Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Лучшие продажи осенне-зимних аукционов Christie’s и Sotheby’s «Современное искусство», «Импрессионизм и модернизм»», «Старые мастера»
Марк Ротко. «№ 21 (красный, коричневый, черный и оранжевый)»
1951 г., 44,97 млн долл. (первоначальная стоимость не определена). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Впервые картина экспонировалась в 1952 г. на легендарной выставке «15 американцев» в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Вместе с Ротко на той знаменитой выставке свои лучшие работы показали Герхард Рихтер, Клиффорд Стилл, Брэдли Томлин и другие популярные художники того времени.
http://www.sothebys.com/ru/auctions/ecatalogue/2014/contemporary-art-evening-sale-n09221/lot.17.html
Джаспер Джонс. «Флаг»
1983 г., 36 млн долл. (первоначальная оценка – 15–20 млн долл.). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Картина происходит из коллекции ассистента и личного секретаря художника Марка Ланкастера. Он работал на Джонса с 1975 по 1985 г., а до этого был ассистентом Энди Уорхола. Картина «Флаг», написанная в 1960 г., на аукционе Christie’s в 2010 г. также была продана за рекордную на то время для произведений Джаспера Джонса сумму – 28 млн долл.
http://www.sothebys.com/ru/auctions/ecatalogue/2014/contemporary-art-evening-sale-n09221/lot.9.html
Альберто Джакометти. «Колесница»
1950–1952 гг., 100,97 млн долл. (первоначальная стоимость не определена). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Эту скульптуру называют вершиной творчества скульптора. Истончившаяся женская фигурка, подобная древней богине, замерла между двух огромных колес. Говорят, что к созданию серии таких иссохших скульптур Джакометти подтолкнули впечатления от Второй мировой войны. При жизни мастера было сделано всего шесть отливок, часть из них, в том числе и эту, Джакометти расписал золотистой патиной.
Амедео Модильяни. «Голова»
1911–1912 гг., 70,7 млн долл. (первоначальная стоимость не определена). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Эта голова из камня была для Модильяни принципиально важной – он считал, что современная скульптура испорчена влиянием Родена и методом его работы, когда скульптор лепит композицию (которую потом отливают в бронзе), «наращивая» форму. Модильяни же стремился вернуться к архаическому «высвобождению» формы из блока камня. Известняковые блоки для работы он утаскивал со стройплощадок (в том числе метро) и отвозил в свою мастерскую. Похожая скульптура из коллекции Ива Сен-Лорана была продана в 2010 г. на Christie’s за 52 млн долл.
Винсент Ван Гог. «Ваза с ромашками и маками»
1890 г., 61,8 млн долл. (первоначальная оценка – 30–50 млн долл.). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Этот натюрморт относится к немногим произведениям Ван Гога, написанным в последние месяцы жизни, когда художник жил под присмотром доктора Поля Гаше под Парижем. А также к тем немногим, что Ван Гогу удалось продать при жизни. Картину согласился принять доктор Гаше в оплату за свои услуги. В середине 1920-х годов «Ваза с ромашками и маками» попала в США и продавалась в художественной галерее «Олбрайт-Нокс» в Буффало, а последние 20 лет картина хранилась в частной коллекции в Европе.
Клод Моне. «Алиса Ошеде в саду»
1881 г., 33,8 млн долл. (первоначальная оценка – 25–35 млн долл.). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Картина написана в счастливый период жизни художника. Сидящей в саду среди цветов изображена его вторая жена – Алиса Ошеде. Когда Моне со смертельно больной первой женой Камиллой и детьми уехал в деревню, его помощницей стала Алиса Ошеде, которую бросил разорившийся муж-бизнесмен. Клод и Алиса поженились после смерти Камиллы. Они были счастливой парой, и позже их дети от первых браков, Жан Моне и Бланш Одеше, тоже стали супругами.
Сай Твомбли. «Без названия»
1970 г, 69,6 млн долл. (первоначальная оценка – 35–55 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Картина была выставлена на торги впервые, последние 40 лет она находилось в частной коллекции. Полотно относится к известной серии художника, написанной в 1966–1971 гг., которая получила название «Школьная доска». Своеобразная манера письма Твомбли заключалась в хаотичном нанесении на холст надписей, линий и царапин. Художник использовал свободную манеру абстрактного экспрессионизма в сочетании с элементами иконографии повседневной жизни (символы, числа, буквы), которые он включал в свои работы.
Энди Уорхол. «Три Элвиса»
1963 г., 81,9 млн долл. (первоначальная стоимость не определена). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Картина позиционировалась Christie’s как, возможно, новый ценовой рекорд для работ Уорхола. Считалось, что она способна побить рекорд 2013 г., когда шелкография «Крушение серебристой машины» была продана на Sotheby’s за 105 млн долл. Впервые картина была выставлена в 1963 г. в Лос-Анджелесе. «Растроение» фигуры Элвиса было для Уорхола важным, это создавало эффект движения, как во время просмотра кинофильма.
Энди Уорхол. «Четыре Марлона»
1966 г., 69,6 млн долл. (первоначальная стоимость не определена). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Впервые Уорхол обратился к образу Брандо в 1963 г. В 1953 г. вышел фильм «Дикарь» с участием будущей голливудской звезды, после которого Брандо стал поп-идолом. Художник использовал один кадр из фильма, размножил его и перенес на шелк. Идея настолько понравилась кинематографистам, что это изображение долго потом использовалось как афиша к фильму «Дикарь».
Эдуард Мане. «Весна»
1881 г., 65,1 млн долл. (первоначальная оценка – 25–35 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Это полотно вместе со знаменитой картиной «Бар в “Фоли-Бержер”» пожилой художник показал на Парижском салоне 1882 г., воспользовавшись своим правом выставляться без согласия жюри. «Весна» должна была стать частью цикла, но кроме нее художник успел написать только «Осень». Вскоре после выставки Мане умер. Первым владельцем картины в 1883 г. стал Антонен Пруст, журналист и друг художника. К 1902 г. она перешла в руки владельца крупного собрания работ импрессионистов, знаменитого оперного певца Жан-Батиста Фора. В 1907 г. картину приобрел арт-дилер Поль Дюран-Рюэль, переправивший ее в свою нью-йоркскую галерею, где она и была куплена предками последнего владельца картины.
Уильям Тёрнер. «Вид на Рим с холма Авентин»
Прим. 1828 г., 30,3 млн ф.ст. (первоначальная оценка – 15–20 ф.ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Картина впервые была показана на выставке в лондонской Королевской академии в 1836 г. и меняла владельца всего один раз. Сначала она принадлежала шотландскому коллекционеру Манро – близкому другу Тёрнера, а потом была продана Арчибальду Примроузу, премьер-министру Великобритании при королеве Виктории. Потомок А.Примроуза Гарри Примроуз, заместитель председателя совета директоров Sotheby’s, выставил картину на торги. Видимо, такой аристократический провенанс обеспечил успех картины, которая стала самым дорогим полотном Тёрнера, проданным с аукциона.