Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Всего 125 лет потребовалось, чтобы невзрачная керосиновая лавка превратилась в самую крупную, самую могучую частную нефтяную компанию мира. Речь идет об американской корпорации ExxonMobil.
Прародителя корпорации ExxonMobil — компанию Standard Oil несколько раз пытались уничтожить, расчленить, запретить. Ее ненавидели и считали врагом общества. И каждый раз Standard Oil, как птица Феникс, возрождалась и становилась только сильнее. Ее можно сравнить и с драконом — каждая из «голов» этой разрубленной на куски компании проросла в нефтяную промышленность Америки и дала начало крупнейшим американским нефтяным корпорациям — Exxon, Mobil, Amoco, Chevron, Conoco и другим.
История Standard Oil — это история противостояния государства и частного предпринимательства, история борьбы за власть и деньги, история мошеннического монополизма, надолго испорченной репутации и феноменального успеха.
Король-керосин
Гражданская война между Севером и Югом США закончилась победой северян. В стране начался экономический бум — столько всего надо было сделать: энергия и предпринимательство били через край. После войны всегда много дел. Работали с утра до поздней ночи при свете керосиновых ламп. Они пользовались огромным спросом, а значит, нужно было и сырье для производства керосина.
В 1870 г. в Огайо Джон Рокфеллер с компаньонами образовали партнерство под названием Standard Oil. Само название компании говорило о стремлении Рокфеллера упорядочить нефтяной бизнес, в котором, по его мнению, царил хаос. Словом «standard» в названии компании он подчеркивал, что поставляет продукцию неизменно высокого, стандартного, качества.
Поначалу Standard Oil и ее прародитель — керосиновая лавка была очень похожа на множество других мелких компаний. Но что-то позволило ей не только выжить и вытеснить с рынка конкурентов, но и неуклонно двигаться к вершине нефтяного Олимпа, несмотря на ненависть окружающих и попытки правительства разгромить ее.
С самого начала Рокфеллер и его партнеры Эндрюс и Флэджер уделяли огромное внимание мелочам, всем аспектам экономики бизнеса. Казалось бы, мелочь: стоимость бочек для транспортировки нефти. Но для рачительных бизнесменов это была не мелочь: вместо того чтобы покупать бочки по цене 2,50 долл., они начали производить собственные по 1 долл. Эта разница, помноженная на сотни тысяч бочек, или баррелей, давала весомое конкурентное преимущество.
Набирая служащих в новую компанию, Рокфеллер знакомил их с созданным им уставом Standard Oil. В соответствии с ним работники не получали жалованья, а только акции. Он полагал, что это будет стимулировать служащих работать более старательно, чтобы повысить стоимость акций, а не почивать спокойно на высокой зарплате или премиях.
Бандиты с большой дороги
Но не только это стало основой успеха компании. Основатель Standard Oil не гнушался самыми низкими и подлыми методами борьбы за выживание.
Компания не щадила конкурентов, выкручивая им руки в прямом и переносном смысле слова.
У Рокфеллера была тайная договоренность с железнодорожными компаниями об особых условиях для Standard Oil: за перевозку бочки нефти она платила 10 центов, тогда как конкуренты 35. Конкуренты не могли ему противостоять, Рокфеллер ставил их перед выбором: объединение с ним либо разорение. Большинство предпочло войти в состав Standard Oil в обмен на долю акций.
Но некоторые не сдавались. В 1878 г. группа независимых нефтедобывающих компаний при поддержке администрации Пенсильвании начала строить альтернативный канал транспортировки сырой нефти, который должен был разрушить монополию Standard Oil — 270-километровый трубопровод Riverside Pipeline.
Standard Oil прибегла к самым примитивным и грязным способам борьбы с конкурентами — стала подсылать на стройку банды молодчиков, которые всё крушили и разбивали, нападали на строителей. Трубопровод все-таки был достроен. Тогда Standard Oil прибегла к другой тактике — проложила четыре параллельные ему магистрали. За их использование она взимала с нефтяников символическую плату до тех пор, пока Riverside Pipeline не обанкротился и не был выкуплен монополистом.
В 1879–1880 гг. суды Пенсильвании были завалены сотнями исков акционеров Riverside Pipeline с требованием взыскать со Standard Oil убытки, понесенные в результате нападений его банд на трубопровод. Большое жюри Пенсильвании с удовольствием вынесло обвинительный приговор владельцам Standard Oil. К этому времени компания раздражала многих.
Тем не менее Рокфеллер и его партнеры уверенно шли к цели. К 1880 г. компания перерабатывала 95 % нефти, добываемой в США.
Его стратегия уничтожения конкурентов выглядела весьма неприглядно. Втайне являясь владельцем железнодорожной транспортной компании Union Tanker Car Company и обладая патентом на металлические и герметичные вагоны-резервуары (их используют по сей день), Джон Рокфеллер сдавал их в аренду своим конкурентам, чтобы те могли перевозить свою продукцию на НПЗ. Выждав определенное время и убедившись, что добывающие компании вложили все свои средства в развитие инфраструктуры для увеличения производства, Union Tanker в одностороннем порядке разрывала договоры об аренде вагонов. Альтернативы не было, и производители несли колоссальные убытки. Оставалось только дождаться их неминуемого банкротства, а затем купить их по ничтожной цене, получая заодно прилегающие железные дороги. Рокфеллер пользовался этой уловкой многие годы, не вызывая никакой ответной реакции, так как никто не знал, что он был собственником Union Tanker.
Трест, который лопнул
В то время большинство корпораций не могли владеть собственностью за пределами штата регистрации. Рокфеллер попытался решить эту проблему, образовав в 1882 г. трест Standard Oil Trust из 40 компаний, что давало ему возможность контролировать всю индустрию переработки нефти. В трест наряду с другими вошли и компании Standard Oil Company of New Jersey (Jersey Standard) и Standard Oil Company of New York (Socony) — будущие корпорации Exxon и Mobil.
Неудивительно, что компанию ненавидели все – и конкуренты и общественность. Раздавались голоса с требованием приструнить зарвавшегося «керосинщика». Что и было сделано в 1890 г. с принятием антимонопольного закона Шермана. Трест Standard Oil Trust был распущен. Однако компания возрождалась вновь и вновь, в разных штатах, наращивая свое могущество путем приобретения долей участия в других компаниях.
В 1898 г. против компании началось новое антимонопольное расследование. Репутация компании в глазах общества была ужасной. Этому способствовали публикации журналистки Иды М. Тарбелл. Из номера в номер с 1901 г. в течение двух лет журнал McClure Magazine публиковал материалы о жестокости, алчности и беспринципности Рокфеллера. Цикл этих публикаций в 1904 г. вышел отдельной книгой под названием «История Standard Oil Co.» Вскрытые ею факты мошенничества вызвали общественное возмущение и призывы к правительству разобраться наконец-то с этой компанией. Президент Теодор Рузвельт, дочитав книгу, сказал, что «руководители нашей нефтяной индустрии — это самые опасные преступники в мире» и инициировал начало нового дела против Standard Oil.
Оно длилось более шести лет. Никто не мог поверить, что можно было уничтожить такого монстра. И тем не менее дело было сделано. В 1911 г. Верховный суд постановил, что Standard Oil должна быть расформирована, а на ее базе создано 38 новых компаний. Керосиновая империя, казалось, была разгромлена.
Однако сам Рокфеллер от такой «рокировки» стал только богаче, так как получил внушительные доли во всех вновь образованных компаниях. А Америка получила плеяду крупных нефтяных компаний.
Из этого «выводка» самыми успешными и живучими оказались Jersey Standard и Socony. Впоследствии они вновь объединились и превратились в крупнейшую в мире нефтяную компанию ExxonMobil.
В 1911 г. произошло еще одно важное событие. Возможно, даже более важное, чем расчленение Standard Oil. Впервые у компании Jersey Standard продажи бензина по объему опередили продажи керосина. А ведь королем рынка в те годы был именно керосин бензин считался побочным, никчемным продуктом переработки нефти. Изобретение двигателя внутреннего сгорания и автомобильный бум полностью изменили приоритеты.
Jersey Standard неуклонно расширялась, поглощая одни компании и приобретая доли в других. В 1920 г. акции компании вышли на Нью-Йоркскую фондовую биржу.
Неплохо себя чувствовала и Socony. Автомобильный бум требовал новых продуктов и новых имен. В 1920 г. Socony зарегистрировала торговую марку моторного масла Mobiloil. Она приобретала нефтеперерабатывающие компании или входила в доли участия, а в 1931 г. слилась с Vacuum Oil Company, пионером этой индустрии еще с 1866 г. Новая компания получила название Socony-Vacuum.
В 1998 г. Exxon (бывшая Standard Oil Company of New Jersey) и Mobil (бывшая Standard Oil Company of New York ) подписали соглашение о слиянии стоимостью 73,7 млрд долл. и о формировании новой компании Exxon Mobil Corporation (ExxonMobil), крупнейшей на планете частной нефтяной компании.
Вопросы репутации
Несмотря на впечатляющие успехи в бизнесе, плохая репутация преследует детище Рокфеллера до сих пор. Компанию ненавидят, как и сто лет назад.
В 2012 г. в рецензии на книгу американского журналиста Стива Колла «Личная империя: ExxonMobil и американская власть» газета Daily Telegraph писала, ссылаясь на автора, что ExxonMobil «превратилась в одну из самых ненавистных корпораций планеты, определяющей американскую внешнюю политику и судьбу всей нации». Это, видимо, тоже наследие Джона Рокфеллера.
24 марта 1989 г. нефтяной танкер «Эксон Вальдез» потерпел крушение у побережья Аляски в проливе Принца Вильгельма. В результате около 260 тыс. барр. (40,9 млн л) вылилось в море, образовав нефтяное пятно в 28 тыс. кв. км. Считается, что это самая страшная экологическая катастрофа за все время существования нефтяной промышленности. Exxon подвергалась серьезной критике за то, что не сразу и довольно медленно реагировала на катастрофу с танкером. Несмотря на огромные выплаченные штрафы (507,5 млн долл.) и компенсации местным жителям (300 млн долл.), осадок, как говорится, остался.
Не вызывает симпатии у общества и позиция уже новой корпорации по поводу борьбы с вредными выбросами и глобальным потеплением. Они известна своими лоббистскими усилиями в направлении, противоположном общему тренду. Ее критикуют за пренебрежение правами человека и влияние на американскую политику, за незаконную торговлю и уклонение от уплаты налогов. Короче, наследники Джона Рокфеллера унаследовали не только бизнес, но и методы его ведения.
А Васька слушает, да ест
Конечно, чужое богатство и чужой успех никогда не вызывают симпатии, Но, как и в годы становления Standard Oil, компания продолжает двигаться своим курсом, не обращая внимания на критиков.
В настоящее время ExxonMobil находится на 8-м месте в мире по уровню доходов, и на пятом – по уровню капитализации среди публично торгуемых компаний. В списке Fortune 500 за 2014 г. она заняла второе место среди наиболее прибыльных компаний.
Ежесуточно на всех своих месторождениях по всему миру ExxonMobil добывает 3,9 млн барр. углеводородов в пересчете на нефть — больше, чем любая другая компания из списка супергигантов. Она располагает примерно 1% мировых доказанных запасов нефти (25,2 млрд барр.). В 21 стране мира ей принадлежит 37 нефтеперерабатывающих предприятий совокупной мощностью 6,3 млн барр. нефти в сутки. Она является крупнейшей нефтеперерабатывающей компанией в мире.
Ирина СКИБИНСКАЯ
Торговая марка Esso родилась в 1926 г. Название придумали исходя из фонетического звучания в алфавите букв S и О, первых букв Standard Oil. Эту марку присвоили новой смеси моторного топлива, который вывела на рынок Jersey Standard. Марка эта знаменита и по сей день. Когда в 1972 г. Jersey Standard решила отказаться от своего исторического названия и взяла новое имя — Exxon Corp., в США стала использоваться новая торговая марка — Exxon. Однако в Европе и в Канаде сохранилась старая марка — Esso.
Расчлененная в 1911 г. компания Standard Oil породила целую плеяду успешных впоследствии нефтяных компаний. Standard Oil of New Jersey (Jersey Standard) превратилась в компанию ESSO, а затем в Exxon; Standard Oil of Ohio стала Sohio; Standard Oil of Indiana стала Amoco; Standard Oil of New York (Socony) стала Mobil; Standard Oil of California превратилась в Chevron, а сама Standard Oil — в Conoco.
Джон Рокфеллер отошел от руководства компанией в 1897 г. Он умер в 1937 г., не дожив трех лет до своего 100-летия. На склоне жизни Рокфеллер много занимался благотворительностью.
Начальный капитал Standard Oil составлял 1 млн долл. К концу 1894 г. Рокфеллер стал первым долларовым миллиардером в мире
Exxon Mobil Corp. (ExxonMobil) — американская транснациональная нефтяная и газовая корпорация. Штаб-квартира компании расположена в городе Ирвинг, штат Техас
В 1974 Mobil выпустила на рынок синтетическое моторное смазочное масло Mobil 1. Сегодня это самое распространенное в мире синтетическое моторное масло.
В начале 1870-х гг. доля Standard Oil в нефтеперерабатывающей индустрии США составляла менее 4%, у нее было 250 конкурентов. К 1880 г. она перерабатывала 95% добываемой в США нефти.
В 2015 г. доходы ExxonMobil составили 269 млрд долл., а чистая прибыль — 22 млрд долл. Активы компании оценивались в 350 млрд долл. На корпорацию работают более 75 тыс. человек.