тел. (495) 223-42-15

Свеча Боша

Когда речь заходит об истории автомобиля, вспоминают Карла Бенца с его «моторной тележкой», Готлиба Даймлера, которому принадлежала идея двигателя внутреннего сгорания, и, конечно же, Генри Форда с его конвейером, сделавшим автомобиль не роскошью, а средством передвижения для любого желающего. Имя Роберта Боша назовут, пожалуй, только специалисты да особо увлеченные автолюбители. А ведь именно Бош и созданная им компания придумали всю «начинку» для автомобиля, без которой он так бы и остался просто «самобеглой коляской», техническим курьезом для избранных.

Многодетные семьи — не редкость в сельских районах Германии XIX в. Чтобы жить богато, надо много трудиться, нужны рабочие руки. Нужно управляться с землей и скотом, вести торговлю, управлять подсобными хозяйствами: маслобойней, пивоварней, — да мало ли еще какая работа найдется у трудолюбивого крестьянина. Кто сделает это лучше, чем члены одной семьи?

Вот и у Сервациуса Боша, зажиточного крестьянина из Альбека близ Ульма, было 12 детей. Он слыл образованным и начитанным человеком, владел собственной гостиницей и пивоварней. В этой семье одиннадцатым ребенком и появился на свет в 1861 г. Роберт Бош.

В 1869 г. семья переехала в Ульм, где маленький Роберт пошел в школу, демонстрируя явную склонность к техническим наукам. Интерес к технике заставил молодого человека записаться в Высшую техническую школу Штутгарта. По-видимому, именно здесь он почувствовал вкус к изобретательству и инженерному делу. Гораздо позже, в 1910 г., он пожертвует Высшей технической школе Штутгарта около миллиона немецких марок.

В 1886 г. 25-летний Роберт Бош открывает в Штутгарте собственную фирму под названием «Мастерская точной механики и электротехники». Штат новой компании состоял из механика и посыльного. Уставный капитал в 10 тыс. немецких марок был взят из отцовского наследства. Был арендован офис, большая и маленькая мастерские и помещение, в котором находилась небольшая кузница.

Азарт, желание преуспеть и удивить мир, талант — все это было, а вот по-настоящему грандиозных идей пока не хватало. Да и львиная доля прибыли уходила на закупку нового оборудования. В общем, сказать, что дела у новоиспеченного предпринимателя сразу же пошли на лад, нельзя. В первые годы владельцу мастерской приходилось нелегко.

Надо было крутиться, и Бош брался за всё — от изготовления и сбыта телефонных аппаратов до дистанционных сигнализаторов уровня воды, он делал электрическое оборудование всех типов, а иногда вынужден был браться и за непрофильные заказы. К своим клиентам он ездил на велосипеде, вызывая немалое любопытство у жителей Штутгарта, поскольку в то время это было довольно необычно.

Дела стали налаживаться в середине 1890-х гг., когда началась электрификация Штутгарта. Компания Боша заключила несколько выгодных контрактов на установку электрооборудования.

Тем временем, пока Роберт Бош налаживал свое электромеханическое дело и искал клиентов, другой талантливый немец — Карл Бенц — упорно трудился над тем, чтобы приделать к колесам мотор. Первый изобретенный им автомобиль так и назывался — «моторная тележка» (Motorwagen). Патент на него Карл Бенц получил как раз в тот год, когда Бош открыл свою мастерскую.

Нам не известно, знал ли Роберт Бош об изобретениях Бенца. В конце концов, это было всего лишь диковинкой, информация распространялась не так быстро, как сейчас, да и в Германии на новинку не обратили никакого внимания — признания она поначалу не получила.

Известно другое: объективно сферы интересов этих двух великих изобретателей сближались и не могли не пересечься. Без Боша не было бы того автомобиля, в котором мы ездим сегодня.

В 1887 г. один из клиентов — машиностроительная компания — обратилась к Бошу с просьбой придумать какое-нибудь приспособление для запуска стационарного газового двигателя. Фирма Боша с заданием справилась и разработала первое устройство зажигания от магнето — магнитоэлектрической машины, преобразующей механическую энергию в электрическую. Это устройство, однако, не годилось для повседневного массового использования. После нескольких месяцев исследований компании удалось усовершенствовать аппарат, и количество заказов резко возросло. К началу 1890-х гг. на устройства зажигания от магнето приходилось около половины объема продаж фирмы.

В 1898 г. в Лондоне Роберт Бош и его партнер Фредерик Р. Симмз открыли первый офис продаж продукции Bosch за пределами Германии. Фирма к тому времени уже носила его имя. В эти годы и произошло пересечение интересов фирмы Боша и зарождавшегося мирового автомобилестроения.

В 1897 г. Bosch по заказу компании Daimler адаптировала устройство зажигания от магнето к двигателю транспортного средства — трехколесного автомобиля De Dion-Bouton. Гениальную идею подал коллега Боша Арнольд Церингер. Тяжелый якорь, подумал он, вообще не должен колебаться. Эту задачу должна выполнять новая часть — легкая и тонкая втулка. Она позволяла устройству зажигания с магнето работать на высоких скоростях.

Первая система зажигания от магнето высокого напряжения со свечами зажигания была поставлена в компанию Daimler-Motoren-Gesellschaft в 1902 г. За год до этого Роберт Бош попросил Готтлоба Хонольда, инженера по развитию компании Bosch, улучшить конструкцию устройств зажигания от магнето низкого напряжения. Роберт Бош был очень впечатлен, когда в том же году инженер представил первые прототипы со свечами зажигания вместо электродов.

Таким образом Бош решил проблему зажигания для высокооборотных автомобильных двигателей внутреннего сгорания — одну из главных технических проблем становления автомобильной техники.

Не за горами было покорение автомобильной Америки, а значит, всего мира. В 1906 г. Густав Кляйн, новый руководитель отдела продаж Bosch, отправился в США. Как позднее сказал сам Бош, поездка Кляйна обернулась настоящим триумфом. Всего за несколько недель компания Bosch получила заказов более чем на миллион долларов!

Начало XX в. было для компании Боша временем бурного расширения. О тех тяготах, с которыми пришлось столкнуться «Мастерской точной механики» 15 лет назад, уже и не вспоминали. Перед Бошем и его компаньонами лежал весь мир. Они нашли свою золотую жилу. Сначала в Великобритании, а затем и в других европейских странах открывались предприятия компании. В 1910 г. в Спрингфилде, штат Массачусетс, была построена первая фабрика Боша в США, четырьмя годами позже заработал еще один завод — в Плейнфилде, штат Нью-Йорк. Представительства открылись в Южной Америке, Азии, Африке и Австралии. К 1913 г. около 90% продукции компании продавалось за рубежом.

Автомобильный ассортимент компании постоянно пополнялся, изобретение следовало за изобретением. В 1912—1913 гг. была разработана автомобильная фара Bosch, в 1914 г. появился электрический стартер, в 1921 г. — клаксон, в 1926 г. — стеклоочистители, в 1928 г. — указатели поворота.

Серьезный прорыв, вновь повлиявший на дальнейшее развитие автомобильной отрасли, произошел в 1927 г. После пяти лет разработок началось производство дизельных топливных насосов для грузовиков. Первые блоки были поставлены компании MAN. В течение 1930-х гг. многие европейские производители оснастили свои грузовые автомобили и сельскохозяйственную технику системами впрыска дизельного топлива от Bosch. С 1936 г. впрыск стал использоваться и в легковых автомобилях.

Но автомобили не стали единственной сферой интересов Боша. Его компания занялась бытовой техникой. Роберт Бош готов был приспособить электричество к чему угодно — хоть к машинке для стрижки волос, что и было сделано в 1928 г. В 1933 г. хозяек осчастливили первым электрическим холодильником фирмы Bosch. «Практичный, элегантный и с сильным характером!» — так гласила его реклама. Модель, представленная весной того года на Лейпцигской ярмарке, отличалась от продукции конкурентов округлой формой, скромным энергопотреблением и сравнительно низкой ценой.

А годом раньше на той же ярмарке в Лейпциге компания Bosch представила свой новый перфоратор, ставший прообразом первой электродрели, которая могла производить удар и вращаться одновременно. Этот инструмент намного облегчил работу на стройплощадках, поскольку буквально проходил сквозь стены.

Роберту Бошу было за 70, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Предприниматель всегда был политически активен и не скрывал своих либеральных взглядов. Хотя его предприятия были вовлечены в экономическую структуру Третьего Рейха, он, как и другие руководители фирмы, пытался оказывать сопротивление политическому режиму. Именно поэтому в 1937 г. он преобразовал предприятие из акционерного общества в общество с ограниченной ответственностью, чтобы сохранить компанию исключительно в руках членов семьи.

Война разрушила всё, что сделал Роберт Бош. В 1945 г. большинство предприятий Bosch лежало в руинах. Сам Бош, к счастью, этого не увидел — он умер 12 марта 1942 г.

После войны компании Bosch, несмотря на крайне сложное положение, удалось восстановить производство и добиться успехов.

В далеком 1921 г. Роберт Бош основал благотворительный фонд (сегодня он называется его именем — Robert Bosch Stiftung GmbH). В завещании, написанном в 1937 г., он велел дивиденды, начисляемые на акции компании, направлять на благотворительные цели. В начале 1960-х гг. наследники Боша передали свои доли в компании благотворительному фонду Роберта Боша. Сегодня ему принадлежит 92% акционерного капитала компании Robert Bosch GmbH.

На группу компаний Bosch по всему миру работает около 360 тыс. сотрудников. В 2014 г. они обеспечили продажи на 49 млрд евро.

Не зря прожил свою жизнь крестьянский сын Роберт Бош.

Впервые продукция компании Bosch появилась в России в 1904 г. Сегодня в РФ расположены три собственных производства Bosch.

В группу компаний Bosch входит компания Robert Bosch GmbH и примерно 440 дочерних предприятий и региональных компаний в 60 странах мира.

Благотворительному фонду Robert Bosch Stiftung GmbH принадлежит 92% акционерного капитала компании, остальное — семье Бош и компании Robert Bosch GmbH.

В 2014 г. компания Bosch вложила в научные исследования и разработки более 4,9 млрд евро, а также подала заявки на получение свыше 4,5 тыс. патентов по всему миру.

Роберт БОШ (1861—1942 гг.) — немецкий предприниматель, инженер и изобретатель. Основатель компании Robert Bosch GmbH, ведущего мирового поставщика технологий и услуг в области автомобильных и промышленных технологий, потребительских товаров, строительных и упаковочных технологий. Главный офис компании расположена в г. Герлинген, неподалеку от Штутгарта.

В 1951 г. началось серийное производство механических топливных насосов для бензиновых двигателей легковых автомобилей. В 1952 г. дочерняя компания Blaupunkt выпустила первую в Европе автомагнитолу с УКВ-диапазоном. Перечислить все инновации, которые привнесли в мир исследователи и инженеры фирмы, основанной Робертом Бошем, невозможно. Упомянем лишь некоторые. Это система электронного управления впрыском топлива для бензиновых двигателей D-Jetronic (1967 г.), первая электронная антиблокировочная система ABS (серийно установлена на Mercedes-Benz в 1978 г.). Эта инновационная технология Bosch стала отправной точкой для всех современных систем управления торможением. Технологическим прорывом и коммерческим успехом стала программа электронной стабилизации ESP (1995 г.), адаптивный круиз-контроль АСС (2000 г.) и многое другое.

Карл БЕНЦ (1844—1929 гг.) — немецкий инженер, изобретатель автомобиля.

В тот год, когда Роберт Бош открыл свою «Мастерскую точной механики и электротехники», 29 января 1886 г., Карл Бенц получил патент на изобретенный им первый в мире автомобиль, а 3 июля 1886 г. на Рингштрассе в Мангейме впервые показал его широкой публике. Автомобиль назывался «моторной тележкой» (Motorwagen). Это был трехколесный экипаж на велосипедных колесах. В качестве привода использовалась цепь, также наподобие велосипедной. И все-таки это был первый в мире автомобиль — с бензиновым двигателем и рулевым управлением. Бенцу удалось продать целых 25 моторных тележек. В 1895 г. он наладил серийное производство автомобилей и основал первую в мире автомобильную компанию.