тел. (495) 223-42-15

В дорогу с «Мишленом»

Для современного человека гид «Мишлен» — это прежде всегорейтинг ресторанов с их пресловутыми тремя звездами, недоступных для простого обывателя. Не все знают, что гид издает та же компания, что делает известные автомобильные покрышки, и что изначально это был просто справочник для автомобилистов с практическими советами.

Андре Мишлен приехал из Парижа в Клермон-Ферран в 1886 г., чтобы спасти от полного разорения и гибели компанию своего деда Аристида Барбье. Дед вместе с партнером Эдуаром Добре еще в 1832 г. учредил компанию по производству каучуковых изделий и кое-какой сельскохозяйственной продукции. После смерти основателей фирма стала приходить в упадок и стояла на грани банкротства. Тогда-то 33-летний Андре и решил подхватить семейный бизнес. Его младший брат Эдуар только-только закончил курс изящных искусств в Париже и готовился стать художником.

Что касается Андре, он был инженером и владел собственной компанией по металлообработке в Париже. Он ничего не смыслил в каучуке, однако твердо решил спасти дедову фирму. С большим трудом, но ему удалось уговорить Эдуара покончить с богемной жизнью и также начать работать на семейный бизнес. «Теперь мой долг — уехать в Клермон-Ферран и спасти семейное дело от гибели», — написал тот своему учителю, известному в то время художнику Уильяму Бугеро.

Братья взялись за дело, начав с изучения основ того, чем им придется впредь заниматься. К 1889 г. стало ясно, что фирма выжила. В этом же году она получила название Michelin & Cie, а братья стали искать новые возможности для расширения бизнеса. Помог случай.

В 1891 г. на территорию завода заехала запряженная быкомтелега, которая привезла велосипедиста. Ему требовалась помощь, надо было отремонтировать пробитую шину. Надувные шиныфирмы Dunlop были тогда новинкой. Они были удобны, но проблема состояла в том, что покрышки накрепко приклеивались к ободу и снять их собственными силами было очень трудно. На ремонт ушло несколько часов, а затем еще целая ночь — ведь заново приклеенная шина должна была высохнуть. Этот случай заставил Эдуара задуматься о том, как сделать велосипедные покрышки более удобными для ремонта и обращения. В 1891 г. братья зарегистрировали патент на съемныенадувныешины, которые можно было починить за 15 минут. В этом же году состоялся первый велосипедный марафон Париж-Брест-Париж (1200 км), победитель которого проехал весь маршрут за 71 час на велосипеде с шинами от Мишленов. В ходе поездки из-за прокола он сам поменял покрышку и все равно выиграл гонку. Это была прекрасная реклама для ранее малоизвестной фирмы. Съемные велосипедные покрышки стали абсолютным хитом молодой компании. Четырьмя годами позже Michelin & Cie презентовали Eclair, первый автомобиль на надувных покрышках.

К концу XIX в. братья Мишлен создали прекрасную компанию. Но дальнейшее увеличение продаж автопокрышек прямо зависело от количества автомобилей. Для того чтобы продавать больше покрышек, надо было, чтобы люди больше ездили. В пору младенчества автомобильной эры не существовало развитой системы дорог, карт, соответствующей инфраструктуры. Бензин для заправки автомобилей покупали в аптеках. Отремонтировать егобыло целой проблемой. Да и самих автомобилей во Франции к началу прошлого века было чуть больше 2,5 тыс. Вот тогда Андре Мишлену и пришла в голову гениальная мысль подстегнуть автомобилистов, помочь им, дать им стимул ездить больше и дальше, чем на субботний пикник в соседний парк.

В 1900 г. был выпущен первый путеводитель «Мишлен», или, как его теперь принято называть, гид «Мишлен». Он представлял собой список мест, которые бы могли пригодиться путешественнику: отели, закусочные, ремонтные мастерские для разных марок авто, места продажи бензина. Там же были и практические советы, как самому поменять покрышку, если в пути случилась неприятность.

Выпустив этот справочник, Мишлены дали толчок и развитию туризма. Уже в 1901 г. в справочник впервые была включена информация для праздных путешественников: в нем, помимо обычных маршрутов, описывались и самые живописные дороги. «Не так быстро, зато красиво», — говорилось в путеводителе. В 1908 г. было создано Маршрутное бюро, которое по запросам снабжало автомобилистов подробными схемами и информацией о пути их следования, а с 1910 г. в путеводителе появились первые дорожные карты. Гид совершенствовался с каждым годом и привлекал все больше читателей. Между 1900 и 1912 гг. его тираж вырос с 35 тыс. до 86 тыс. экземпляров.

До 1920 г. путеводитель раздавался бесплатно. Но лишь до тех пор, пока в дальнем углу одной из автомастерских Андре не увидел сломанную скамейку, опиравшуюся на сложенные в стопку справочники «Мишлен». «Люди уважают лишь то, за что им приходится платить», — решили братья и стали продавать справочник за 7 франков. Это позволило изданию обрести финансовую самостоятельность, отказаться от рекламы товаров других фирм. Благодаря росту доходов гид смог ввести новые разделы, в частности тот самый, который и сделал его знаменитым — оценку ресторанов. Первый список ресторанов, рекомендованных для посещения, появился в путеводителе «Мишлен» в 1926 г., а в 1931 г. была введена известная ныне всем гурманам трехзвездная система рейтинга.

Еще тогда были заложены принципы оценки ресторанов с помощью инспекторов, которые, не анонсируя свой приход, обедают или ужинают под видом простых посетителей. А затем выносят свой «приговор», о котором владельцы ресторана узнают только из гида «Мишлен». Основа системы оценки осталась неизменной с тех самых времен. Инспекторы являются знатоками и специалистами в гастрономии и кулинарном искусстве. Многие из них ранее были поварами. Им запрещено общаться с журналистами, рассказывать о своей работе, во время работы (обеда или ужина) запрещается делать записи и вообще предписано вести себя как можно незаметнее. Когда один из них, Паскаль Реми, в 2004 г. нарушил негласный запрет и опубликовал книгу «Инспектор садится за стол», то был немедленно уволен из компании Michelin.

К 1936 г. были отточены те формулировки рейтинга, которые заставляют трепетать сердца настоящих любителей хорошо поесть и тешат самолюбие знаменитых шефов. Интересно, что эти формулировки и по сей день адресованы именно автомобилистам. Одна звезда (по форме это скорее цветок) — очень хороший ресторан в своей категории. Две звезды — прекрасная кухня, заведение стоит того, чтобы отклониться от маршрута и сделать небольшой крюк. Три звезды — великолепная кухня, ресторан стоит отдельного путешествия. Критерии присуждения рейтинга являются коммерческой тайной компании.

У гида «Мишлен» есть своя славная военная история. Весной 1944 г., когда союзники готовились к высадке в Нормандии, возникли опасения, что их продвижение по городам Франции будет затруднено из-за отсутствия дорожных знаков и указателей (они были уничтожены). Решить проблему помог гид «Мишлен» 1939 г. (последнее довоенное издание). Путеводитель с сотнями подробнейших карт перепечатали большим тиражом в Вашингтоне и раздали всем офицерам. Единственным отличием этого тиража от оригинала была надпись на обложке: «Только для служебного пользования». В компании гордятся тем, что в День высадки союзных войск в Европе каждый из офицеров и солдат имел в кармане гид «Мишлен». Большая их часть впоследствии была потеряна или уничтожена в ходе боев, некоторые вернулись в США в котомках солдат. В Европе на сегодняшний день осталось лишь несколько экземпляров того исторического гида.

Издание ресторанного гида «Мишлен» является лишь очень небольшой частью деятельности огромной компании Michelin по выпуску автомобильных покрышек и другой продукции для автомобилей. Вряд ли он приносит компании большую прибыль, однако его роль в создании бренда «Мишлен» неоценима и незаменима. Гид «Мишлен» — это прямая связь современной, высокотехнологичной компании с ее корнями, уходящими в середину позапрошлого века.

В 2000 г. отмечалось 100-летие знаменитого гида. Каждый экземпляр справочника, выпущенного в этом году, был номерным к удовольствию коллекционеров. Была также выпущена копия самого первого путеводителя, 1900-го года издания. Отмечая эту дату, в компании вспоминали пророческие слова Эдуара Мишлена, которые он сказал при запуске справочника: «Наш путеводитель родился в самом начале века, и он будет жить до его скончания». Эдуар недооценил свое детище. Гид «Мишлен» продолжает служить путешественникам и в XXI веке.

Ирина СКИБИНСКАЯ

1898 г. считается годом рождения знаменитого символа фирмы Michelin — симпатичного человечка из шин Бибендума. Заслуга его «изобретения» принадлежит братьям Мишлен. Будучи в Лионе, они остановились перед грудой шин, сложенных одна на другую. Эдуар — несостоявшийся художник — заметил, что если к ней приделать руки и ноги, то она будет похожа на человека. Карикатурист Мариус Российон изготовил первый рекламный постер с Бибендумом. Он держал в руке кружку с гвоздями, острыми камнями, битым стеклом и пр. Надпись гласила: «За ваше здоровье. Шины ”Мишлен” выпьют до дна все препятствия». Потенциальному потребителю внушали, что шины «Мишлен» смогут обеспечить комфортную поездку, несмотря ни на какие дорожные препятствия. Данная торговая марка является одной из самых узнаваемых в мире.

Один лишь факт упоминания ресторана в гиде «Мишлен», даже без присуждения звезды, является признанием мастерства шефа и может послужить мощным толчком к коммерческому успеху. При этом рестораны не имеют права указывать или как-то упоминать в рекламе о количестве присужденных звезд. Политика компании состоит в том, что клиент может узнать о количестве звезд того или иного ресторана только из самого гида. Если ресторан пренебрегает этим правилом, компания Michelinоставляет за собой право исключить его из рейтинга.

Красный гид «Мишлен» стал незаменимой путеводной звездой в мире ресторанного бизнеса. Но компания не забыла и о своей главной клиентуре — обычных путешественниках и туристах. Сайт ViaMichelin предлагает сотни карт с указанием заправок, закусочных, автостоянок, авторемонтных мастерских. Все как сто лет назад, но только в интернете. Там же на сайте можно проложить маршрут предполагаемого путешествия.

Эдуар МИШЛЕН (18591940 гг.), управляющий директор фирмы Michelin & Cie: «Моим главным приоритетом было научиться своей работе. Я мог сделать это единственным способом — разговаривать с рабочими. Мне надо было постоянно с ними беседовать, хотя я знал значительно меньше, чем они. И самым лучшим способом заставить их разговаривать со мной было открыто признаться в том, что я полный новичок в своем деле».

Страна-рекордсмен по звездным ресторанам — Франция, а город, где их больше всего, — Токио

В настоящее время гид «Мишлен» представлен в 24 странах мира, в том числе в США, Японии, Гонконге

Первый гид «Мишлен» был выпущен в 1900 г. Он дал толчок развитию автомобилизма и туризма во Франции, а затем и во всей Европе

Высадившиеся в Нормандии в 1944 г. союзники, продвигаясь по Франции, ориентировались по картам гида «Мишлен»