Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Одна из популярных тем последнего времени: можно ли печатать деньги? Обычно в центре внимания оказываются США, которые, по мнению многих аналитиков, зачастую решают свои экономические и финансовые проблемы за счет печатного станка, выпуская ничем не обеспеченные доллары. Будучи мировой валютой, они втягивают в финансирование американских проблем весь остальной мир.
В таких оценках сочетаются описание некоторой части реальных процессов с искаженным пониманием современных методов управления денежным обращением и финансовыми активами, которые практикуют не только США, но и многие другие страны мира, включая Россию. Попробуем разобраться.
Начнем с характеристики современных денег. Деньги — это средство, в котором выражена стоимость (лучше говорить — ценность) товарных ресурсов, участвующих в хозяйственной жизни. Таким образом, обеспечением денег являются все те товары, услуги и прочие ценности, которые можно купить за эти деньги. Исторически сначала сформировались торговые вещественные деньги, у которых была собственная ценность как материала. Вещественные деньги прошли большой путь от скота, мехов, ракушек до золота.
Промышленный капитализм столкнулся с нехваткой и неудобством золота в роли денег. Тогда и вышли на сцену обещания, которые дают заемщики кредиторам и в которых выражена конкретная величина вещественных или денежных долговых обязательств. Вот из этих обязательств, которые не имеют собственной стоимости, капитализм сделал кредитные деньги и поставил их на службу экономическому развитию. Кредитные деньги несколько веков сосуществовали с золотом, постепенно вытесняя его из денежного хозяйства, пока оно ни выпало совсем из внутренней экономики во время Первой мировой войны, а в 1971 г. — и из международных расчетов.
В современной экономике действуют кредитные деньги, и поскольку это обязательства, не имеющие собственной стоимости, они требуют от государства организации денежного обращения и умного управления. Попутно скажем, что никаких иных денег в настоящее время не существует. Не следует путать деньги с платежными системами, обеспечивающими их перемещение — от ручных систем до виртуальных инструментов. В наше время появляются криптовалюты, по сути представляющие собой жетоны или подобные инструменты для технического проведения платежей, другие системы перевода денег, но не деньги в их экономическом значении.
Теперь обратимся к денежно-кредитной политике центральных банков. Не затрагивая административных средств надзора и управления, рассмотрим экономические средства воздействия, которых всего три.
Первое средство — это норма обязательных резервов, которую ЦБ имеет право изменять по своему усмотрению, но делает это крайне редко — слишком грубый инструмент. Обязательные резервы — это небольшая часть денег коммерческих банков (от 3 до 7%), которые они обязаны держать на беспроцентном счете в ЦБ, чтобы он имел средства спасать банки в случаях неурядиц.
Второе средство — ставка рефинансирования, или ключевая ставка. Это ставка, по которой ЦБ может дать коммерческому банку кредит, но может и отказать. Тогда это просто ориентир для кредитного рынка.
Наибольший интерес представляет в наше время третье средство — операции на открытом рынке. Это проведение ЦБ купли-продажи у кредитных институтов ценных бумаг (обычно гособлигаций) для регулирования количества денег в их распоряжении. Когда ЦБ выкупает облигации у банков, он дает им деньги, которые сам же создает. Когда ЦБ считает, что у банков денег слишком много, и есть угроза инфляции, он навязывает банкам облигации и таким путем изымает у них деньги. В последние годы преобладает выкуп облигаций и пополнение экономики деньгами как средство преодоления кризиса и стимулирования роста. Впереди здесь действительно идут США.
Осенью 2008 г., когда в США ипотечный кризис стал перерастать в кризис всей экономики, президент Буш-младший обратился к конгрессу с просьбой разрешить потратить 700 млрд долл. на эти цели. Был принят закон, разрешивший собрать эту сумму и потратить ее в соответствии с представленной программой. Но на этом дело не кончилось. Победивший на выборах в 2008 г. Обама уже в феврале 2009 г. обратился к конгрессу с новой программой спасения, уже на 787 млрд долл. Конгресс одобрил и эту программу. Конечно, конгресс знает, что по сути это бюджетный дефицит, и денег этих нет, что они будут мобилизованы посредством выпуска облигаций, и поэтому его одобрение одновременно является гарантией ответственности государства за эти облигации.
Государственные облигации на сумму более 1400 млрд долл. были выпущены в 2009 г. и успешно размещены в США и за их пределами. В последующие 3 года дефициты и выпуски облигаций составляли 1300–1200 млрд долл. Так были собраны полноценные деньги за счет тех, кто вложил в эти облигации свои сбережения. Здесь очень помог ЦБ США: Федеральная резервная система (ФРС), которая опустила ключевую ставку к ноябрю 2008 г. до уровня 0,0–0,25%, в результате чего банковский процент в стране чуть превышал эту величину. При таком положении гособлигации США со ставкой 2,5–3,5% стали привлекательным активом, и их раскупили.
Но при этом сработал эффект вытеснения: в 2009–2012 гг. государство опустошило кредитный рынок США, «вытащив» своими облигациями практически все свободные деньги. На кредитном рынке средств для бизнеса не осталось. Вот тут и пригодилось право ФРС выпускать деньги посредством выкупа облигаций. Под лозунгом помощи пострадавшим от кризиса кредитным институтам ФРС развернула ряд программ выкупа облигаций государства и ипотечных агентств. В 2008–2009 гг. ФРС выкупила гособлигации и облигации, обеспеченные ипотеками, на сумму 1725 млрд долл. (затем это было названо «Количественным смягчением 1» — QE1). В 2009–2010 гг. была проведена вторая программа — QE2 — на сумму 600 млрд долл., но экономика отзывалась вяло. Тогда в 2011–2012 гг. была реализована программа «Твист», которую можно расценивать как пример осторожности: были выкуплены длинные облигации на 6–30 лет, вместо которых ФРС дала не деньги, а краткосрочные облигации — менее чем на 5 лет. Но и эта мера не дала сильного отклика, и тогда с конца 2012 г. была запущена программа QE3 по 85 млрд долл. в месяц с уменьшением этой суммы с начала 2014 г., которая в октябре 2014 г. была завершена. В итоге проведения этих программ ФРС направило в экономику и банковскую систему США денег на сумму 4,5 трлн долл. Вот это и было чистой воды печатание денег, где слово «печатание» применяется фигурально. Деньги эти были выпущены росчерком пера, и только небольшая их часть была превращена в наличность в виде банкнот.
Таким образом, Министерство финансов США противодействовало силам кризиса через бюджетное финансирование, включая средства за счет дефицита, а ФРС возмещала финансовым институтам США деньги, вложенные в гособлигации, обеспечивая кредитный рынок денежными средствами, доступными для бизнеса. В конце 2015 г. госдолг США составил 19 трлн долл., из которых 4,23 трлн, или 22,3%, находятся на балансе ФРС. Значит ли это, что ФРС финансирует дефицит бюджета США печатанием денег? Отнюдь. Бюджетный дефицит финансируется полноценными деньгами тех, кто купил облигации ради сохранения своих сбережений, и эти деньги ушли на программы бюджета. А потом ФРС выпустила еще 4,23 трлн долл. и возместила финансовым институтам часть потраченных ими денег, чтобы они располагали средствами на случай прихода бизнеса за кредитом. Интересно, что 2,2 трлн долл. этих денег застряли на резервных счетах американских банков и пока не востребованы бизнесом. Может, поэтому в США нет инфляции?
Печатание денег стало широко применяться в мире в последние годы. Это средство активно использует Европейский центральный банк для стимулирования экономической активности в ЕС, точно так же выкупая облигации, как это делается в США. То же самое делает Банк Японии. Иногда эти меры применяются в России. Регулярным способом впрыскивания денег в экономику являются операции РЕПО, которые проводит ЦБ для коммерческих банков.
Можно также вспомнить проведенную в конце 2014 г. гениальную операцию финансирования «Роснефти». 11 декабря 2014 г. «Роснефть» выпустила и разместила облигации на сумму 625 млрд руб., а затем Банк России включил их в свой ломбардный список и провел 15 декабря 2014 г. ломбардный аукцион, в ходе которого они были выкуплены.
Таким образом, можно заключить, что печатание денег представляет собой один из способов управления денежным хозяйством. Главное заключается в том, чтобы эти меры принимались взвешенно, обоснованно и под контролем. И конечно, умелое использование возможности выпускать деньги силами центрального банка не должно использоваться для наводнения экономики деньгами в качестве замены творческой экономической политики государства. Тут не следует ожидать иного результата, кроме как разгула инфляции.
Михаил ПОРТНОЙ, д. э. н., профессор, руководитель Центра внешнеэкономических исследований Института США и Канады РАН
В современной экономике действуют кредитные деньги. Никаких иных денег в настоящее время не существует
В последние годы преобладает выкуп облигаций и пополнение экономики деньгами как средство преодоления кризиса и стимулирования роста. Впереди здесь идут США
В конце 2015 г. госдолг США составил 19 трлн долл., из которых 4,23 трлн находятся на балансе ФРС
Бюджетный дефицит финансируется полноценными деньгами тех, кто купил облигации ради сохранения своих сбережений