Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Крупнейшие города мира стоят в пробках, и кажется, что ничего поделать с этим нельзя. В России наиболее характерным примером является Москва. Однако современные методы управления автотранспортом позволяют сократить, а в некоторых случаях и ликвидировать это неприятное явление.
Как удается справиться с пробками? Пожалуй, следует начать с качества дорог. Современная наука постоянно предлагает пути совершенствования строительства дорог. Сначала в асфальт стали добавлять бетон, позднее — специальные добавки, улучшающие качество дорожного покрытия. В результате значительно возросла его надежность и сроки эксплуатации. Асфальт становится твердым как камень, не плавится на солнце и выдерживает перепады температур, что раньше приводило к образованию трещин, особенно зимой.
Лет десять после укладки такое покрытие не требует ремонта. Кроме традиционных составляющих асфальтобетона, сейчас в качестве добавок применяют модифицированный битум. При добавлении специальных пластификаторов удается улучшить почти все технические характеристики: водонасыщение, эластичность, несущую способность, прочность. При этом уменьшается толщина дорожного покрытия, в результате чего достигается значительная экономия средств. Современные технологии, используемые в дорожном строительстве в других странах, позволяют увеличить гарантийные сроки службы покрытия в 1,5–2 раза.
Однако даже с современными материалами для покрытия в России проблема не решается. Рецептура современных высокотехнологичных покрытий слишком сложна для отечественных дорожных машин. Толщина слоя и многие другие параметры должны строго контролироваться, а это невозможно на физически устаревшей и изношенной технике. Поэтому деньги дорожникам нужны не только непосредственно на проведение работ, но и на освоение технологий современного дорожного строительства, приобретение машин и механизмов и, наконец, на подготовку и обучение персонала.
Сегодня необходимо выполнять заказы быстрее и точнее, чем раньше. Автоматические системы нового поколения для строительных машин произвели настоящую революцию на всех этапах строительства.
К таким передовым технологиям относятся системы управления строительными машинами («системы нивелирования»). Они позволяют контролировать в автоматическом или ручном режиме положение рабочего органа строительной машины (отвала автогрейдера или бульдозера). Существуют три основных типа систем нивелирования: индикаторные лазерные системы, автоматические ультразвуковые (или лазерные) и цифровые 3D-системы.
Механические системы (в России их можно встретить на асфальтоукладчиках) уже устарели и не отвечают современным требованиям.
Но качество дорожного покрытия, хотя и позволяет увеличить скорость и безопасность на дороге, не может упорядочить движение. Для решения этой проблемы раньше использовали регулировщиков, затем семафоры и светофоры, шлагбаумы. Сегодня в борьбу за движение вступают новые игроки: ИТ-технологии, GPS/ГЛОНАСС, видеонаблюдение и т. д.
Американский стандарт интеллектуальных транспортных систем U. S. DoT ITS описывает весь комплекс автоматизированных систем управления транспортом. Стандарт настолько масштабен, что втиснуть его описание в несколько абзацев нереально. Тем более что большинство описанных в нем систем для нас — недостижимое светлое будущее. Стоит, однако, взглянуть, как он устроен изнутри, какие находки сделали американские ИТ-специалисты.
Рассмотрим одну из систем стандарта, а именно АСУДД (автоматизированную систему управления дорожным движением). Тем более что сейчас это крайне модная тема и в нашей стране, где еще сильны иллюзии, что компьютеры смогут заменить нормальный асфальт, а может быть, вообще позволят обойтись без дорог.
Как уже было отмечено, американцы сформулировали все возможные требования к элементам интеллектуальной транспортной системы (ИТС), снабдили их атрибутами и свели в таблицу.
Если посчитать, можно найти более 1400 уникальных требований. Из них около 120 относится к АСУДД, и только 60–70 можно потенциально применить к гипотетическим российским системам. В России сегодня к элементам ИТС можно отнести ГЛОНАСС, который уже худо-бедно работает в Москве и Зеленограде, систему видеонаблюдения (которая больше работает как видеофиксация нарушений ПДД) и строительство современных развязок. Остальные американские требования относятся к совершеннейшей для нас экзотике (например, автоматические полосы на магистралях или передача дорожных знаков внутрь автомобиля) либо связаны со спецификой американских городов, реализовать которую у нас сегодня нереально (интеграция железнодорожных расписаний и планов координации светофоров на городских улицах, чтобы переезды не создавали пробок).
На Западе используется уже четвертое поколение АСУДД, в которых применяются современные подсистемы связи, информационного обеспечения, навигации. Кроме систем управления светофорной сигнализацией, такие АСУДД имеют системы управления табло переменной информации, управления скоростными магистралями, видеонаблюдения, управления парковками. Они входят в систему общей интеллектуальной транспортной системы, тесно взаимодействуя с другими ее элементами: АСУ городского пассажирского транспорта (ГПТ), системой обеспечения дорожной безопасности, системой транспортной информации, системой электронных платежей ГПТ и т. д.
В России эксплуатируемые АСУДД в большинстве случаев относятся к системам первого поколения. Для примера, иногда 3–4 светофорных объекта, объединенных координируемым управлением, даже без головного координирующего контроллера считают в городе работающим АСУДД. По статистике, система действительно числится с 80-х гг. прошлого века как АСУДД, но на самом деле она исчерпала все свои моральные и физические возможности.
В основе транспортно-информационных систем более чем в 25 странах мира лежит программный комплекс. В числе наиболее известных пользователей — Немецкие железные дороги, Центральный департамент управления транспортом городов Берлина, Мюнхена, Дрездена и всех городов Германии с населением более 100 тыс. человек. Комплексные транспортные схемы этих городов создаются и развиваются только на информационной платформе РТV VISION.
В современных условиях мало кто представляет развитие транспортных систем (ТС) без использования последних достижений информационных технологий и систем связи. Для обозначения симбиоза двух высоких технологий даже введен специальный термин — телематика. Наиболее яркий пример использования достижений телематики на транспорте — система сбора платы за пользование автомагистралями грузовыми автомобилями в Германии. На основе телематики появилась возможность автоматизировать управление определенными функциями ТС и создать полностью автоматические системы. Например, автоматическая система скоростного транспорта АКТ компании Bombardier Transportation.
Не менее интересна в системе дорожного движения и эволюция автомобиля. Это не только внедрение в него GPS/ГЛОНАСС, но и более приятные мелочи. Например, современные автоматические фары не только облегчают движение по дороге в темное время, но и заботятся о водителях, едущих нам навстречу. Это позволяет избежать ослепления встречного водителя и, как следствие, ДТП. Кроме того, современные фары могут самостоятельно зажигаться, гаснуть и даже «умываться», что значительно повышает комфорт управления автомобилем.
Сравнительно недавно стали появляться электронные системы, которые проецируют на лобовое стекло автомобиля различную информацию, полезную для водителя: текущую скорость, остаток топлива в баке и т. п. Первоначально эту систему ставили только на автомобили премиум-класса, сейчас она стала появляться и на среднем классе. Эта технология позволяет водителю видеть всю необходимую информацию прямо перед собой, а значит не отвлекаться от дорожной ситуации, что делает управление автомобилем безопаснее.
Нужно вспомнить и о появлении спутниковой навигации, видеорегистраторов и видеокамер заднего обзора. Все эти приборы значительно облегчили жизнь автолюбителей и профессионалов, позволяя значительно экономить время при поиске нужного адреса, при парковке или разборе ДТП.
Игорь КОНДРАШОВ
По оценкам специалистов, эффективность внедрения современных технологий АСУДД (ИТС) может достигать 15–20%
В России существует ряд препятствий по внедрению ИТС, что связано с правовыми, управленческими, информационными, инженерными, техническими, финансовыми и др. проблемами
Современные технологии, используемые в дорожном строительстве в других странах, позволяют увеличить гарантийные сроки службы покрытия в 1,5–2 раза
В соответствии с «Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2020 г.» предусмотрены мероприятия по реконструкции перегруженных движением участков автомобильных дорог, строительству и реконструкции обходов городов, строительству пересечений автомобильных дорог и магистральных железных дорог в разных уровнях. Решение этих задач невозможно без применения современных технологий управления автомобильным транспортом различного назначения, а также дорожными машинами и механизмами, участвующими в работах по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог, основанных на широком использовании средств транспортной телематики.