Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Германию принято называть локомотивом Европейского союза, особенно в посткризисной ситуации. Ведь от решений, принятых в Берлине, и денег, выделенных там, зависит дальнейшее развитие стран ЕС, больше пострадавших от кризиса. Да и на государства, не входящие в сообщество, состояние здоровья немецкой экономики влияет весьма сильно.
Экономическая ситуация Германии на фоне других стран ЕС выглядит стабильной. В 2014 и двух последующих годах экономика ФРГ будет расти немного более высокими, чем в среднем для еврозоны, темпами: 1,3%, 1,1% и 1,8%, против соответственно 0,8%, 1,1, 1,7%. Страны, находящиеся далеко за пределами еврозоны, также зависят от экономического роста в ФРГ, поскольку немецкие инвестиции и емкий германский рынок играют для них важную роль. Это касается как России, так и быстро растущих стран Азии, Латинской Америки. Но и Германия зависит от ЕС и других регионов мира, где немецкая продукция находит своих покупателей. Экономический и финансовый кризис заставил Германию ускорить свою переориентацию с европейских на другие рынки. Так, в 2011 г. прирост экспорта в страны ЕС составил 10%, в 2012 г. рост был отрицательным -1,2%, в 2013 г. он увеличился незначительно – на 0,1%. В эти же годы наблюдался бурный рост вывоза в страны НАФТА (соответственно на 12,4%, 18,1%, 2,3%) и в страны Азии, хотя в 2013 г. он немного снизился (13%, 7,2%, -0,3% соответственно). В результате доля ЕС в экспорте ФРГ в 2013 г. снизилась до 57% с докризисных 64,7 в 2007 г.
ФРГ намерена и дальше углублять отношения с Америкой. Судя по всему, в скором времени будет подписано соглашение о свободной торговле ЕС и США. Это будет способствовать усилению экономических связей между двумя континентами. Сторонники соглашения считают, что в ФРГ может быть создано до 200 тыс. рабочих мест.
Главным достижением во внутренней макроэкономической политике сегодняшнего коалиционного правительства Союза ХДС-ХСС и СДПГ стал сбалансированный бюджет на 2015 г. Это произошло впервые c 1969 г., как не устают подчеркивать политики, указывая на собственное ответственное поведение по отношению к будущим поколениям. Этому предшествовало законодательное закрепление «прекращения долгов»: с 2016 г. федеральный центр не может иметь долг, превышающий 0,35% ВВП, а земли должны с 2020 г. обходиться вовсе без задолженности. Правда, нельзя исключать откатов назад, поскольку бюджетные расходы отражают позицию общества, на что следует расходовать налоговые деньги. А она меняется по мере возникновения новых проблем, одной из которых является старение населения.
На повестке дня всё ещё стоит реформа пенсионной системы. Попытка создать условия для частной накопительной системы признана экспертами как провалившаяся (выгоду от вложений можно получить в слишком преклонном возрасте, до которого многие не доживут, – более ста лет), а реализовавшего её Герхарда Шредера обвиняют в излишних связях со страховым бизнесом.
С темой старения общества тесно связан вопрос миграции, который сейчас рассматривается исключительно в политической плоскости. Формально люди протестуют против исламизации германского общества, хотя в ФРГ лишь 5% исповедуют ислам, но, похоже, речь идет о неприятии миграции. Возможно, протесты подстегнул усилившийся поток мигрантов в ФРГ из Сирии и других регионов (если в 2010 г. 41,3 тыс. человек попросили в ФРГ политическое убежище, то за январь–ноябрь 2014 г. таких было 155,4 тыс. человек). Однако миграция имеет и экономический аспект: Германии необходимы рабочие руки, как высококвалифицированные, так и нет. В последнее десятилетие наблюдаются попытки адаптировать законодательство под нужды общества: упрощен порядок получения немецкого гражданства, пробовали ввести систему, схожую с американской гринкартой. Сейчас на повестке дня стоит упрощение порядка выхода на работу мигрантов.
Другая глобальная тема – энергетическая безопасность, отказ от атомной энергетики и более широкое использование возобновляемых источников энергии. Главным препятствием на пути к достижению этой цели является, с одной стороны, то, что система электропередач не адаптирована для «зеленой» энергетики, необходимо создание единой для ЕС системы электропередач, с другой – отсутствие сберегающих технологий. На обоих направлениях идет работа, а саму задачу нередко характеризуют как самый большой вызов Германии после ее объединения. Конечно, поскольку вопрос носит не только политический, но и технический характер, а также выходит за временные рамки одного поколения (политики оперируют 2050 г.), экспертные оценки «получится–не получится» скорее похожи на гадание на кофейной гуще, чем на научный анализ. Однако, следует отметить: тот аргумент, что «зеленая» энергетика слишком дорога, не совсем корректен: в ФРГ все энергетические отрасли дотировались в тот или иной период. Несмотря на то, что основной способ дотирования «зеленой» энергетики в ФРГ вряд ли соответствует конкурентной политике ЕС, стране удается сохранить его.
Наталья ТОГАНОВА, кандидат экономических наук, и.о. заведующего сектором экономики науки и инноваций ИМЭМО РАН
В предстоящие годы экономика ФРГ будет развиваться быстрее, чем экономика стран еврозоны в среднем.
Безработица в ФРГ существенно ниже, чем в странах еврозоны в целом, – 5,1% против 11,6% в 2014 г.
Решение проблем энергетики (энергобезопасность, отказ от АЭС, использование возобновляемых источников энергии) считают самым большим вызовом Германии после её объединения.
Словосочетание «старение общества» в Германии стало понятием, за которым скрывается дискуссия о том, каким должно быть социальное государство в рамках экономической системы ФРГ, которую принято называть «социальным рыночным хозяйством». На становление системы социального рыночного хозяйства ФРГ повлияли география и история. Если ГДР была витриной социалистических стран, то ФРГ – образцово-показательным примером Запада. Там было достигнуто сочетание рынка и схожих с социализмом подходов к функциям государства в социальной сфере. Именно поэтому в ФРГ до сих пор доля социальных расходов выше, чем в среднем в развитых странах (в 2014 г. в ОЭСР – 21,9%, в ФРГ – 27,6% ВВП).
Германия в цифрах
|
2012 |
2013 |
Население, млн чел. |
- |
80,8 |
Территория, тыс. кв. км |
- |
357 |
ВВП, млрд долл. |
3 533 |
3 730 |
ВВП на душу, тыс. долл. |
43,9 |
46,2 |
Экспорт, % ВВП |
46 |
46 |
Импорт, % ВВП |
40 |
40 |
Источник: http://data.worldbank.org/