тел. (495) 223-42-15

Помогать или конкурировать?

Бюджетное финансирование отдельных торгово-промышленных выставок в виде прямых дотаций организаторам или строительства региональных стендов стало в последние годы вполне обычной практикой, а в некоторых случаях – даже непременным атрибутом мероприятий. Что это – поддержка выставочной деятельности, помощь экспонентам или конкуренция со стороны государственных структур на выставочном рынке?

Выделение государственных средств устроителям выставок всегда сопровождается очень серьезным обоснованием. Цели декларируются самые правильные: демонстрация лучших достижений отечественных предприятий, развитие инновационных технологий, поддержка малого и среднего бизнеса.

Однако при этом всегда возникают два очевидных вопроса: почему решили поддержать и принять участие в организации именно этого мероприятия, а другие специализированные выставки схожей тематики остались в стороне? по какой причине бюджетные средства перечисляются не производителям-экспонентам, а организатору?

Впрочем, устроители всегда знают, что на это ответить. Речь, скажут они, идет об уникальном мероприятии государственного масштаба, которое направлено не только на развитие бизнеса отдельных компаний, отрасли экономики, но и на укрепление имиджа страны в целом.

Все правильно, если бы не одно «но».

На что выделяются деньги?

Нет сомнений, бюджетное финансирование действительно нужно, более того, жизненно необходимо, когда речь идет о событиях международного уровня, направленных на укрепление имиджа России в глобальном мире, к примеру, о Петербургском экономическом форуме.

Но разве можно говорить то же самое об отраслевых промышленных и сельскохозяйственных выставках, у которых имеется множество проектов-конкурентов?

Когда государственные структуры сами становятся организаторами либо финансируют бюджетными деньгами одного из игроков рынка, они всегда, вольно или невольно, вступают в конкуренцию с коммерческими структурами – устроителями мероприятий аналогичной тематики. Понятно, что независимой компании, даже самой крупной, очень трудно конкурировать с административным ресурсом.

Характерно, что экспоненты дотируемых выставок в большинстве случаев платят за свое участие ничуть не меньше, чем на других площадках.

При этом никто и никогда не вспоминает о возможном нарушении антимонопольного законодательства.

Примеров выставок, проводимых с бюджетной поддержкой, довольно много и на федеральном, и на региональном уровнях, и все они хорошо известны.

Так, Минсельхоз России в течение многих лет финансирует из государственного бюджета организацию агропромышленных выставок «Золотая осень» в Москве и «Агрорусь» в Санкт-Петербурге.

В прошлые годы бюджетное финансирование отдельных выставок в столице осуществлялось в плановом порядке. По каждому проекту, на устройство которого перечислялись средства города, издавалось отдельное Распоряжение Правительства Москвы.

Так, к примеру, на финансирование московской экспозиции на выставке «City Build–2011» (в то время ее организатором была компания «ИТ Экспо») в рамках бюджетных ассигнований, выделенных Департаментом градостроительной политики, было затрачено 10 млн руб. (стенограмма Заседания Правительства Москвы от 13.09.2011).

Одним из самых масштабных проектов инновационной тематики, существующим на базе бюджетного финансирования, является форум «Открытые инновации».

Нет сомнений, всякий, кто побывал на этом мероприятии, получил самые позитивные впечатления: море света, огромные эксклюзивные стенды, необычные презентации, насыщенная деловая и культурная программа. Форум важен и с точки зрения продвижения международного имиджа России.

Понятно, что поддержка инноваций, изобретателей и «прорывных» технологий – дело святое. Здесь без бюджетных денег не обойтись.

Но и тут возникает закономерный вопрос: почему все делается «с нуля» и не ставится задачи объединить на одной площадке существующие выставки по тематике инноваций, открытий и изобретений, определив оператора (организатора экспозиции) по итогам открытого конкурса в соответствии с нормами действующего законодательства?

А ведь такие проекты есть. В течение многих лет в Москве проходят хорошо известные и авторитетные смотры: Международный форум интеллектуальной собственности Expopriority, Московский международный салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», Выставка научно-технического творчества молодежи (НТТМ).

А как за границей?

Говоря о государственном финансировании выставочной деятельности за рубежом, трудно утверждать что-то категорически – в мире насчитывает более полутора сотен стран, и в каждой – свои порядки. Тем не менее, общая тенденция в ведущих промышленно развитых странах с рыночной экономикой показывает, что бюджетные средства никогда не выделяются на организацию отраслевых выставок в формате B2B.

В Германии, к примеру, «выставочное финансирование» идет по двум направлениям:

Во-первых, на региональном уровне значительные средства выделяют на создание и реконструкцию выставочно-конгрессных центров и сопутствующей инфраструктуры. Цель – создание дополнительных источников налоговых поступлений в местный бюджет, увеличение числа рабочих мест и общее развитие бизнеса в регионе за счет привлечения новых мероприятий (экспоненты и посетители тратят миллионы на проживание, питание, развлечения и пр.).

Второе направление – компенсация выставочных расходов отдельных категорий предприятий (инновационных, молодых, малого бизнеса) – участников выставок в Германии и за рубежом. Средства выделяются как из федерального, так и из местных бюджетов. Цель – развитие национального бизнеса. Только по линии Федерального министерства экономики и технологий (BMWi) в 2015 г. планируется организовать 202 немецкие экспозиции в 38 странах, федеральному бюджету это будет стоить 42,5 млн евро.

Отдельное место занимают Всемирные выставки ЭКСПО. Десятки стран тратят на них сотни миллионов долларов, но ведь это – не коммерческие проекты. Речь идет о глобальных смотрах, экспонентами которых выступают сами государства. Вполне естественно, что они за себя платят.

С определенной долей оптимизма можно утверждать, что лучшие русские традиции XIX в. и международный опыт последних десятилетий нашли свое место в современной России в виде практики компенсации выставочных расходов предприятий малого и среднего бизнеса. Так, в Москве в 2014 г. реализуется масштабная программа такой поддержки, на которую выделено 90 млн руб.

Понятно, что в данном случае, если и можно говорить о влиянии на выставочную конкуренцию, то только со знаком «плюс»: бюджетные деньги через поддержку участников укрепляют действительно лучшие, самые эффективные, проекты, отбор которых ведут сами экспоненты.

Конечно, сравнивая немецкую и российскую практику, нельзя обойти вниманием вопрос организации работы.

Немецкая анкета (заявка на предоставление субсидии) включает лишь общую информацию о компании: название, имя предпринимателя-заявителя, номер банковского счета, сведения о ранее поданных заявках и пр.

В аналогичной московской анкете требуется указать подробнейшие сведения о финансово-хозяйственной деятельности предприятия: выручка, все виды расходов и прибыли, общая сумма налоговых отчислений, рентабельность – вплоть до списка учредителей с расшифровкой долей каждого в уставном капитале организации и реквизиты договора аренды помещения, которое занимает компания.

Сверх того, в договоре на получение субсидии прописана, в частности, обязанность компании в течение трех лет с момента окончания договора предоставлять по первому требованию государственных структур всю запрашиваемую документацию (расчетную, финансовую и пр.) для контроля за исполнением обязательств по договору и проверки хозяйственно-финансовой деятельности в части целевого использования перечисленных бюджетных средств.

Такой подход, судя по всему, направлен на исключение из списка заявителей компаний, работающих по «серым схемам», и предотвращение любой возможности мошенничества и иных злоупотреблений.

Вывод очевиден, и он не в нашу пользу. В Германии государство и бизнес куда больше доверяют друг другу.

Чем можно объяснить наличие в России двух таких различных практик – финансирования отдельных мероприятий (с перечислением средств устроителю) и компенсации расходов предприятий?

Представляется, что государственное финансирование «лучших выставок» пришло к нам из СССР, когда все было государственное, в том числе и выставки. Слишком уж явно нынешняя «Золотая Осень» напоминает павильоны ВДНХ советских времен.

Что касается компенсации выставочных расходов предприятий (вплоть до предоставления им места на выставке бесплатно, как это было в Российской Империи) – это чисто рыночный механизм, направленный на решение задачи развития предпринимательства. Разумеется, здесь нет никакой благотворительности. Речь идет о серьезном обоснованном расчете на поступление новых налоговых платежей в бюджеты всех уровней и в целом на рост национальной экономики.

Будем надеяться, именно за такой формой поддержки – будущее.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,

«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»

В Москве в 2014 г. реализуется масштабная программа компенсации выставочных расходов предприятий малого и среднего бизнеса, на это выделено 90 млн руб.

Когда государственные структуры становятся организаторами либо финансируют из бюджета одного из игроков рынка, они всегда вступают в конкуренцию с коммерческими структурами – устроителями подобных мероприятий.

В промышленно развитых странах бюджетные средства никогда не выделяются на организацию отраслевых выставок в формате B2B.

По линии Федерального министерства экономики и технологий (BMWi) Германии в 2015 г. планируется организовать 202 немецкие экспозиции в 38 странах, федеральному бюджету это будет стоить 42,5 млн евро.

Взгляд в историю

Первая Всероссийская мануфактурная выставка прошла в Санкт-Петербурге в 1829 г. До 1917 г. состоялось 16 Всероссийских торгово-промышленных выставок. Масштабы последней из них, проходившей в Нижнем Новгороде в 1896 г., в десятки раз превосходят показатели любого нынешнего мероприятия: 9,7 тыс. экспонентов, 991 тыс. посетителей, 55 казенных (государственных) и 117 частных павильонов.

Все расходы на организацию Всероссийских выставок несло государство.

Однако к участию допускались лишь русские компании, производившие продукцию на территории России из отечественного сырья и материалов (что надо было доказать при подаче заявки). Именно этим «трижды русским» производителям государство бесплатно предоставляло экспозиционную площадь и подводку всех необходимых коммуникаций.

Только так, считали тогда, через финансовую и организационную помощь конкретным фирмам можно и нужно продвигать отечественную продукцию, развивать экономику и укреплять экономическую и политическую мощь страны.