тел. (495) 223-42-15

Интернет: помощник или конкурент?

Кто не слышал утверждений, что рано или поздно интернет вытеснит выставки? Пик подобных прогнозов наблюдался лет 10–15 лет назад. Жизнь показала, что ситуация развивается в прямо противоположном направлении. Интернет стал продолжением реальных выставок и резко повысил их эффективность.

С выставкой в кармане…

В последнее время самое широкое распространение получили «виртуальные каталоги». Речь идет о специальных программных приложениях для обычных персональных компьютеров и мобильных устройств (смартфонов, коммуникаторов и планшетов с различными операционными системами).

Приложения содержат каталог выставки, интерактивный план экспозиции, сведения о мероприятии и другую необходимую информацию на одном, двух или нескольких языках. 

Так, полная база данных любой выставки, которую Messe Duesseldorf проводит на «родной» площадке в Германии, размещается на ее сайте за три-четыре месяца до открытия, когда заканчивается формирование экспозиции и стендам присваиваются номера. Затем, вплоть до первого дня работы, информация ежедневно уточняется и дополняется.

Поиск экспонентов осуществляется по нескольким ключам – названию фирмы, направлению деятельности, виду продукции, номеру павильона, стране, городу и даже фамилии конкретного человека (опция Kontaktpersonen). При необходимости на плане павильона можно выбрать стенд, а затем, кликнув на него мышью, открыть окно с паспортом предприятия и перейти на сайт компании.

Разумеется, для эффективной работы нужен высокоскоростной интернет. Вряд ли кто-то согласится долго ждать, пока загрузится планировка экспозиции –  легче воспользоваться печатным каталогом.

Нет сомнений, такой сервис не просто удобен, это важный профессиональный инструмент.

Предположим, нас интересуют российские участники международных выставок Tube и Wire (трубы и кабельно-проводниковая продукция), которые прошли в Дюссельдорфе с 7 по 11 апреля. Заходим на сайт выставки www.tube.de. Выбираем раздел Firmen & Produkte, ставим галочку на опции Aussteller (экспоненты) и нажимаем ссылку Erweiterte Suche (расширенный поиск). Далее в поле Land (страна) выбираем строку Russische Föderation. В ответ сайт предоставляет список 9 российских компаний (название, город, павильон, номер стенда и пр.).

Нажав кнопкой мыши на название предприятия, мы получим расширенную информацию о фирме с указанием положения стенда на плане павильона, а далее по активным ссылкам можем перейти на корпоративный сайт либо в электронную почту с уже набранным адресом компании.

Стоит отметить, что сервис для посетителей не идет ни в какое сравнение с тем, что предлагается участникам, заплатившим организатору деньги, – они, в полном смысле этого слова, становятся соавторами выставочного сайта. Экспонент вправе разместить сведения о своей компании, продукции и услугах, новости, приглашения посетить стенд для определенных целевых групп специалистов, другие важные сведения, вплоть до объявлений о приеме на работу.

Все это, умноженное на количество участников (а их на ведущих немецких выставках – тысячи), формирует такую мощную базу данных, с помощью которой легко создать собственный план работы на выставке, включающий полное досье на интересующие компании и маршрут передвижения по стендам, причем задолго до открытия.

Понятно, что данный сервис доступен на всех видах компьютерной техники, стационарной и мобильной.

В дополнение к этому Messe Duesseldorf предлагает специальное программное обеспечение для карманных персональных компьютеров и смартфонов Online-Datenbank fur Smartphones, с помощью которого пользователь может не только загрузить информацию о выставке и вести поиск, но и получить сведения о Дюссельдорфе (достопримечательности, отели, рестораны, общественный транспорт, туристический сервис и пр.).

Встает вопрос: почему в России подобная практика не нашла пока повсеместного применения? Ответ очевиден. Главная причина отставания никак не связана с техническим уровнем наших IT-компаний. Дело в другом. Практически все российские организаторы, за исключением лидеров рынка, даже за месяц до открытия не могут предоставить план экспозиции с указанием номеров стендов – обычно он формируется чуть ли не до последнего дня. Исключений – единицы.

Говоря о виртуальных «двойниках» крупнейших мировых смотров, не стоит забывать, что триумф высоких технологий абсолютно никак не повлиял на издание традиционных каталогов, причем речь идет о довольно увесистых книгах. Каталоги таких выставок, как EuroSHOP или Medica, – настоящие «кирпичи» весом под килограмм. Но они по-прежнему издаются, компании-экспоненты за немалые деньги размещают на их страницах имиджевую рекламу, а посетители платят по 3040 евро за экземпляр. Почему? Традиции. Такой каталог – непременный атрибут любой серьезной выставки.

На государственном уровне

Понятно, что гигантский потенциал «всемирной паутины» востребован не только организаторами выставок, но и государственными структурами для продвижения национальной выставочной индустрии.

Лучший пример такого рода также дает «страна выставок» – Германия. Главный виртуальный инструмент пропаганды официальных немецких экспозиций за рубежом – сайт www.german-pavilion.com. Для работы на нем не требуется пароля, допуска или предварительной регистрации. Информация доступна на нескольких языках, в том числе русском.

Главное богатство ресурса – подробные сведения обо всех немецких экспонентах выставок за пределами Германии, на которых организованы официальные экспозиции под брендом Made in Germany.

По состоянию на 17 марта 2014 г. банк данных включал информацию о 8045 компаниях–участниках 275 экспозиций в 40 странах. Понятно, что он постоянно дополняется и уточняется. Информация о каждом экспоненте содержит паспорт предприятия, сведения о товарах и услугах, контактные данные (в том числе активные ссылки для перехода на сайт фирмы).

На первом этапе работы предлагается искать нужные компании в списке предприятий конкретной отрасли, предварительно выбрав направление деятельности (тематику) в разделе «Экспоненты».

Детальный поиск ведется на вложенных сайтах официальных немецких экспозиций – они в обязательно порядке создаются для каждой выставки, где есть такие стенды.

Так, к примеру, если на главном сайте www.german-pavilion.com в списке мероприятий выбрать Techtextil Russia 2014 (1113 марта, «Крокус Экспо», устроитель – «Мессе Франкфурт Рус») и нажать мышью на название смотра, сразу загрузится сайт http://www.techtextil-russia.german-pavilion.com.

Первое, что мы увидим, – сообщение: официальная экспозиция Германии объединяет стенды 38 компаний. Далее можно использовать один из трех инструментов поиска.

В разделе Products – перечень направлений деятельности (выбирая  тематику, переходим к списку профильных компаний).

В разделе German Exhibitor – общий список предприятий в алфавитном порядке.

В разделе General information – интерактивный план экспозиции (указывая мышью на стенд, получаем информацию об экспоненте).

Кому верить?

Говоря об интернете, не стоит забывать, что «всемирная паутина», по определению, является одновременно и уникальным ресурсом получения информации, и бескрайним складом, до краев заполненным случайными, устаревшими, недобросовестными и откровенно ложными сообщениями, не говоря уже о рекламе.

Соответственно, первое правило, которому нужно следовать, – работать только с проверенными сайтами. Так, для поиска достоверной информации о зарубежных выставках лучше обратиться к порталам Ассоциации немецких торговых ярмарок (AUMA) – www.auma.de и Всемирной ассоциации выставок и ярмарок (UFI) – www.ufi.org.

Поиск сведений о конкретной выставке рекомендуется вести на ее сайте, а также, с целью получения проверенной статистики, если проводился аудит, – на сайтах www.auma.de (зарубежные смотры) и www.auditexpo.ru (российские проекты).

При этом даже на «родном» сайте выставки надо вести себя осмотрительно. Наибольшего доверия заслуживают разделы, где находятся поименный перечень компаний-экспонентов и план экспозиции с указанием номеров стендов.

Осторожности требует раздел «Для прессы» – в пресс-релизах информация искажается наиболее часто. Вспоминается случай, когда в списке экспонентов были перечислены 40 фирм, а в пресс-релизе говорилось о 220 участниках (оказалось, что в их число включили всех без исключения «заочников» – компании, представленные брошюрами и плакатами на коллективных стендах регионов). Разумеется, такой подход прямо противоречит правилам UFI и Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ), согласно которым экспонентом считается фирма, которая арендовала отдельный стенд и обеспечила присутствие на нем своих сотрудников в течение всего срока проведения мероприятия.

А что же с теми самыми «виртуальными выставками» (то есть сайтами, никак не связанными с реальными событиями, содержащими разного рода информацию о предприятиях и товарах), которые, как когда-то боялись, вытеснят настоящие выставки? Большая часть таких ресурсов, весьма популярных в недавнем прошлом, сошла на нет. И это закономерно, поскольку они не имеют ровно никакого отношения к выставочному бизнесу и «выставками» называются лишь по недоразумению. Без личного общения, знакомства с партнером, разговора с глазу на глаз выставок никогда не было, нет и не будет, такова уж их природа.    

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и выставки»

 «Виртуальный каталог» – специальное программное приложение для обычных персональных компьютеров и мобильных устройств (смартфонов, коммуникаторов и планшетов с различными операционными системами).

Экспонентом считается фирма, которая арендовала отдельный стенд и обеспечила присутствие на нем своих сотрудников в течение всего срока проведения мероприятия.

Несмотря на распространение информации о выставках в электронном виде, традиционные каталоги не потеряли своего значения.

Главное богатство ресурса – подробные сведения обо всех немецких экспонентах выставок за пределами Германии, на которых организованы официальные экспозиции под брендом Made in Germany.