тел. (495) 223-42-15

Отдыхать как люди

Более миллиарда туристов насчитала Всемирная туристская организация (UNWTO) в 2015 г. При этом организация имеет в виду исключительно международных туристов, то есть седьмая часть населения планеты хотя бы раз году выбиралась из дома — посмотреть мир.

С каждым годом число туристов растет. Так называемый показатель туристических прибытий в прошлом году был на 4% больше, чем в 2014 г., а это почти 50 млн человек, в 2016 г. он продолжит рост, прогнозирует UNWTO. Наш мир не стал меньше, но стал доступнее. Куда и зачем едут сегодняшние туристы?

В гостях хорошо

Экзотика. Безусловно, первое что привлекает людей, отправляющихся в путешествие, — это места и люди не похожие на их собственный дом. Это не обязательно должна быть хижина на берегу океана. Лиссабон для немца или Берлин для русского тоже своего рода «экзотика». Франция уже долгие годы лидирует в рейтинге наиболее популярных туристических направлений. Кроме нее в десятку самых популярных стран входят США, Испания, Китай, Италия, Турция, Германия, Великобритания, Россия и Мексика.

Популярный сайт о путешествиях TripAdvisor в прошлом году сделал собственный рейтинг лучших мест для отдыха, основанный исключительно на положительных отзывах, оставленных туристами. Этот рейтинг отличается от предыдущего списка. Лидером оказался Марракеш (Марокко), кроме него в списке оказались небольшой камбоджийский город Сиемреап, Ханой, Прага, Лондон, Рим, Буэнос-Айрес, Париж и Кейптаун.

Еще один рейтинг, опубликованный в прошлом году аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ), оценивает конкурентоспособность туристического рынка разных стран мира, и здесь лидером считается Испания, за которой следуют Германия, Франция, США и Великобритания. Россия в этом рейтинге пока заняла 45-ю строчку, что, впрочем, тоже неплохо, в сравнении с предыдущем результатом (рейтинг 2013 г.) это на 18 позиций выше.

Однако все эти списки и рейтинги не остаются неизменными, и чтобы понять, куда в следующий раз поедут туристы, нужно для начала уточнить, кто эти туристы.

Все флаги в гости

Лидерами среди стран, «поставляющих» туристов, являются самые процветающие экономики мира, а именно Китай, США и Великобритания. Сильные национальные валюты позволяют этим путешественникам уверенно чувствовать себя практически в любой стране мира. Китай, к слову, демонстрирует двузначные темпы роста туристских расходов начиная с 2004 г. США и Великобритания тоже показывают рост потока выездного туризма, но на порядок меньше, а вот рынки России и Бразилии, которые раньше были очень динамичными, в последнюю пару лет сильно упали. Причины тут все в тех же экономических трудностях, которые испытывают оба государства и их жители.

Для создания полноты картины стоит упомянуть страны с очень слабым выездным туризмом в последние несколько лет — это Канада и Франция. Факт довольно интересный, учитывая стабильное экономическое положение обеих стран. 

UNWTO также представила прогнозы на 2016 г. относительно туристических рынков разных регионов. Организация прогнозирует рост общего числа туристических прибытий как минимум в тех же масштабах, что и в прошедшем году — на 4%. Как ожидается, самые высокие темпы роста будут демонстрировать Азиатско-Тихоокеанский (45%) и Американский регионы (45%), за которыми будет следовать Европа (3,54,5%). Прогнозы по Африке и Ближнему Востоку также позитивные, хотя и с большей долей неопределенности.

Увидеть Париж и не умереть

Мир стал доступнее. И прежде всего благодаря технологиям. Еще 1520 лет назад поездка на выходные из одной страны Европы в другую выглядела как признак роскоши. Пакетные предложения турфирм, рассчитанные на определенный бюджет, были зачастую стереотипны и попросту скучны. Сейчас же главной статьей расходов для путешественника становится билет на самолет. Все остальное доступно. Ограничивают туриста лишь собственный бюджет и расторопность.

При этом чем лучше развита сфера туризма в стране, тем чаще туристы надеются лишь на собственные силы, а не на представителей туриндустрии. Ослабления визовых режимов, скидки на билеты или отели на Booking.com, которые иногда достигают 70% и более, — все это заметно поменяло расстановку сил на рынке в последние годы. Желающие почувствовать себя аборигеном в выбранной стране теперь вообще не нуждаются в традиционных услугах турагентств и для поиска места проживания легко могут воспользоваться сервисом arnbnb.com. Приложения стали настолько доступны, что ими можно легко пользоваться на родном языке. Конечно, риск столкнуться с мошенником или просто разочароваться в своих ожиданиях остается.

В итоге турагентства ищут новые ниши, одной из которых становятся уникальные предложения. Например, информационный «детокс» для перегруженных работой топ-менеджеров: необитаемый остров без доступа к интернету или телефонной связи. Когда-то клиенты считали это минусами и возмущались отсутствием сервиса, теперь готовы за это платить. Времена меняются, неизменными остаются эмоции, которые мы стремимся получить от путешествия. И тут туроператоры находят еще один неосвоенный рынок — приключения. Необитаемые острова, непроходимые леса и высокие горы обещают незабываемые ощущения, которые становятся еще приятнее, когда вы чувствуете себя в безопасности. Эта безопасность и есть забота турфирмы.

Дома лучше?

Российский туристический рынок сейчас переживает один из сложнейших периодов в своей истории. Общее снижение доходов населения, несколько громких скандальных историй с туроператорами и небольшими компаниями болезненно ударили по выездному туристическому рынку, и делать прогнозы на 2016 г., более сложный, чем предыдущий, вряд ли кто-то решится.

Внутренний туризм, к которому с недавних пор начали призывать россиян официальные организации, с одной стороны, мера вынужденная, с другой, мировой тренд.  Согласно исследованиям компании Google, c 2011 по 2014 гг. число поисковых запросов, связанных с отдыхом в пределах страны или близко к дому, в англоязычном интернете возросло на 10%.

Несмотря на кризис, россияне не перестанут ездить за границу, изменятся объемы и, возможно, география поездок. Ввиду последних политических событий есть вероятность того, что многие обратят свой взор от традиционных Турции и Египта к бюджетным азиатским курортам (это перекликается и с прогнозами Всемирной туристской организации, обещающей рост азиатского рынка).

Но если в плане пляжного отдыха конкурировать российскому рынку пока сложно, то в вопросах туров в нетронутые цивилизацией места с уникальными природными ландшафтами у нас есть все шансы преуспеть. Тем более, что это туристическое направление сейчас на пике моды.

Наталья ПОПОВА

По данным UNWTO, в 2015 г. число международных туристских прибытий выросло на 4% по сравнению с 2014 г. и достигло рекордной цифры в 1,2 млрд человек. По ее прогнозу к 2030 г. это число вырастет до 1,8 млрд человек. Организация напоминает, что в 1950 г. по миру путешествовало всего 25 млн туристов.

Всемирная туристская организация прогнозирует, что в 2016 г. рост числа туристских прибытий во всем мире составит 4%. Как ожидается, самые высокие темпы роста будут демонстрировать Азиатско-Тихоокеанский (45%) и Американский регионы (45%), за которыми будет следовать Европа (3,54,5%). Прогнозы по Африке и Ближнему Востоку также позитивные, хотя и с большей долей неопределенности.

«Один из самых используемых инструментов для продвижения мест назначения» — такое определение было дано шоппинг-туризму на открытии Второй ежегодной конференции по шоппинг-туризму, проведенной в январе 2016 г. UNWTO в рамках испанской туристической ярмарки FITUR. Шоппинг-туризм является «особо значимым фактором для путешественников при выборе места для поездки и подготовки к ней», подчеркнула Йоланда Пердомо, представитель организации. Мария Хосе Перес, представительница программы «Мадрид — 7 звезд», включающей в себя 300 брендов, сказала, что 80% туристов из Китая, прибывающих в Мадрид, в шоппинге видят свою главную мотивацию.

По данным за 2014 г., мировая туристическая отрасль генерирует общий доход в размере 1,2 трлн долл. На эту отрасль приходится 6% мирового экспорта

Франция, США, Испания и Китай возглавляют список стран как по числу международных прибытий, так и по доходам от туризма.  Париж является самым посещаемым городом в мире

Китай — крупнейший в мире «поставщик» туристов. В 2014 г. расходы китайцев за границей выросли еще на 27% и составили 165 млрд долл.