Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Правительство Никарагуа намерено построить новую международную судоходную артерию — Никарагуанский межокеанский канал, который соединит воды Атлантического и Тихого океанов. Новый канал станет третьим искусственно созданным каналом мирового значения после Суэцкого и Панамского и будет иметь важнейшие последствия не только для международной торговли, но и внесет существенные коррективы в расстановку геополитических сил в Западном полушарии.
Решение о строительстве Никарагуанского канала в качестве альтернативы Панамскому было озвучено властями страны на Национальном собрании Никарагуа в июле 2012 г. В сентябре 2012 г. Комитет межокеанского канала Никарагуа и гонконгская компания HK Nicaragua Canal Development Investment (HKND) подписали соглашение о сотрудничестве и реализации проекта. В июне 2013 г. власти Никарагуа передали проектируемый канал в концессию HKND Group сроком на 50 лет с предоставлением исключительных прав на планирование, проектирование, строительство и дальнейшее управление каналом в течение срока концессии.
Проект межокеанского канала Никарагуа включает в себя 6 крупнейших объектов инфраструктуры: сам канал, 2 морских порта в Пунта-Агила и Брито на побережьях Атлантического и Тихого океанов, зону свободной торговли, международный аэропорт, курортную зону, а также сеть автодорог. Ориентировочная стоимость проекта составляет 40 млрд долл., начало эксплуатации канала планируется на 2019 г., завершение проекта — на 2029 г.
Концессионный договор предусматривает выплату компанией HKND Group правительству Никарагуа 10 млн долл. ежегодно в течение 10 лет после начала строительства канала. Кроме того, компания обязуется выплачивать доходы от эксплуатации каждого из объектов инфраструктуры в размере 1% на начальном этапе с последовательным увеличением выплат до 99%. После завершения концессии инвестор передаст правительству Никарагуа акции, оборудование и инфраструктуру канала по схеме последовательного увеличения на протяжении максимального срока концессии, а правительство Никарагуа станет собственником 99% акций канала через 100 лет.
Никарагуанский канал станет самым длинным из трех рукотворных каналов: протяженность новой артерии, которая соединит Атлантический и Тихий океаны, составит 278 км, включая 105 км по водам озера Никарагуа. Ожидается, что за год канал смогут проходить 5,1 тыс. судов, он обеспечит прохождение крупнейших в мире контейнеровозов вместимостью до 25 тыс. TEU (условная единица измеримости грузовых транспортных средств, равная 20-футовому контейнеру) и современных супертанкеров дедвейтом до 400 тыс. т. Время прохождения по каналу составит 30 часов.
Первые планы по соединению двух океанов через территорию Никарагуа появились в XVI в. и конкурировали с проектом строительства Панамского канала до конца XIX в. Во времена калифорнийской золотой лихорадки в середине XIX в. американцы использовали водные пути озера Никарагуа и реки Сан-Хуан для транспортировки старателей на восточное побережье США.
Во второй половине XIX в. изыскания по изучению никарагуанского перешейка показали возможность использования вод реки Сан-Хуан, а также расширение площади озера Никарагуа путем затопления долин рек Рио-Гранде и Сан-Хуан. Однако постройка Никарагуанского канала тогда так и не началась: правительство США использовало свое влияние в пользу Панамы.
К 2006 г. специальная правительственная комиссия подготовила план возведения канала по территории Никарагуа. Проект поджидал подходящего момента для своей реализации. Такой момент настал в 2012 г.
Для Никарагуа, одной из беднейших стран Латинской Америки, долгожданное строительство канала по территории страны — проект национального масштаба. Правительство Никарагуа рассчитывает решить экономические и демографические проблемы путем привлечения иностранных инвестиций и создания более 1 млн рабочих мест. Кроме того, возведение альтернативного Панаме канала позволит заручиться поддержкой ряда стран и найти союзников, готовых помочь с реализацией транснационального проекта XXI в.
В Никарагуа сталкиваются интересы стран, поддерживающих строительство канала, и стран, выступающих против реализации проекта. К числу первых, безусловно, относятся государства, рассчитывающие на увеличение транспортных перевозок в целом и нефти в частности через территорию Никарагуа — это, прежде всего, Китай, Япония, Венесуэла, Бразилия, Аргентина и другие. К числу вторых, — конечно, Панама, опасающаяся финансовых потерь от эксплуатации нового канала и спада объема перевозок через Панамский канал, а также США, которые изначально поддерживали идею строительства Панамского канала и посредством этого укрепление своего влияния в регионе. Фактически США оказываются в стороне от участия в таком глобальном проекте, тогда как Никарагуа наращивает дипломатические и экономические связи с Китаем и союзниками.
К последним, кстати, относится и Россия, которая уверенно развивает отношения с Никарагуа. В декабре 2014 г. исполнилось 70 лет со дня установления дипломатических отношений между Россией и Никарагуа. В ходе встречи Сергея Лаврова с президентом Никарагуа на Санкт-Петербургском экономическом форуме были рассмотрены вопросы двустороннего сотрудничества в торгово-экономической и инвестиционной областях.
В настоящий момент не известно об участии российских компаний в строительстве межокеанского канала, однако в феврале 2015 г. во время визита министра обороны РФ Сергея Шойгу в Никарагуа страны подписали межправительственное соглашение об упрощенном порядке захода военных кораблей ВМС России в порты Никарагуа и ряд других соглашений в сфере военно-технического сотрудничества, что в перспективе позволит России предложить взаимовыгодное сотрудничество в области обслуживания канала и присутствия в водах Никарагуа. В свою очередь, в HKND отметили, что в процессе проектирования и сооружения канала группа готова рассматривать предложения ведущих компаний мира, в том числе и из России.
Вместе с тем экологические вопросы и протесты местного населения против строительства канала могут стать существенной проблемой в осуществлении проекта. Экологи и активисты заявляют о непоправимом ущербе экологии не только озера Никарагуа, но и региона в целом. Озеро Никарагуа — крупнейшее пресноводное озеро в Латинской Америке и единственное в мире пресноводное озеро, в котором водятся акулы. Местное население выступает против строительства канала из опасений, что это нанесет ущерб земледелию.
Несмотря на продолжающиеся протесты, власти Никарагуа с оптимизмом смотрят в будущее проекта: ожидается, что доходы от концессионного договора и эксплуатации объекта вдвое увеличат ВВП страны, позволят ей обрести экономическую независимость, проект позволит решить демографические и социальные проблемы. По словам министра и личного секретаря президента Никарагуа по национальной политике доктора Пола Окиста, выступившего на сессии ПМЭФ-2015 в Санкт-Петербурге, власти страны ставят своей целью стабилизацию в регионе и рост благосостояния нации.
Наталья ГРЕБЕНЮК
Новый Никарагуанский канал от Атлантического до Тихого океана будет иметь длину 278 км (включая 105 км по водам озера Никарагуа), глубину 26–30 м и ширину 230–530 м.
Компания-девелопер проекта HKND Group — крупная частная компания со штаб-квартирой в Гонконге, в 2012 г. зарегистрированная на Каймановых островах для реализации проекта межокеанского канала Никарагуа. Управляет компанией 43-летний китайский миллиардер Ван Цзин (WangJing, 195-е место в списке Forbes, общее состояние оценивается в 5,2 млрд долл.). Основными партнерами HKND по реализации проекта являются China Railway Construction Corporation (проведение технического обоснования), McKinsey & Company (фактические данные и анализ) и Environmental Resource Management (экологические изыскания). В реализации проекта участвуют специалисты разных стран, в том числе из Австралии, Бельгии, Китая, Никарагуа и других стран.
Никарагуанский канал станет третьим искусственно созданным каналом в мире. Построенные в 1869 г. Суэцкий канал и в 1914 г. Панамский канал навсегда изменили историю мировых морских перевозок.
Эксперты отмечают растущую заинтересованность Китая в реализации проекта. Во-первых, Китай планирует наращивать объемы морских перевозок через Никарагуа, во-вторых, китайские власти глубоко заинтересованы в расширении своего присутствия в странах Латинской Америки.
Официальный старт строительства Никарагуанского канала был дан в декабре 2014 г.