тел. (495) 223-42-15

Метро на все времена

В 2015 г. свое 80-летие отмечает столичное метро самый молодой и самый востребованный вид общественного транспорта. К этому событию была приурочена выставка «Как поехала Москва», которая прошла в Музее Москвы весной этого года (БиВ № 4, 2015). Выставка представила историческую ретроспективу развития всех видов общественного транспорта Москвы — от извозчиков до речных трамвайчиков. Сегодня речь пойдет собственно о юбиляре — Московском метрополитене.

К концу XIX в. Москва была крупным, оживленным городом с достаточно развитой системой транспортного сообщения. По заранее определенным маршрутам, или линиям, курсировали многоместные летние и зимние конные экипажи. Активно развивалась городская железная дорога. В 1870-х на рельсы поставили и городские конные экипажи. И все-таки чего-то не хватало. Ведь к этому времени в Лондоне уже давно работало метро. А Москва никогда не хотела отставать от европейских столиц.

Самые первые предложения по созданию метро в Москве появились в 1875 г., когда возникла идея проложить линию от Курского вокзала через Лубянскую и Трубную площади до Марьиной рощи. Но до проекта дело так и не дошло.

В 1902 г. (к этому времени метро существовало уже в Париже, Будапеште и Глазго) инженеры П. А. Балинский и Е. К. Кнорре предложили проект, по которому подземная линия метро должна была соединить Замоскворечье с Тверской заставой. Однако городская дума отклонила его, вынеся резолюцию: «Господам Кнорре и Балинскому в их домогательствах отказать…» Гласные думы усомнились в достаточной проработанности проекта, к тому же сыграло свою роль и существовавшее на тот момент трамвайное лобби (трамвай приносил тогда значительную часть прибыли в казну).

В том же 1902 г. инженеры путей сообщения А. И. Антонович, Н. И. Голиневич и Н. П. Дмитриев разработали проект Московской городской железной дороги. В отличие от предложения Кнорре и Балинского этот проект предусматривал как подземную (в центральной части города), так и надземную прокладку линий (на окраинах). Планировалось построить четыре радиальных линии и одну кольцевую по трассе Камер-коллежского вала с пересадочными станциями. Однако и этому проекту не суждено было осуществиться.

В 1913 г. Московская городская управа разработала собственный проект подземной железной дороги, состоящей из трех подземных диаметров: Таганско-Тверского (от Тверской заставы до Калитников); Арбатско-Мясницкого (от Каланчевской площади до Брянского, ныне Киевского, вокзала) и Виндавско-Замоскворецкого (от Виндавского (Рижского) вокзала до нынешней платформы ЗИЛ). Проект строительства, намеченный на 1914—1920 гг., был утвержден городской управой. Этот проект также остался лишь на бумаге — помешали Первая мировая война и революция.

Однако идея строительства метро продолжала будоражить умы, да и возросшая транспортная нагрузка требовала решения проблемы. В 1923 г. проект московского метрополитена был заказан иностранной компании Siemens Bauunion GmbH. К 1925 г. немецкий проект, включавший 80 км тоннелей и 86 станций, был готов. Однако денег на реализацию не нашли, и проект Siemens Bauunion GmbH, как и все предыдущие, остался на бумаге.

Дело сдвинулось с мертвой точки только в начале 30-х годов. 15 июня 1931 г. на Пленуме ЦК ВКП(б), после доклада первого секретаря Московского горкома партии Л. М. Кагановича, было принято решение о строительстве московского метрополитена, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе и частично разгрузить трамвайные линии. В ноябре 1931 г. началось строительство первого опытного участка на Русаковской улице.

В ходе проектирования возник спор о типе будущих станций метро: будут ли они иметь островные или боковые платформы. Было решено остановиться на варианте трехсводчатой станции с островной платформой. Для подъема пассажиров на поверхность предполагалось использовать эскалаторы. Московский инженер В. Л. Маковский обосновал возможность и необходимость прокладки в сложных условиях московских грунтов тоннелей глубокого заложения.

В 1933 г. был утвержден технический проект первой очереди метрополитена, тогда же трест Метрострой начал основные строительные работы. Маршрут первой очереди был определен путем исследования пассажиропотоков московского трамвая: подземкой решили повторить самые напряженные его маршруты.

Участки линии от «Сокольников» до «Комсомольской» и от «Библиотеки имени Ленина» до «Парка культуры» сооружались открытым способом. Тоннели между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» возводились траншейным способом. На участке глубокого заложения от «Охотного ряда» до «Площади Дзержинского» была применена щитовая проходка.

Московский метрополитен был открыт 15 мая 1935 г. Пусковый комплекс включал в себя 11,2 км трассы, 13 станций и 12 четырехвагонных составов — всего 48 вагонов типа «А». Первая очередь прошла от станции «Сокольники» до станции «Парк культуры» с ответвлением на «Смоленскую». Данное ответвление, ставшее Арбатской линией, в 1937 г. дошло до станции «Киевская», пересекая при этом Москву-реку по мосту.

До начала Великой Отечественной войны были открыты еще две линии. В марте 1938 г. Арбатская линия была продлена до станции «Курская» (теперь этот участок относится к Арбатско-Покровской линии). В сентябре 1938 г. открылась Горьковско-Замоскворецкая линия — от станции «Сокол» до станции «Площадь Свердлова» (с 1990 г. — «Театральная»).

В 1952 г. полностью заработала Кольцевая линия метро.

Первоначально метрополитен носил имя Л. М. Кагановича. С 1955 г. — В. И. Ленина.

С 1955 г. в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» упор в развитии метрополитена был сделан на увеличение темпов строительства за счет удешевления станций. От дорогих индивидуальных проектов каждой станции стали переходить к более дешевым типовым проектам.

В конце 1950-х и в 1960-е гг. развивалась концепция радиусов, соединенных лишь с Кольцевой линией: в 1958 г. открылся Рижский радиус, в 1962 г. — Калужский, в 1966 г. — Ждановский, в 1972 г. — Краснопресненский. Лишь в 1971 и 1975 гг. радиусы были объединены в диаметральные линии — Калужско-Рижскую и Ждановско-Краснопресненскую. С конца 1970-х по начало 1990-х введены Калининская (1979—1986) и Серпуховско-Тимирязевская (1983–1994) линии.

В середине 1990-х появились новые проекты развития скоростного транспорта Москвы: легкое метро, монорельс, мини-метро и скоростная транспортная система. В конце 2002 г. была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского», которая впервые вывела метро за пределы МКАД. В 2003 г. была открыта Бутовская линия, полностью расположенная за МКАД. Первый участок легкого метро из пяти станций Бутовской линии был открыт 27 декабря 2003 г. В 2004 г. была построена линия монорельса.

Линия, которая должна была связать станцию «Киевская» Филевской линии с деловым центром «Москва-Сити», первоначально планировалась как мини-метро. Оно должно было иметь более крутые подъемы и более короткие платформы по сравнению с обычным метрополитеном. Однако затем от концепции мини-метро отказались, и в итоге было построено простое ответвление с двумя станциями: «Выставочная» и «Международная».

26 декабря 2009 г. открылась станция «Мякинино» Арбатско-Покровской линии, 178-я станция Московского метрополитена. Это первая станция метро, построенная за пределами административных границ Москвы, и первая в практике российского метростроения, в финансировании строительства которой участвовал частный капитал.

Проектирование и строительство этой станции финансировались из бюджетов Москвы и Московской области и за счет частных инвестиций компании Crocus Group. После оформления станционного комплекса в собственность компании Crocus Group частный инвестор передал его в эксплуатацию ГУП «Московский метрополитен».

Сегодня система метрополитена Москвы состоит из 12 линий общей протяженностью 325,4 км. В московском метро 195 станций, 44 из которых признаны объектами культурного наследия. До 2020 г. по планам правительства Москвы будут построены еще 79 станций, а протяженность подземки возрастет более чем на 160 км. В генеральном плане Москвы предусматривается, что к 2025 г. общая протяженность линий Московского метрополитена составит 650 км.

Для подготовки статьи использованы материалы, предоставленные отделом по связям с общественностью Музея Москвы.

БиВ

Московский метрополитен открылся 15 мая 1935 г.

Станция «Мякинино» — первая, построенная за пределами административных границ Москвы, и первая в практике российского метростроения, в финансировании строительства которой участвовал частный капитал

Московское метро сегодня — это 12 линий общей протяженностью 325,4 км, это 195 станций, 44 из которых являются объектами культурного наследия

Во время Великой Отечественной войны московское метро использовалось как бомбоубежище. В метро за время авианалетов родилось 217 детей.

Старейший в мире метрополитен — Лондонский. Он был открыт в 1863 г. В настоящее время является одним из крупнейших в мире. Сеть Лондонского метро состоит из 11 линий общей протяженностью 402 км, из которых 45% проходит под землей. Первая линия метро на европейском континенте была открыта в Будапеште в 1896 г. Через 4 года, в 1900 г., свое метро получили и парижане. Первоначально оно называлось «Столичная железная дорога» (фр. — chemin de fer métropolitain). Считается, что слова «метрополитен» и «метро» в применении к подземной железной дороге получили всемирное распространение именно благодаря парижскому метро. Первые линии парижского метрополитена прокладывались строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Из-за недостаточной ширины улиц некоторые станции имеют искривленную платформу.

Участок монорельсовой дороги длиной 4,7 км с шестью станциями соединяет станции метрополитена «Тимирязевская» (линия 9) и «ВДНХ» (линия 6). Первые поездки в «экскурсионном» режиме начались 20 ноября 2004 г., полностью система заработала с 10 января 2008 г.