тел. (495) 223-42-15

Держать марку

Среди новых проектов компании Reed Exhibitions – выставка «Собственная торговая марка» (IPLS), аналогов которой в России пока нет. О новом проекте компании журналу «БиВ» рассказала директор проекта Алёна ЭТИССОН.

«БиВ»: Алёна, выставка «Собственная торговая марка (IPLS)» – новая в вашей программе. С чем связано ее появление и о чем она?

– Появление большого числа новых проектов у компании Reed Exhibitions, в частности выставки «Собственная торговая марка (IPLS)», связано как с общей стратегией роста и развития компании, так и с выявлением перспективных ниш и регионов в выставочном бизнесе. Мы провели масштабное исследование рынка контрактного производства для выявления интереса к сотрудничеству с владельцами продукции под собственными торговыми марками и к их покупке в разных отраслях. Результаты выявили потребность в организации такого мероприятия, как IPLS формата выставка-конференция. Со стороны руководства нашей компании решение о «запуске» не заставило себя ждать.

IPLS станет уникальным по формату мероприятием в области private labels (собственные торговые марки) на территории России и СНГ. Интересным будет не только формат, но и перечень экспонатов продуктовой и непродуктовой группы. Это свежие и замороженные продукты питания, средства личной гигиены, бытовая химия, корма и аксессуары для животных, косметика и парфюмерия, безалкогольные напитки, сухофрукты, товары для дома, пакетированный кофе, молочные продукты, упаковка, оборудование для производства и хранения товаров и многое другое. Разнообразие ценовых сегментов и ассортимента, международный состав участников, поддержка ведущих профильных Союзов – основные характеристики будущей выставки.

«БиВ»: Будут ли представлены иностранные торговые марки?

– Да, безусловно. На выставке будут представлены торговые марки из более чем 20 стран такими компаниями, как, например, Saruhan Kimya, Dr. Care, United Petfood, Tomil, Galil Chemicals, Unever, Rauscher Consumer Products, Gumlink Confectionery и др. Под патронатом итальянского государственного агентства Agripromos производители продуктов питания представят торговые марки итальянских компаний из региона Кампания. Кроме того, при официальной поддержке Венгерского инвестиционного и торгового агентства будет организован национальный павильон, на котором свои торговые марки представят производители из Венгрии. Испанские и немецкие торговые марки также будут демонстрироваться на коллективных стендах.

«БиВ»: Существуют ли аналогичные выставки в мире?

– На сегодняшний день IPLS – единственная выставка по контрактному производству в перечне из более чем 500 мероприятий, организуемых Reed Exhibitions по всему миру. Тем не менее специализированные выставки по тематике private label проходят в Америке, Индии, Китае, Японии, Турции, ОАЭ, в некоторых странах Европы. Если сравнивать нашу выставку с аналогичными проектами, существующими не более 5 лет, то IPLS будет выглядеть очень достойно и в отношении занимаемой площади, и ассортимента продукции, и количества, а тем более состава экспонентов. Я говорю, например, о Private Label India, Private Label Trade Show Japan, Shanghai Private Label Fair. Выставка IPLS будет выигрышно отличаться от некоторых европейских аналогов по уровню организации и технической оснащенности, а также по насыщенности деловой программы. Хотя до таких известных выставок, как PLMA в Амстердаме, которая скоро отметит свое 30-летие, или Private Label Trade Show в Чикаго, проводимой с 1980 г., нам еще далеко. Достигнуть уровня этих мероприятий – наша цель в долгосрочной перспективе.

«БиВ»: Вы упомянули, что перед реализацией проекта изучали рынок собственных торговых марок в России. В чем его особенность?

– Исторически сложилось, что Россия – это страна брендов. Известным торговым маркам у нас доверяют больше. Но ситуация меняется. Для ритейлеров стимулом к реализации товаров под собственными торговыми марками стал кризис 2008 г. – покупатели стали ориентироваться на более экономичную продукцию. С 2009 г. рост этого сегмента пошел по нарастающей. На сегодняшний день аналитики оценивают емкость рынка товаров под собственной торговой марки в России примерно в 17 млрд долл. Свою роль играет и постепенное повышение узнаваемости таких товаров, улучшение их качества, соответственно растет и их популярность. В 2012 г. темпы роста оборота в сегменте собственной торговой марки в среднем составляли 20% (в зависимости от формата торговли), а в некоторых регионах достигли 50%. При этом доля собственной торговой марки в розничной торговле крайне невелика и составляет всего 4%, что в 7–8 раз меньше общемировых показателей. Потенциал для роста огромен. Сейчас отделы по развитию собственной торговой марки или, как минимум, категорийные менеджеры, присутствуют практически у всех крупных ритейлеров. На контрактное производство обратили внимание фармацевтические сети: собственная торговая марка – это сравнительно новая, но крайне популярная тенденция.

«БиВ»: А как обстоят дела в других странах?

– Согласно данным аналитического агентства PMR, в среднем по миру доля товаров под собственной торговой маркой составляет 24%. Самый большой показатель – в развитых странах. Так, в Швейцарии это 47%, в Великобритании – 43%, Германии, Испании – 35%. На развивающихся рынках – существенно меньше. Например, в Китае – 5%, в России, как уже сказано, – 4%. Если говорить о российских продуктовых сегментах, то самый большой показатель проникновения собственной торговой марки – это молочная продукция (26%), салфетки (24%). Самые низкие показатели, где покупатели до сих пор ориентируются, в первую очередь, на известные бренды, – детское питание (1%), корма для домашних животных (2%), алкоголь (2%), косметика. В то же время и в этих «трудных» сегментах есть свои истории успеха. Так, компания SPAR успешно разрабатывает свою линию товаров для детей под собственной торговой маркой «Буду мамой», «Ашан» продает «собственную» красную икру, «Метро» – водку Minkoff и т.д. Шансы продвинуть товар под собственной торговой маркой есть у каждого. Главное – это четкая стратегия и постоянный контроль качества.

«БиВ»: В рамках выставки запланирован специальный проект – Центр закупок сетей. Чем он может помочь участникам выставки?

– В рамках программы руководители специализированных отделов по торговой марке и мультиформатных сетевых ритейлеров посетят стенды компаний–участников программы. Ее цель – прямые переговоры о поставках товаров под собственной торговой маркой в сети. Такой формат позволит поставщикам на «своей территории» продемонстрировать потенциальным стратегическим заказчикам конкурентные преимущества товаров. Организация данного мероприятия стала возможной благодаря многолетнему опыту и добрым, взаимовыгодным партнерским отношениям конгрессно-выставочной компании «Империя» с представителями розничной торговли.

«БиВ»: Какова перспектива IPLS?

– Перспектива многообещающая. Уже сейчас речь ведется об официальной поддержке государственных структур и организации коллективных стендов из Германии, Турции, Венгрии, Испании, Италии в 2015 г. На следующий год мы запланировали приезд делегации ведущих мировых ритейлеров. По мере роста выставки предполагается разделение площади на продовольственный и непродовольственный секторы, а также выделение специализированных зон – своеобразных «выставок в выставке»; широчайший ассортимент дает нам возможности развития сразу по нескольким направлениям. Неотъемлемой частью каждой выставки будет интенсивная деловая программа – в этом году это Торговый форум производителей и ритейлеров, организуемый совместно с КВК «Империя». Будет непременно расти количество стран-участниц за счет расширения географии экспонентов. В целом вектор развития IPLS будет адаптироваться под актуальные нужды индустрии, а также соответствовать тенденциям рынка контрактного производства.

Беседовала Елена КРЕМЕНЕЦКАЯ

Выставка «Собственная торговая марка (IPLS)» состоится 26–27 марта во 2-м павильоне «Крокус Экспо».

Доля товаров под собственной торговой маркой в среднем в мире составляет 24%. Самый большой показатель – в Швейцарии (47%). В России эта доля пока не превышает 4%.

Шансы продвинуть товар под собственной торговой маркой есть у каждого.

Емкость рынка товаров под собственной торговой марки в России оценивается примерно в 17 млрд долл.

Контрактное производство – это изготовление продукции на заказ на мощностях независимого производителя, который обеспечивает контроль качества в соответствии с требованиями заказчика. К контрактному производству часто прибегают сети розничной торговли, косметические, фармацевтические, машиностроительные компании. Розничные сети продают товары, произведенные на заказ под своей маркой. Контрактное производство получило распространение в Европе в 70-х годах прошлого века. В России его в 90-х годах сформировали транснациональные концерны Schwarzkopf, Unilever, Procter & Gamble и др.

Собственная торговая марка, или частная марка (private label) – это марка, владельцем которой является розничная сеть, как правило супермаркет или гипермаркет. Создавая собственные марки, компания получает больший контроль над производством, качеством товара, ценообразованием и распределением. Товары под частной маркой, как правило, дешевле аналогов других марок за счет снижения себестоимости. Частные марки создаются под сегмент покупателей конкретной розничной сети, и благодаря знанию своей аудитории компания более гибко реагирует на запросы потребителей. В Европе торговые сети имеют право сбывать товар, на котором в качестве названия фирмы производителя и её адреса указаны только данные торговой сети. В России, согласно нормам Закона о защите прав потребителей, независимо от того, под какой торговой маркой продается товар, на упаковке должны быть указаны название, адрес и способы связи с реальным производителем товара.

PLMA

В 1979 г. была организована Ассоциации производителей собственных торговых марок (Private Label Manufacturers Association) – международная организация, призванная продвигать и защищать интересы производителей собственных торговых марок. PLMA имеет офисы в Нью-Йорке и Амстердаме и представляет интересы более чем 3,5 тыс. производителей и поставщиков по всему миру. PLMA является организатором крупнейших мировых выставок товаров private label. Так, старейшая из таких выставок – Private Label Trade Show в Чикаго, которая существует более 30 лет. В этом году она состоится 16–17 ноября. Более 1200 оптовых и розничных торговцев из 35 стран представят здесь свою продукцию. Выставка World of Private Label проводится в Амстердаме с 1986 г. В 2014 г. она состоится 20–21 мая. Одна из недавно, 4 года назад, появившихся выставок, – Private Label Fair в Шанхае. Она состоится 10–12 декабря.