тел. (495) 223-42-15

Суэцкий канал: стратегический дублер

6 августа 2015 г. в Египте состоялось открытие нового 72-километрового русла Суэцкого канала. Проект был реализован в рекордно короткие сроки — решение о строительстве новой ветки судоходной артерии было принято год назад, 5 августа 2014 г., в рамках мероприятий, приуроченных к 145-й годовщине со дня открытия канала в 1869 г.

Открытие дублера Суэцкого канала стало событием международного масштаба. На торжественной церемонии, состоявшейся в бухте Исмаилия, присутствовали главы более 90 государств. Президент Египта АбдельФаттах ас-Сиси прибыл на торжества на борту круизной яхты «Аль-Махруса» и открыл судоходство по новой ветке канала. Именно это историческое судно впервые прошло по Суэцкому каналу в 1869 г., проделав путь от берегов Темзы до Александрии. Второй раз яхта участвовала в открытии Суэцкого канала после арабо-израильского конфликта в 1973 г. Торжественная церемония открытия в порту Исмаилия сопровождалась воздушным и водным парадом с участием кораблей и вертолетов ВМС и ВВС Египта. В честь мероприятия по всей стране прошли праздничные митинги и фестивали.

Первый канал, соединивший моря

Суэцкий канал стал первым инфраструктурным проектом международного значения, навсегда изменившим историю мирового судоходства и торговли. Этот искусственно проложенный водный коридор между Красным и Средиземным морями сократил путь от Индийского до Атлантического океана на 8 тыс. км. Он опередил на 45 лет строительство Панамского канала. Длина Суэцкого канала составила 160 км, главные порты — город Порт-Саид на Средиземном море и Суэц на Красном море.

История замысла сооружения канала уходит в античные времена. Амбициозные планы по строительству канала были и у Наполеона Бонапарта. Во время египетской кампании 1798 г. Бонапарт поручил сделать проектные изыскания особой комиссии во главе с инженером Лепером. Тот, однако, ошибся в расчетах относительно уровня воды в двух морях и пришел к выводу о невозможности строительства канала. Вместе с тем провалился и Египетский поход Наполеона.

Окончательный проект по строительству канала удалось осуществить французскому юристу и дипломату Фердинанду де Лессепсу. Позднее он будет принимать участие в нашумевшей кампании по строительству Панамского канала. Получив концессию от вице-короля Египта Саид-паши и финансовую поддержку в результате проведенной активной кампании, Лессепс возглавил строительство Суэцкого канала. Впервые в истории эта инициатива, несмотря на сложности, увенчалась успехом. Спустя 10 лет после начала работ, 17 ноября 1869 г. в присутствии большого числа высоких гостей канал был торжественно открыт для судоходства.

За историю своего существования канал дважды закрывался. В 1956 г. президент Египта Гамаль Абдель Насеру национализировал стратегически важный для страны объект. Это привело к началу длившегося неделю Суэцкого конфликта, в ходе которого часть водных путей была разрушена и судоходство было закрыто до апреля 1957 г.  Второй раз движение по каналу прекратилось на 8 лет после Шестидневной войны 1967 г. Вновь судоходство было открыто после Арабо-Израильской войны 5 июня 1975 г.

Новый Суэц

Строительство второй ветки Суэцкого канала стало началом политики преодоления экономического кризиса в Египте и роста национального самосознания, чему в значительной степени способствовал новый президент страны АбдельФаттах ас-Сиси, вступивший в должность в 2014 г. Решение о реализации этого проекта было озвучено президентом Египта во время Генеральной сессии ООН в Нью-Йорке в августе 2014 г. Наряду с реконструкцией Суэцкого канала правительство Египта объявило в марте 2015 г. в рамках Международной экономической конференции о планах возведения новой административной столицы страны рядом с Каиром.

Строительство новой ветки канала длиной 72 км включало сооружение 35-километрового отрезка нового русла и углубление и расширение участка длиной в 37 км. Кроме того, предусматривалось возведение шести подземных тоннелей — пяти автомобильных и одного железнодорожного.

Реализация масштабного проекта нового Суэцкого канала, на долю которого приходится 8% мирового морского трафика, позволит увеличить пропускную способность артерии практически вдвое — с 49 до 97 судов в день, также за счет движения по старому и новому руслу в обоих направлениях сократится и время ожидания и прохода по каналу.

Стоимость проекта составляет 8,5 млрд долл., половина из которых пришлась на возведение ветки канала, вторая половина средств будет израсходована на дорожную инфраструктуру канала.

Деньги для реализации проекта были собраны путем реализации государственных облигаций гражданам АРЕ. Президент страны Абдель Фаттах ас-Сиси запретил продажу облигаций иностранным гражданам и компаниям и призвал население инвестировать сбережения в национальный проект. Согласно указу главы государства, граждане Египта могли купить сертификаты на сумму 10, 100 и 1000 египетских фунтов в 4 банках страны сроком на 5 лет под 12% годовых. Данный шаг позволил собрать необходимую сумму всего лишь за 6 дней и избежать иностранных инвестиций, а строительство нового канала стало проектом национального значения.

Управление каналом осуществляет созданная после его национализации Администрация Суэцкого канала (TheSuezCanalAuthority). Штаб-квартира находится в порту Исмаилия.

Развитие инфраструктуры Суэцкого канала в значительной степени стимулирует экономику Египта. Власти страны ожидают увеличение прибыли от эксплуатации новой ветки канала и развития инфраструктуры с 5,3 млрд до 13,3 млрд долл. к 2023 г. Кроме того, реализация проекта создаст до 1 млн рабочих мест.

Наталья ГРЕБЕНЮК

Суэцкий канал обеспечивает 8% мирового морского грузооборота, играет ключевую роль в снабжении Европы ближневосточной нефтью, а для Египта является вторым после туризма источником валютной выручки.

Первые попытки проложить канал, соединяющий Нил с Красным морем были предприняты во времена правления фараона Сенусерта III (около 1800 лет до н. э.). Идею сооружения канала пытались реализовать египетские фараоны Рамзес II и Нехо II, персидский царь Дарий I, римский император Траян, однако при всем могуществе и развитии инженерной мысли тех времен никому так и не удалось довести дело до конца и соединить Красное и Средиземное моря.

Стоимость строительства дублера Суэцкого канала составила 8,5 млрд долл.