тел. (495) 223-42-15

Какая обувь нам нужна

Рынок потребительских товаров в России - один из самых импортозависимых. Развитие отечественного производства в этом секторе идет с большим трудом и сталкивается с острой конкуренцией со стороны импорта. Одним из ярких примеров является рынок обуви. О ситуации в этом секторе рассказывает генеральный директор Национального обувного союза Наталья ДЕМИДОВА.

Как многие помнят, импортная обувь была одним из самых дефицитных товаров в советское время. Приличную пару купить было достаточно трудно. Отечественная обувь свободно лежала на прилавках магазинов, но ее качество оставляло желать лучшего. В 1990 г. в СССР было произведено 385 млн пар обуви – это немало, но отрасль никогда не была ориентирована на экспорт.

Открытие российского рынка привело к резкому росту импорта и сокращению внутреннего обувного производства, которое не выдержало конкуренции со стороны иностранной продукции ни по ценам, ни тем более по качеству. Потребители единодушно высказались в пользу импортной обуви. К сожалению, отечественное производство так и не сумело приспособиться к новым условиям и перестроиться, и к 1995 г. выпуск обуви в России упал до 51,6 млн пар.

В 1996 г. в целях поддержки отечественного производителя в России установили повышенную пошлину на импортную обувь в размере 20% плюс 2 евро с каждой ввозимой пары. Практически это был запретительный тариф, который вместе с НДС составил суммарный таможенный платеж на пару обуви в 50–60% от ввозной цены. Эта пошлина просуществовала почти 10 лет, до 2005 г. Однако никаких коренных изменений в отечественном обувном производстве за этот период не произошло. Объемы выпуска продукции не увеличились, предприятия не смогли модернизировать производство, повысить качество продукции, расширить ассортимент. В 2005 г. в России было произведено всего 47,1 млн пар, из которых на обувь с верхом из натуральной кожи приходилось меньше половины. Тем временем продажи обуви росли в России ежегодно на 10–15%, в то время как внутреннее производство оставалось на одном уровне, снизившись до 10% общих продаж. Остальные 90% потребления удовлетворялись за счет импорта, который продолжал доминировать на внутреннем рынке.

Завышенная импортная пошлина привела к дезорганизации внутреннего рынка обуви, к уходу значительной части импорта в «серую» сферу. После 1996 г., согласно таможенным данным, официально регистрируемый импорт обуви снизился почти в 4,5 раза. Между тем количество продаваемой обуви на рынке не сократилось, потребность в ней не уменьшилась. Законы рынка имеют объективный характер: если есть спрос, то будет и предложение.

В 2006 г. пошлины для кожаной обуви были снижены до 10%, но не менее 1,8 евро за пару для обуви стоимостью выше 15 евро, а для обуви дешевле 15 евро была установлена пошлина в размере 2 евро за пару. Это привело к позитивным изменениям на рынке, к легализации значительной части оборота. За три последующих года официальный импорт обуви увеличился в десять раз, в результате чего общие поступления в бюджет выросли дополнительно на 800 млн долл. Импортерам стало выгоднее работать легально и производить все платежи в полном объеме.

Доля нелегального импорта в потреблении сократилась с 75% в 2005 г. до 45%, а размер ввоза, согласно таможенной статистике, вернулся к показателю 1996 г. – 130 млн пар. Таким образом из-за повышения пошлины в 1996 г. бюджет за 10 лет потерял несколько миллиардов долларов. При этом производство кожаной обуви в 2008 г. осталось на уровне 1996 г. и составило всего 23 млн пар, т. е. около 5% от потребления.

Вместе с тем, ныне действующий уровень пошлин на обувь нельзя назвать низким. Суммарный платеж при импорте обуви с НДС достигает, по данным Национального обувного союза, 35–90% от стоимости пары, детской обуви – 44%. Средневзвешенная пошлина на обувь составляет в настоящее время 20,3%, что почти вдвое превышает средний уровень пошлины по всем товарам (11,5%, по данным ФТС). Действующие ввозные таможенные пошлины на обувь значительно выше обязательств России, принятых на переговорах о присоединении к ВТО.

Мировой опыт показывает, что превышение 10% барьера ввозной пошлины приводит к недостоверному декларированию импортерами. В качестве примера можно сослаться на опыт Европы, в которой два года назад повысили пошлину на импорт кожаной обуви из Китая до 16%. В результате ввоз из Китая снизился на 25%, но одновременно более чем на 1000% выросли поставки из Макао, Бангладеш и Малайзии.

Никто не подвергает сомнению необходимость поддержки отечественного конкурентоспособного производителя и содействия расширению производства товаров в России. Однако в сложившихся условиях добиться увеличения отечественного производства обуви путем повышения пошлины на импорт не удастся. Как показала практика предыдущих пятнадцати лет, высокие таможенные пошлины не выполняют функцию защиты внутреннего производителя и катализатора расширения производства. Они только усиливают стагнацию рынка, ведут к потерям бюджета, способствуют коррупции и контрабанде, оказывающим основное конкурентное давление на отечественного производителя.

Проблемы обувной отрасли заключены в ней самой, в ее техническом оснащении и организации производства. Значительная часть мощностей в отрасли морально и физически устарели, не хватает финансовых средств для замены выбывающих в связи с изношенностью машин, высока загруженность производственных мощностей, составляющая, по данным Росстата, около 80%. Все это приводит к низкой производительности труда, высоким издержкам производства, неудовлетворительному качеству продукции.

Решать проблему развития внутреннего производства обуви необходимо в рамках комплексной программы. Она должна предусмотреть источники финансирования для модернизации мощностей, возможно, особые налоговые условия, развитие специальной инфраструктуры, вовлечение производства обуви в особые экономические зоны, привлечение иностранного капитала и технологий. Только такой путь позволил бы создать конкурентоспособное производство качественной обуви и повысить удельный вес отечественных производителей на российском рынке.

Рынок обуви в России

 

2005

2006 2007 2008  оценка
Потребление

млн пар (1)

млрд руб.(2)

  400 187,8     446 232,9     520 289,6   560 320
Легальное производство, млн пар 47,1 57,3   54,2   54

Доля отечественного товара в потреблении (3)

10 11,2 9,0 10

Фактические продажи импортной обуви,

млн пар

67,5 106,6 199,3 225,0
Импорт (4)  млн пар

млн долл.

  18,4 223,5   57,2 772,2   116,6 1563,1   117,3 1576,9

Доля легального импорта в потреблении, %

  16,9   23,9   38,3   45
Экспорт (5)

млн пар

млн долл.

  7,1 109,8   7,1 156,9   7,4 ...   ...
Доля экспорта в производстве, %   15   12,3   13 ...
«Серый» импорт и нелегальное производство  млн пар   285,4   282,2   268,3 ...

Доля «серого» импорта и нелегального производства в потреблении, %

  71,4   63,2   51,6 ...

(1) По данным ОАО «Рослегпром»

(2) По данным Росстата

(3)Исключая экспорт

(4) По данным ФТС

(5) С учетом поставок в Белоруссию