Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Италия – один из ведущих торговых партнеров России среди западных стран. В последние годы в российско-итальянских торгово-экономических отношениях продолжается устойчивая тенденция роста. О дальнейших перспективах сотрудничества рассказывает в интервью журналу «Бизнес и Выставки» директор торгового отдела Посольства Италии Роберто Пело.
БиВ: Как развиваются торговые отношения между Италией и Россией в последние годы?
– Россия является важным торговым партнером Италии, и эти отношения в последние годы динамично развиваются. Это относится как к нашему импорту, так и к экспорту из Италии в Россию. Согласно итальянской статистике, товарооборот между странами вырос в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 16% и достиг 26,6 млрд евро.
В структуре поставок товаров из Италии преобладают машины и оборудование. Их удельный вес в нашем экспорте в последние годы постоянно рос и увеличился с 30% в 2004 г. до 40% продаж в 2008 г. Среди других товаров существенную часть составляют химические товары, фармацевтические препараты, одежда и обувь, мебель, вино. Группа потребительских товаров занимает в продажах в Россию более трети, при этом наиболее важную роль для Италии играют поставки одежды, обуви и мебели. На российский рынок приходится 8–9% экспорта этих товаров, Россия является вторым по объемам в Европе покупателем итальянской модной одежды.
Надо сказать, итальянские производители одежды и обуви испытывают определенную конкуренцию со стороны поставщиков этих товаров из азиатских стран. Это связано как с дешевизной товаров из Азии, так и с их контрафактным происхождением, поскольку значительная часть продукции продается незаконно под известными итальянскими марками. В этих условиях наши поставщики вынуждены ориентироваться на потребителя среднего класса, готового заплатить немного больше, но иметь товар хорошего качества от реального владельца того или иного бренда.
В закупках товаров из России преобладают нефть, нефтепродукты, газ и металлы. Необходимо подчеркнуть, что эти поставки носят стратегический характер для экономики Италии. В последние годы рост их доли в торговле двух стран связан с повышением цен на энергоносители. Но экономический кризис привел к падению спроса и снижению цен, что определило более сбалансированный характер торговых отношений.
Мы считаем, что в ближайшие годы, несмотря на экономический кризис, высокие темпы роста двусторонней торговли сохранятся. Это в значительной степени связано с тесными экономическими отношениями и со сложившимся взаимным спросом на поставляемые нашими странами друг другу товары.
БиВ: Какие новые проекты экономического сотрудничества наших стран вы можете назвать?
– На российском рынке активно работают более 2 тыс. итальянских компаний. Они занимаются как простыми поставками товаров, так и инвестиционным сотрудничеством. По нашим оценкам, их накопленный капитал в России составляет около 2 млрд долл. Наши компании направляют свои инвестиции в такие отрасли, как текстильная, пищевая, производство стройматериалов, деревообрабатывающая, а также в сферу торговли и общественного питания.
Успешно продолжается работа компании «Мерлони», которая в 2008 г. в сотрудничестве с российскими партнерами открыла на базе Орского механического завода (Оренбургская область) производство бытовых холодильников. На площадке этого предприятия предполагается также организовать выпуск кухонных плит, мотор-компрессоров для бытовых холодильников, а также точного чугунного литья и стальных баллонов высокого и сверхвысокого давления различной емкости.
В настоящее время «Мерлони Проджетти» реализует в России еще два проекта: завод в Рязани по переработке автомобильных аккумуляторов и предприятие в Раменском районе Московской области по выпуску теплиц для цветоводства и овощеводства.
«Фиат» налаживает совместно с «Северсталь-авто» производство легких грузовиков «Фиат Дукато» в особой экономической зоне Татарстана «Алабуга». Компания «Энел» активно сотрудничает в реструктуризации энергетической отрасли России. Концерн «Финмеканика» участвует в российском проекте федеральной сети транкинговой мобильной связи стандарта ТЕТРА («ТЕТРАРУС»).
Один из лидеров мирового рынка кондитерских изделий «Ферреро» строит завод во Владимирской области. Мощности нового производства составят 25 тыс. т кондитерских изделий в год.
Компания «Текнимонт» с ОАО «Нижнекамскнефтехим» производит полипропилен и полиэтилен в Татарстане. В Башкортостане совместно с ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» выпускает полиэтилен высокой плотности.
Названные проекты ярко иллюстрируют основные направления деловой активности итальянских компаний на российском рынке. Они показывают также широкую географию работы наших фирм с российскими партнерами. Нам представляется, что инвестиционное сотрудничество – это главное направление развития экономических отношений двух стран.
БиВ: Россия – страна большая. Работа в российских регионах имеет огромный потенциал. Что еще делается для развития сотрудничества в этом направлении?
– Да, я согласен, что работа в российских регионах имеет очень большое будущее. Я уже назвал несколько проектов, которые реализуют итальянские компании в разных российских регионах. Наш торговый отдел содействует итальянским компаниям в установлении связей и поддерживает сотрудничество с региональными администрациями.
В настоящее время мы открыли офисы в шести крупных российских городах. Ведем переговоры об открытии демонстрационного зала в Сочи, об организации производства металлообрабатывающего оборудования в Новосибирске, о создании учебного центра по логистике в Екатеринбурге совместно с Миланским Политехническим университетом.
В целях расширения наших контактов и изучения возможностей сотрудничества мы поддерживаем тесные контакты с администрациями таких городов, как Киров, Ростов-на-Дону, Краснодар, Омск, Томск, Иркутск. Эта работа создает прочную основу для дальнейшего развития итало-российских экономических отношений.
БиВ: Какую роль в развитии сотрудничества играет участие итальянских компаний в торговых выставках в России?
– Несомненно, торговые выставки являются важным элементом развития бизнеса. Их роль особенно велика при поиске партнеров для сотрудничества в другой стране. В этом отношении итальянские компании активно используют механизм торговых выставок для развития своего бизнеса в России. Могу сказать, что ежегодно мы участвуем в более чем 300 мероприятиях, содействующих расширению контактов. Италия организует свыше 20 национальных экспозиций на различных торговых выставках в России. Наше государство поддерживает участие компаний в выставках и во многих случаях берет на себя до 30% их расходов.
Один из последних масштабных проектов – это Итальянско-Российский экономический форум, который прошел в апреле этого года в Москве. В нем приняли участие более 500 компаний из Италии. В рамках форума было проведено более 1500 встреч и переговоров формата «бизнес-ту-бизнес».
БиВ: С какими трудностями сталкиваются итальянские фирмы, есть ли проблемы, которые сдерживает развитие их бизнеса в России?
– Одной из проблем, с которыми сталкиваются итальянские компании в России, является чрезвычайно забюрократизированная процедура оформления новых проектов. Она удлиняет сроки реализации и запуска проекта, удорожает его стоимость, что повышает в конечном итоге стоимость продукции для потребителя. На это жалуются наши компании давно, но пока существенных сдвигов в этой области не наблюдается.
Еще одной проблемой является таможенное оформление импортных грузов. Излишние формальности затягивали процедуру прохождения товара. В настоящее время поставщики мебели в целях решения проблемы перешли на прямые отношения с российской таможенной службой.
Еще одну проблему принес экономический кризис: итальянские компании, поставляющие товары в Россию, стали опасаться неплатежей со стороны заказчиков и покупателей. Это требует дополнительных гарантий и ведет к некоторому удорожанию товара.
Однако указанные проблемы не являются критичными. Несмотря ни на что, перспективы развития торгово-экономических отношений между Италией и Россией выглядят оптимистично. Совпадение и переплетение интересов двух стран очевидно. Россия будет оставаться в обозримом будущем важным поставщиком энергоносителей в Италию. Итальянская промышленность в состоянии предложить многие виды необходимого России оборудования, а также участвовать в развитии производства нужных населению страны товаров.
В последнее время активизировались контакты и наметились проекты в области высоких технологий, в частности в исследовании космического пространства, авиастроении, в сфере телекоммуникаций, в создании систем управления и навигации и др. Все это создает благоприятные перспективы для расширения торгово-экономических отношений между странами.
ТОРГОВЛЯ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ИТАЛИЕЙ (млрд долл.) | ||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Экспорт РФ | 7,3 | 7,5 | 8,5 | 12,1 | 19,1 | 25,1 | 27,5 | 41,9 |
Импорт РФ | 1,3 | 1,8 | 2,4 | 3,2 | 4,5 | 5,7 | 8,5 | 11,0 |
Источник: ФТС РФ