Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Клод Лоррен. «Средиземноморский порт на восходе солнца и посадка святой Паулы на корабль перед отплытием в Иерусалим»
1650 г., 5 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 3–5 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Картина французского художника-пейзажиста была недоступна для широкой публики с конца XIX века. О том, как она выглядит, знали лишь по фотографии. Картину заказал римский кардинал Доменико Чеччини в 1650 г. С нее было снято несколько копий, и какая из них подлинная, долгое время было неизвестно. Однако недавняя экспертиза полотна доказала, что представленная на аукционе картина и есть единственная подлинная авторская версия работы.
Рембрандт ван Рейн. «Портрет мужчины с мечом»
1644 г., 2,5 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 2–3 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Картину признали подлинной работой Рембрандта совсем недавно. Несмотря на то, что на картине есть подпись Рембрандта и дата, считалось, что написана она его подмастерьем. Однако во время недавней реставрации выяснилось, что под слоем верхней краски есть нижние слои, выполненные в стиле самого мастера.
Джордж Стаббс. «Джеймс Гамильтон, 2-й граф Клэнбрэссил (1730–1798) со своей лошадью Моубрей отдыхает на дороге у реки»
1765 г., 1,4 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 1,5–2,5 млн ф. ст.). Аукцион Christie’s, Лондон.
Знаменитый английский художник по сей день пользуется величайшим уважением, цены на него растут постоянно. В 2011 г. его картина «Жеребец Джимкрэк на Ньюмаркетской пустоши с тренером, конюхом и жокеем» была продана за 22 млн ф. ст. на аукционе Christie’s. Охотничий конь Моубрей гораздо менее знаменит, чем Джимкрэк, выигравший десятки заездов, поэтому и оценен так скромно – «всего» в 1,4 млн ф. ст.
Джованни Антонио Каналь (Каналетто). «Венеция. Вид площади Сан-Марко в сторону базилики» и «Венеция. Вид Гранд-канала с Палаццо Долфин-Манин на мост Риальто»
1738–1739 гг., 9,6 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 8–12 млн ф. ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Два главных венецианских вида – на мост Риальто и Площадь Сан-Марко залиты ясным и холодным светом, подчеркивающим все детали архитектуры. Прежде чем перекочевать в коллекцию банка HSBC, из которого они теперь продаются, парные полотна побывали в аристократических английских собраниях.
Данте Габриэль Россетти. «Рождественская песня»
1867 г., 4,6 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 4–6 млн ф. ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Это одна из первых работ Россетти в серии поясных портретов дам в венецианских костюмах, играющих на музыкальных инструментах. Девушка играет на двухструнной мандолине, на раме дан текст рождественской песни, которую она поет. Для этого портрета Россетти позировала Элен Смит, прачка, которую художник встретил в Челси в 1863 г. Это одно из лучших произведений, на которых изображена Элен.
Питер Пауль Рубенс. «Портрет сеньора в черном»
Прим. 1628–1629 гг., 3,2 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 400–600 тыс. ф. ст.). Аукцион Sotheby’s, Лондон.
Портрет с большой долей вероятности можно отнести ко времени второго визита Рубенса в Мадрид. Король Испании Филипп IV пригласил известного художника принять участие в мирных переговорах между Испанией и Англией, а также написать несколько королевских портретов. Известно, что над портретами Рубенс работал в той же мастерской, что и Веласкес. Интересно, что под «Портретом сеньора в черном» кисти Рубенса при помощи рентгена был обнаружен другой портрет, написанный в манере Веласкеса.
Лукас Кранах Старший. «Венера и Амур, крадущие мед»
1537 г., 2,2 млн ф. ст. (первоначальная оценка – 1,5–2 млн ф. ст.). Аукцион Bonhams, Лондон.
Последние 100 лет картина оставалась в частной коллекции неузнанной и, что очень важно, неотреставрированной. Сюжет из античной поэзии превращен протестантским художником, другом Мартина Лютера, в нравоучительную историю: в углу картины расположена цитата на латыни, которая гласит: «Пчела ужалила сына Венеры, когда он пытался украсть мед: из этого следует, что приятные вещи связаны с несчастьями».
Современное искусство
Джефф Кунс. «Воздушный шарик – собака»
1994–2000 г., 58,4 млн долл. (первоначальная оценка – 35–55 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Рекордная, самая высокая, цена, отданная за работу американского художника поп-арта (р.1955), уже второй год состязающегося за звание «самого востребованного из ныне живущих» с немецким концептуалистом Герхардом Рихтером (р.1932).
Эдвард Хоппер. «Восточный ветер над Уихокеном»
1934 г., 40,5 млн долл. (первоначальная оценка – 22–28 млн долл.). Аукцион Christie’s, Нью-Йорк.
Самое дорогое полотно мастера. Художник изобразил мартовский пейзаж небольшого городка, стоящего на р. Гудзон. Сам художник называл это произведение своей лучшей работой, с чем соглашались не только поклонники, но и критики его творчества. Выпускник Нью-Йоркской школы искусств, Хоппер являлся продолжателем традиции американского реализма. По признанию многих, в своих работах он создал лучший портрет Америки ХХ века.
Норман Роквелл. «Молитва»
1951 г., 46 млн долл. (первоначальная оценка – 15–20 млн долл.). Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк.
Репродукция картины появилась на обложке журнала «Post» в 1951 г. в честь Дня благодарения. На ней изображены бабушка и внук, произносящие предобеденную молитву в ресторане. «Молитва» вместе с двумя другими полотнами художника была на временном хранении в Музее Роквелла в Стокбридже (шт. Массачусетс), пока за них шло судебное разбирательство между тремя сыновьями арт-директора журнала «Post» Кеннета Стюарта, с которым художник проработал вместе 18 лет.