Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Курьерская конная служба доставки почты Pony Express просуществовала всего полтора года. Её убили индейцы Дикого Запада и телеграф. Однако назвать это начинание неудачным нельзя никак. Pony Express – это неотъемлемая часть легенды освоения американского Запада. Недаром о ней написано так много книг и снято фильмов. Романтизированный образ молодых, сильных, бесстрашных наездников стал символом яростного американского индивидуализма времен освоения новых территорий.
3 апреля 1860 г. в 7.15 утра одинокий всадник выехал за ворота конюшни «Пайкс пик» в городке Сент-Джозеф в Миссури. В почтовой сумке, перекинутой через седло, были слова любви, печали, надежды, отчаяния, долгожданные вести и печальные известия… Почту надлежало доставить на другой конец страны, за 3 тыс. км, в Калифорнию, в город Сакраменто. Оттуда ему навстречу выехал другой всадник – он вез почту из Калифорнии в Миссури.
Калифорния вошла в состав США в качестве самостоятельного штата в 1850 г. Двумя годами раньше там нашли золото. В Калифорнию ринулись тысячи искателей приключений и богатства. К 1860 г. население штата выросло до 380 тыс. человек. Идея каким-то образом «привязать» недавно обретенную Калифорнию к остальной стране витала в воздухе. Потребность в быстром сообщении с этим самым отдаленным западным штатом была тем сильнее, чем явственнее ощущались признаки приближающейся Гражданской войны.
Идея пришла в голову Бенджамину Фиклину, управляющему маршрутами в компании Russell, Majors & Waddell. Совладельцы компании – Уильям Рассел, Александр Мейджорс и Уильям Уодделл инициативу поддержали и развили. К тому времени у них уже был собственный бизнес в сфере перевозок людей и грузов. В их распоряжении было 3500 повозок и дилижансов и почти 40 тыс. мулов. Компания процветала, поскольку получала правительственные заказы на доставку оружия армии на западной границе. Расселу не давала покоя мысль, почему бы не заполучить от правительства еще и контракт на доставку почты. Идея организовать экспресс-доставку почты, то есть заменить традиционные медленные и неуклюжие дилижансы на быстрых и ловких наездников, пришлась как нельзя кстати.
Создатели Pony Express собирались доставлять почту от одного края страны до другого всего за 10 дней – тогда этот срок казался немыслимо коротким, и в это никто не верил.
Дело осталось за малым – обустроить маршрут. Это было сделано за два месяца. На пути протяжённостью в 3106 км через каждые 16–20 км были сооружены почтовые пересадочные станции. Такое расстояние лошадь может преодолеть галопом без усталости. Снаряжение курьера состояло из двух револьверов Кольта, охотничьего ножа, воды, Библии и седельной сумки, называемой мочила, весом не более 10 кг. На каждом углу сумки находилось по карману – кантине, в которых содержался почтовый груз. Кантины запирались на замки, ключи от которых хранились в начале и в конце маршрута. Курьер с помощью рожка предупреждал о своём приближении к станции, чтобы ему приготовили свежую лошадь. На станциях он за две минуты должен был спешиться, снять с седла мочилу, накинуть её на свежую лошадь и отправиться дальше. Курьеры менялись каждые 120–160 км и должны были скакать без остановки день и ночь.
Наездник, отправившийся 3 апреля в первый рейс на Запад, проделал свой путь за 9 суток и 23 часа. Выехавшему ему навстречу всаднику потребовалось 11 суток и 12 часов, чтобы прибыть на Восток, в Сент-Джеймс.
В момент своего расцвета Pony Express располагала 184 пересадочными станциями, 120 наездниками-курьерами и 500 лошадями. Дорога была чрезвычайно опасна, проходила через горы Сьерра-Невада, через места, где нередки были нападения индейцев. Однако за всё время существования компании почта не была доставлена вовремя всего один раз. Курьерская служба оправдывала свой девиз: «Почта должна быть доставлена любой ценой». Служащие компании постоянно подчеркивали важность перевозимого груза. Они часто повторяли, что в случае серьезной переделки последней должна погибнуть мочила – после лошади и наездника.
Лучше всего о Pony Express написал Марк Твен в своей книге о путешествии по Америке «Налегке»: «Прошло немного времени, и вот уже все мы вытягиваем шею, стараясь получше рассмотреть “верхового” – неутомимого гонца, который мчит письма через континент, покрывая в восемь дней тысячу восемьсот миль от Сент-Джозефа до Сакраменто! Подумать только – каково это для бренного тела коня и человека! Такой верховой почтальон обычно представлял собой существо низкорослое и худощавое, однако энергии и выносливости в нем было хоть отбавляй. В какое бы время дня или ночи ни наступал его черед, будь то летом или зимой, шел ли дождь, снег или град, вела ли по его участку прямая ровная дорога или неистово петляла горная тропа, извиваясь среди расселин и пропастей, лежал ли его путь через мирные места, или кругом кишели враждебные индейцы, – ему надлежало в любую минуту вскочить в седло и умчаться с быстротой вихря! Тут уж не помедлишь, не передохнешь. Пятьдесят миль кряду при свете дня, луны или звезд, а то и в непроглядной тьме, как придется. Лошадь под ним резвая, не хуже скаковой, по-барски кормленная и выхоленная; десять миль она несётся галопом, затем на ближайшей станции, где два конюха еле удерживают свежего скакуна, почтальон вместе с почтой в мгновение ока пересаживается, и вот уже улетели конь и всадник, скрылись из глаз, прежде чем кто-либо успел хоть мельком взглянуть на них. Оба они – и лошадь и человек – путешествовали налегке. Почтальон носил тонкую, плотно облегающую одежду: недлинная куртка, круглая шапочка, штаны, заправленные в сапоги, как у жокея. При нём не было оружия, не было ничего, кроме самого необходимого, ибо и так уже оплата словесного груза, который он вёз, составляла пять долларов с письма. Нечасто в его сумку попадали досужие послания – по большей части он доставлял деловую переписку. Лошадь его тоже не обременяли лишней тяжестью». (Перевод В.Топер).
Служба курьеров была тяжела – но и получали они немало: 25 долл. в неделю, тогда как неквалифицированные рабочие могли рассчитывать не более чем на 1 долл. в неделю. Само почтовое отправление тоже стоило недёшево. Его мог позволить не каждый. Первоначальная цена доставки составляла 5 долл. за половину унции (14 г), затем – 2,5 долл., а к июлю 1861 г. она снизилась до 1 долл. (эквивалентно 26 долл. в ценах 2014 г.).
Основатели Pony Express не оставляли надежды заполучить правительственный контракт на доставку почты, однако этого так и не произошло. Служба просуществовала всего лишь 19 месяцев и закрылась 24 октября 1861 г. В мае–июне 1860 г. её изрядно потрепали индейцы-пайюты. Их вылазки стоили Pony Express 75 тыс. долл. потерянного оборудования, станций, лошадей, не говоря о жизнях курьеров.
Затем открылась Тихоокеанская телеграфная линия, и потребность в услугах Pony Express отпала. Помимо всего прочего конная служба так и не смогла стать финансово прибыльной. При доходах в 90 тыс. долл. потери составили 200 тыс. долл.
В 1862 г. обанкротившуюся компанию купил Бен Холлидей, владелец крупнейшей транспортной компании из Калифорнии, «король дилижансов», который занимался перевозкой грузов, людей и почты традиционным способом – в почтовых каретах и дилижансах.
Уильям Уодделл вернулся домой в г. Лексингтон разбитый, уничтоженный и весь в долгах. Уодделл больше никогда не занимался предпринимательством и умер в 1872 г.
Уильям Рассел уехал в Нью-Йорк, где потерпел еще один крах – теперь уже в качестве фондового брокера. Всё его имущество было распродано для уплаты долгов кредиторам. Уильям Рассел скончался в 1872 г. в возрасте 60 лет.
Александр Мейджорс в 1865 г. переехал в Колорадо, где влачил безрадостное существование. Через 30 лет его навестил бывший курьер Pony Express Уильям «Буффало Билл» Коуди. Он нашел своего прежнего хозяина старым, больным и без гроша в кармане. Коуди помог Мейджорсу издать книгу «70 лет у границы» (70 Years on the Frontier) и написал к ней вступление. Коуди также нашел для Мейджорса место в своем знаменитом «Шоу Дикого Запада», с которым он гастролировал по городам и странам. Мейджорс умер в 1900 г.
С 1866 по 1889 г. логотип Pony Express использовался компанией Wells Fargo, которая осуществляла перевозку почты на дилижансах. Затем его использовала в качестве своей торговой марки Почтовая служба США. С 1992 г. торговая марка стала принадлежать российской международной курьерской службе Freight Link и входящей в её состав компании Pony Express. Она осуществляет доставку различных отправлений более чем в 200 стран мира.
Ирина СКИБИНСКАЯ
В сохранившейся отправной станции маршрута в городе Сент-Джозеф сегодня работает музей Pony Express. В 1950-е годы заброшенные конюшни «Пайкс пик» уберегли от полного разрушения и сноса. Заслуга в этом принадлежит уроженцу Сент-Джозефа Карлу Гетцу. Образованный им фонд Goetz Pony Express, горожане Сент-Джозефа при поддержке местной торговой палаты восстановили историческое здание. В 1953 г. музей был открыт для публики. До наших дней дошло лишь одно письмо, отправленное первой курьерской почтой из Сент-Джозефа в Сакраменто. А всего в руках коллекционеров и в музеях находится около 250 экземпляров почтовых отправлений Pony Express.
Уильям Расселл, старший партнер фирмы, использовал президентские выборы 1860 г. для рекламы Pony Express. 7 ноября 1860 г. курьер выехал из Форта Керни в Небраске (там заканчивалась восточная телеграфная линия) и на полном галопе помчался в Форт Черчиль в Неваде (конец западной телеграфной линии). Всего через 7 дней и 17 часов после того, как сообщение было опубликовано в газетах Восточного побережья, Калифорния узнала о том, что новым президентом страны стал Авраам Линкольн. Небывалая для тех врёмен скорость распространения информации!
В мае-июне 1860 г. в работавшей как часы курьерской службе произошло несколько сбоев – причиной стали нападения и засады индейцев из племени пайютов, воевавших против поселенцев. Именно из-за индейцев-пайютов произошла единственная недоставка почты за всё время существования Pony Express. При нападении на пересадочную станцию у Карсон-ривер индейцы убили пятерых человек и сожгли станцию. В июне 1860 г. восстание индейцев было подавлено правительственными войсками.
Клятва сотрудников «Pony Express»: «Перед великим и всемогущим Богом клянусь, что, пока я работаю на компанию Рассела, Мэйджорса и Уоделла, я ни при каких обстоятельствах не буду сквернословить и употреблять алкогольные напитки, не буду ссориться или драться с любым другим работником компании. Я при любых обстоятельствах и в любых условиях буду поступать честно, буду добросовестно исполнять свои обязанности и вести себя таким образом, чтобы завоевать доверие моих работодателей. И да поможет мне Бог».
Когда почта доставлялась в Сент-Джозеф, там её опускали в обычные почтовые ящики для доставки адресатам в восточной части страны.
«Требуются: молодые, худощавые, выносливые юноши не старше 18 лет. Должны быть хорошими наездниками, готовыми ежедневно рисковать жизнью. Предпочтительно – сироты. Оплата – 25 долларов в неделю». Так выглядело объявление о найме на работу в Pony Express.
Сегодня по маршруту, которым пользовались курьеры Pony Express, проходит Национальная дорога № 36, ее называют Pony Express Highway.
Для перевозки почты использовались самые разные породы лошадей – чистокровные скакуны, полукровки, лошади породы «морган», даже мустанги. Единственные, кого среди них не было, – это пони.
Одним из самых известных (впоследствии) курьеров был Буффало Билл (Уильям Коуди), который организовал свое легендарное «Шоу Дикого Запада». С этим представлением он побывал на многих всемирных универсальных выставках в городах США и в Европе.