём, количество, расположение и т. п.), влияющих на отнесение бриллианта к конкретному классу чистоты.

Бриллиант с характеристикой чистоты 3 — это камень без видимых дефектов. Дефектами могут быть природные включения, сколы, трещинки, пузырьки или отверстия на поверхности от лазерного выжигания угольных включений. Такие дефекты влияют на цену и качество камня. В небольших камнях отличить первое качество от третьего без специальных увеличительных приборов невозможно.

В настоящее время на финишных стадиях процесса огранки алмазов используется ручной труд высококвалифицированных огранщиков. Он выбирает «мягкое» направление шлифования и контролирует размер кристалла, руководствуясь своими органами чувств; поэтому решающая роль в качестве получаемого бриллианта зависит от квалификации огранщика. При ручной обработке возникают такие погрешности, как неправильность геометрических форм, несоответствие размеров, несходимость граней в одну точку. Поэтому к операциям огранки на финишных стадиях привлекают огранщиков самой высокой квалификации.

В бриллианте большая часть вошедших лучей света отражается от внутренней поверхности его граней. Грани верхней части бриллианта, отражая лучи света, сверкают так называемым алмазным блеском. Грани нижней части при полном внутреннем отражении лучей кажутся как бы посеребренными и отливают металлическим блеском. Совокупность блеска граней верхней и нижней частей бриллианта и дисперсия света обусловливает его игру. По оптическому качеству бриллиантовая огранка настолько превосходит предшествующие ей формы огранки, что в настоящее время такая форма гранения и ее варианты стали основными.

Игорь КОНДРАШОВ

Метрический карат был официально принят в качестве меры веса лишь в 1907 г. 4-й Генеральной конференцией по мерам и весам. В СССР эта мера была признана в 1922 г.

Огранкой называется процесс шлифования, посредством которого на алмаз наносят плоскости для придания камню различных форм. Нанесенные плоскости называются гранями или фацетами

С точки зрения оптики бриллиант является сложной призмой, разлагающей пучок белого света на цветные лучи

В XX в. были разработаны огранки, дающие гораздо большее количество фацет, чем бриллиантовая. Так, для огранки «магна» характерны 102 грани, а для «принцесс» — 146 граней

Ступенчатая бриллиантовая огранка встречается на бриллиантах квадратной, прямоугольной или трапециевидной форм. Грани бриллианта ступенчатой огранки могут быть в виде прямоугольника или трапеции и всегда расположены параллельно рундисту — грани, разделяющей бриллиант на верхнюю и нижнюю части. Ступенчатая огранка не так ярко демонстрирует «игру», «огонь» и вспышки света по сравнению с бриллиантовой огранкой, зато подчеркивает цвет, прозрачность, а также чистоту бриллианта.

Видоизмененная бриллиантовая огранка относится к наиболее распространенному виду огранки бриллиантов, потому что стандартную бриллиантовую огранку можно эффективно модифицировать в множество различных форм, сохраняя при этом количество граней и принципы расположения относительно друг друга. Алмазы, ограненные видоизменной бриллиантовой огранкой, «играют» и очаровывают своими вспышками практически так же, как и круглые бриллианты.

Современную огранку круглых по форме бриллиантов, как правило, связывают с именем Марселя Толковского, который в 1919 г. на основании принципа полного внутреннего отражения и проведенных им расчетов предложил геометрические параметры круглого бриллианта, в котором оптические свойства алмаза проявляются наилучшим образом. Такой бриллиант принято называть идеальным или классическим.