Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В ХХ веке новым предметом обучения студентов стало бизнес-образование. Местом его рождения считаются США, где Гарвардский университет впервые организовал в 1908 г. программу МВА (Master of Business Administration – магистр делового администрирования).
На мировом рынке образовательных услуг бизнес-школы США занимают лидирующие позиции. Бизнес-образование включено в программу всех ведущих университетов страны. Классическая его модель предполагает двухгодичное обучение деловому администрированию. В первый год слушатели знакомятся с обязательными базовыми дисциплинами, а в течение второго года изучают специализированные предметы. В настоящее время существует несколько вариантов получения академической степени МВА: двухгодичные и годовые курсы, очные или без отрыва от основной профессиональной деятельности.
Ведущие позиции США в сфере бизнес-образования безусловно объясняются накопленным опытом обучения ведению бизнеса. Но, кроме того, именно американские школы наиболее быстро реагируют на запросы студентов и работодателей, на новые тенденции в развитии рынков, внимательно следят за результатами исследований в области экономики и быстро интегрируют их в свои программы.
Ведущее место среди американских бизнес-школ занимают Stanford University GSB, Harvard Business School, University of Pennsylvania, Columbia Business School, Chicago GSB, Northwestern University, MIT Sloan, University of Michigan.
Особенностью современного бизнес-образования является его гибкость и максимальная приспосабливаемость к текущим реалиям. Оно учит ориентации в нестандартных ситуациях, исходит из того, что ничто не стоит на месте, все находится в постоянном развитии, в том числе и бизнес. Успеха добивается тот, кто движется вместе с этими бизнес-процессами, может быстро разобраться в том, что происходит, и не только грамотно применить ту или иную бизнес-модель, но и создать новую, собственную.
За историю существования бизнес-образования выработалась определенная процедура отбора и приема на учебу студентов. Она предполагает предоставление рекомендаций, сдачу специальных тестов GMAT (определение способности успешно обучаться в бизнес-школах) и TOEFL (Test of English as a Foreign Language — тест на знание английского языка как иностранного, сдача которого обязательна для неанглоязычных иностранцев для поступления в вузы США и Канады, а также Европы и некоторых стран Азии), а также написание эссе и отдельное собеседование.
Однако в последние годы эта система начала утрачивать эффективность. Если раньше считалось, что эссе является достоверным отражением способностей, амбиций и образованности абитуриента, то сейчас, при обилии информации в интернете, оно стало, скорее, играть роль дополнительного материала. В настоящее время на первый план при приеме в бизнес-школы выходят другие аспекты. Например, способности поступающего преподнести себя как личность, продемонстрировать свою креативность, склонность к эффективной работе в команде.
Слушатели сами формируют программы
Раньше в деловом образовании существовала простая модель: школа составляла учебный план, а слушатели выступали в роли потребителей образовательной услуги. Основной, если не единственной, возможностью для студентов повлиять на ход обучения была оценка результативности образования после выпуска, последствия которой ощущал на себе в лучшем случае уже следующий поток.
В современных условиях люди, готовые прервать свою работу и потратить на обучение немалые деньги, стремятся самостоятельно влиять на процесс обучения и контролировать его. Их подход к получению образования становится более прагматичным: они хотят четко понимать, на что тратят свои финансы, и иметь возможность оказывать влияние на учебный процесс.
В некоторых бизнес-школах создаются специальные онлайн-платформы, на которых зарегистрированные пользователи могут делиться своими идеями относительно учебной программы. Право голоса дается не только студентам или выпускникам, но также корпоративным партнерам, потенциальным работодателям и прочим заинтересованным лицам. Такой способ обмена мнениями пользуется большой популярностью. Как правило, по окончании учебного года специальная экспертная комиссия рассматривает предложения и выбирает лучшие.
Обучение перетекает в интернете
Для современного слушателя программы MBA важными факторами являются мобильность и возможность получать образование без ущерба для других видов занятий. Имеется в виду возможность успешно сочетать работу, учебу и семейную жизнь, не говоря уже о том, что далеко не все готовы отрываться от работы и лишать себя источника регулярного дохода. В ответ на такие потребности потенциальных слушателей бизнес-школы запускают новые онлайн-программы, открывающие возможности для очно-дистанционного изучения программы iMBA. Такая форма обучения стоит в три раза дешевле очного аналога.
Эксперты практически единодушны в том, что в ближайшие годы ожидается бурное развитие модульных программ и технологий дистанционного образования. Одновременно в бизнес-образовании увеличивается количество форматов, альтернативных традиционным, таких как Master in Managеment, iMBA, различных онлайн-курсов.
Условие для успешной карьеры
В настоящее время в США получение бизнес-образования — это обязательное условие для успешной карьеры в бизнесе. МВА-программы имеются в 500 образовательных учреждениях страны, а дипломы МВА ежегодно получают более 90 тыс. человек. По статистике, более 60% менеджеров американских компаний имеют степень МВА. При этом обладатели диплома MBA пользуются растущим спросом среди работодателей.
Бизнес-образование приносит значительные финансовые выгоды выпускникам бизнес-школ. Так, по данным рейтинга газеты «Файнэншл Таймс», рост заработной платы выпускников бизнес-школ составил в 2015 г. для Columbia Business School 106%, Chicago GSB — 97%, Harvard Business School — 96%, Yale School of Management — 96%.
Согласно исследованию журнала Forbes, в котором оценивается отдача от инвестиций в образование по программам МВА и учитываются стоимость образования, зарплата до и после обучения, первое место в 2015 г. занял Стэнфордский университет. Разница между зарплатой до поступления на обучение и после него за пять лет составила для выпускников Стэнфорда 99,7 тыс. долл. На втором месте бизнес-школа Booth (Чикаго) — 92,6 тыс. долл. Третье место принадлежит Harvard Business School — 79,6 тыс. долл.
По данным Graduate Management Admission Council (GMAC — организация, проводящая экзамен GMAT), рост средней зарплаты выпускника MBA по сравнению с уровнем до обучения составляет в настоящее время в мире в среднем 90%. В развивающихся экономиках этот показатель выше: 200% для Индии, 156% для Африки и Ближнего Востока, 127% для Латинской Америки и 104% для Китая. В США диплом MBA способствует росту зарплаты в среднем на 69%, а в Европе — лишь на 57%. Заметнее всего, на 112%, растут доходы слушателей, чей опыт работы не превышает трех лет. У слушателей с опытом работы от трех до пяти лет зафиксирован рост зарплаты на 100% (для получения этих данных GMAC опросила 3329 выпускников бизнес-школ в 2015 г. из 112 университетов в 29 странах).
Затраты на получение бизнес-образования своих сотрудников довольно часто финансирует компания. В то же время студент может сам оплачивать свое обучение, получив на эти цели кредит. В США кредитование этого образования очень распространено, т. к. многие американские школы напрямую сотрудничают с банками.
В публикации использованы материалы сайта www.e-executive.ru.
Борис ПАВЛОВ
Особенностью современного бизнес-образования является его гибкость и максимальная приспосабливаемость к текущим реалиям
В США более 60% менеджеров компаний имеют степень МВА. МВА-программы преподаются в 500 образовательных учреждениях страны, а дипломы ежегодно получают более 90 тыс. человек
Рост средней зарплаты выпускника MBA по сравнению с уровнем до обучения составляет в настоящее время в мире в среднем 90%
GMAT (Graduate Management Admission Test) — тест, посредством которого определяется способность успешно обучаться в бизнес-школах. Он используется школами бизнеса по всему миру как один из критериев отбора, чаще всего для приема на программу MBA. Ежегодно тестирование проходят более 200 тыс. человек. Прохождение теста платное — 250 долл., результаты действительны в течение пяти лет.
Компания Social Finance, Inc. проанализировала размер кредитов, которые берут студенты на обучение в бизнес-школах, и их доходов после окончания занятий. Было обследовано 240 тыс. студенческих займов за 2 года и рассмотрен средний доход выпускников через три года после получения диплома. Так, соотношение доходов выпускника Harvard Business School к его расходам на обучение составило 1,9, MIT Sloan — 1,7, Northwestern Kellogg — 1,5, Chicago Booth — 1,4.
Social Finance, Inc. (SoFi) — компания, занимающаяся предоставлением кредитов для оплаты обучения. Займы выдаются по более низким процентам, чем в обычных коммерческих банках.
Доходы и расходы
Бизнес-школа |
Средний доход, тыс. долл.* |
Займ на обучение, тыс. долл. |
Индекс** |
New York Institute of Technology |
126,1 |
50,3 |
2,5 |
Saint Mary’s College of California |
116,5 |
49,9 |
2,4 |
California State University East Bay |
89,9 |
38,0 |
2,4 |
Stanford University GSB |
177,6 |
77,0 |
2,3 |
* Через три года после окончания обучения.
** Отношение средней зарплаты к займу на обучение.