Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Популярность «зеленых» урбанистических технологий в мире растет не по дням, а по часам. Стоит добавить к любой технической новинке прилагательные ”smart” (умный) или ”green” (зеленый в значении «лояльный к окружающей среде»), как ее ценность в глазах современного человека повышается в разы. Но пока одни спекулируют на моде, другие видят в «умных» технологиях единственный шанс выживания человечества. На фоне скопившихся проблем концепция «умного» города выглядит практически панацеей.
Любая из концепций «умного» города предполагает использование технологий для улучшения условий труда и качества жизни в городе. Они подразумевают исправно работающий общественный транспорт и цветущие парки, избавление от рутинных занятий типа оплаты услуг ЖКХ, покупки проездного, продуктов или билетов, возможность работать рядом с домом и добираться до места работы или учебы на велосипеде или пешком, сокращая необходимость пользования городским транспортом или автомобилем, для городских служб это более легкий контроль за вывозом и утилизацией мусора, нагрузкой электросетей и многое другое.
В идеале «умный» город должен стать своего рода высокотехнологичной экосистемой, все элементы которой — строительство и планирование города и зданий, управление жилищным хозяйством, экология, создание рабочих мест — влияют друг на друга и вместе создают тот самый «идеально функционирующий организм». Данные, которые собирает эта условная и пока не существующая глобальная система городского контроля позволяет оперативно реагировать на аварии или происшествия и даже предупреждать их.
Важная часть пути к городу будущего — реурбанизация, которая в идеальном будущем позволит преобразовать промзоны и вернуть население в опустевшие деревни. Но хотя бы частично разгрузить мегаполисы можно, лишь обеспечив людям равный доступ к технологиям, культуре, медицине и образованию вне зависимости от места жительства. Это, увы, самая сложная и уязвимая часть любого проекта «умного» города.
В плену настоящего
Реализация идей на практике происходит гораздо труднее и медленнее, чем может показаться на первый взгляд. Беспроводные технологии, основа всех инноваций «умного» города, связывающие в единую систему сбор данных и контроль, пока что развиваются не такими быстрыми темпами. Такая система (центр сбора данных или дата-центр) должна работать в режиме онлайн круглосуточно: собирать данные и реагировать на них в течение доли секунды. Но, увы, бесплатный высокоскоростной Wi-Fi, с помощью которого датчики или пользователи смогут связываться с этой системой, даже для европейских столиц пока такая же роскошь, как и для российской глубинки.
Однако крупные корпорации давно осознали перспективность этого нового рынка, и различные инновационные проекты тестируются по всему миру уже не первый год. Но и затрат «умные» города требуют не малых. Согласно расчетам исследовательского института Deutschen Bank, к 2030 г. для поддержания и развития «умных» городов потребуются инвестиции в размере около 40 трлн долл.
В феврале 2015 г. британская исследовательская компания Juniper Research, специализирующаяся на рынке мобильной связи и мобильных технологий, опубликовала пятерку самых «умных» городов планеты. Первое место в списке заняла Барселона, а следом за ней в порядке убывания — Нью-Йорк, Лондон, Ницца и Сингапур.
Барселона
Главной приметой современного «умного» города стали велосипеды и электромобили. Плюсы здесь очевидны: меньше пробок, меньше загрязнения окружающей среды, а при наличии удобной системы проката горожанам становится легче передвигаться в пределах района или города. Но если общегородская система проката велосипедов, успешно работающая здесь с 2007 г., давно не является достоинством одной лишь Барселоны, то о других нововведениях стоит упомянуть отдельно.
Отдельные районы города активно тестируют сенсорные системы контроля уровня загрязнения воздуха или «умные» мусорные контейнеры, самостоятельно осуществляющие процесс своей очистки. Большинство парков города оснащены интеллектуальной системой орошения, которая измеряет температуру и влажность, получает метеорологический прогноз на ближайшие дни и таким образом самостоятельно рассчитывает расход воды для полива. Таким образом городские власти пытаются сделать жизнь в мегаполисе более экологичной и сократить ненужный расход воды.
Барселона стала первым городом, в котором появилась система нагрева воды в здании при помощи солнечных батарей. А также первым городом, где в рамках проекта DC4Cities была протестирована система, с помощью которой дата-центры (те самые системы контроля жизнедеятельности города) смогут самостоятельно обеспечивать себя электричеством, используя энергию солнца и ветра. До 80% энергии таким образом поступает из возобновляемых источников. До апреля 2016 г. аналогичные прототипы должны будут заработать в Милане и Тренто.
Ницца
Столица Лазурного берега Франции, тоже вошедшая в пятерку «умных» городов, не отстает от испанского мегаполиса. В мае 2010 г. здесь была запущена технология NFC (Near field communication). Сервис связывает электронные устройства на небольшом расстоянии друг от друга. Это позволяет, к примеру, оплачивать проезд в общественном транспорте, билеты в театр или кино при помощи телефона, что существенно облегчило жизнь горожанам.
В Ницце впервые в Европе была опробована система городской электросети с цифровым управлением Nice Grid. Система собирает вырабатываемое солнечными батареями электричество, вычисляет ограничения сети и риски перенапряжения, уведомляет поставщиков о необходимости скорректировать мощность и перераспределяет энергию между аккумуляторами. Отличает систему и то, что ее частью стали электромобили. В городе и его ближайших спутниках работает более 40 станций проката электромобилей. В случае острой необходимости или аварии электромобили, подключенные к общей сети, могут выступать в качестве накопителей или батареек — система способна использовать их энергию. С 2011 г. в Ницце и ближайших городах-спутниках также начала действовать программа умных парковок, позволяющая найти свободное место при помощи смартфона.
Но одним из главных примеров, демонстрирующих возможности умных технологий будущего стал первый в мире Connected boulevard. Городской бульвар Виктора Гюго при помощи технологии «Всеобъемлющего Интернета» преобразовался в зону, где все управляется этой технологией. Это не только поиск свободных парковочных мест или доступных в прокате автомобилей или велосипедов. Система контролирует также освещение: когда на бульваре нет людей или автомобилей, она автоматически приглушает свет, экономя энергию, и также автоматически делает его ярче при приближении человека. Кроме того, при помощи различных датчиков и сенсорных панелей город может контролировать экологическую ситуацию: от уровня смога в воздухе до заполнения мусорных контейнеров.
Вена
Известная высоким уровнем жизни австрийская столица не первый год числится в пятерке самых «умных». Весьма неординарным инновационным проектом венских властей можно считать программу Citizen Solar Power Plant (дословно «гражданская солнечная электростанция»). Разработанный городскими властями в партнерстве с местным поставщиком энергии проект предполагает, что к 2030 г. половина всей энергии, потребляемой населением Вены, будет поступать из возобновляемых источников. Для этого венские энергетики разработали следующую бизнес-модель: любой житель города может купить солнечную батарею (или ее часть) и производить электричество для себя и соседей. Согласно прогнозам авторов модели, люди смогут получать назад до 3,1% от стоимости панели ежегодно.
Берлин
Немецкая столица старается не отставать от своих «умных» европейских собратьев, хотя дается ей это намного сложнее. Бесплатный высокоскоростной Wi-Fi (один из главных помощников любого современного горожанина) здесь до сих пор найти гораздо сложнее, чем в Москве.
К вопросам экологии немцы подходят более серьезно. «Энергетическая концепция 2020», принятая в Германии, предполагает, что к концу указанного периода страна сократит выбросы в атмосферу на 40% в сравнении с 1990 г.
В Берлине идет активное преобразование промзон. Строительство аэропорта Берлин-Бранденбург (должен включить в себя системы уже существующего аэропорта Шёнефельд) должно открыть новые возможности для городского пространства. И если Темпельхов стал большой съемочной площадкой, то второй городской аэропорт — Тегель планируется превратить в индустриальный парк, который станет площадкой для урбанистических проектов и исследований возобновляемых источников энергии и информационных технологий.
Почти готов и уже частично функционирует проект преобразования промзоны в берлинском районе Шёнеберг. EUREF-Campus — один из самых известных в Германии проектов преобразования городской среды в «умный» город. К осени 2016 г. здесь планируется открыть около 12 тыс. кв. м офисных площадей, а в целом район будет представлять собой небольшой город в городе: 15% помещений здесь будут жилыми, предусмотрена зеленая парковая зона. Главной «фишкой» проекта является использование энергосберегающих технологий, которые позволят этой части Берлина стать нейтральной для окружающей среды с точки зрения выбросов углекислого газа. Для этого создается проект комбинированной энергосистемы Micro Smart Grid. Суть его в модной ныне схеме децентрализации энергетики, когда потребитель энергии одновременно является и ее генератором, и продавцом. Т. е. район сам будет производить ту часть энергии, которую потребляет, а излишки сможет продавать. Система будет комбинировать разные типы возобновляемых энергоисточников: солнечные батареи, ветрогенераторы, а также теплоэнергетику на основе биогаза и геотермальной энергии. Еще одно революционное предложение кампуса — carsharing — сервис проката электромобилей, которые должны будут стать основным средством передвижения.
Среди множества проектов, разрабатываемых немецкими урбанистами, стоит упомянуть навигационную систему WikiNavi, которая должна помочь лицам с ограниченными возможностями, инвалидам и пожилым людям легче передвигаться и ориентироваться в городе. Для стремительно стареющей Европы создание удобной среды для людей пожилого возраста становится одной из главных задач «умного» города.
Наталья ПОПОВА
В 2009 г. впервые за всю историю человечества число горожан превысило число сельских жителей. Еще 10 лет назад этот показатель равнялся 35–40% населения планеты.
Европейский проект DC4Cities объединяет дата-центры, собирающие и обрабатывающие информацию от размещенных в городе датчиков (контроль пробок, потребления энергии или уровня загрязнения воздуха)
К 2030 г. для поддержания и развития «умных» городов потребуются инвестиции в размере около 40 трлн долл.
В пятерке самых «умных» городов планеты — Барселона, Нью-Йорк, Лондон, Ницца и Сингапур
Барселона в течение нескольких лет является главным испытательным полигоном различных новинок в области урбанизации в Европе. Евросоюз еще в 2008 г. принял программу Urban Atlas, цель которой — создание безопасного, успешно и стабильно развивающихся городов при помощи современных технологий.
Копенгаген
Датская столица вынашивает весьма амбициозные планы. Копенгаген планирует к 2025 г. стать абсолютно нейтральным для окружающей среды городом, т. е. практически не производить вредных выбросов в атмосферу. Для достижения этой цели город установил довольно жесткие правила энергосбережения для владельцев зданий. Что же касается жителей города, то почти половина из них уже давно передвигается исключительно на велосипедах.
Амстердам
Более 60% всех поездок жители Амстердама совершают на велосипеде, снижая таким образом нагрузку на окружающую среду. За экологической обстановкой здесь следит не только городская администрация. Любой житель города может внести свой вклад в это полезное дело при помощи проекта Smart Citizen («умный гражданин»), позволяющего жителям самостоятельно контролировать уровень загрязнения воздуха, шума или интенсивность освещения в разных районах города. При этом все собираемые данные открыты для любого интернет-пользователя.