тел. (495) 223-42-15

Насос для бюджета

В предыдущем номере журнала шла речь о порядке компенсации выставочных расходов в Германии, где имеются четко выверенные программы финансовой поддержки своих экспонентов, эффективность которой подсчитана предельно точно. Как эта работа построена в нашей стране?

В России также есть программы компенсации расходов компаний на участие в выставках, и многие предприятия получают реальную поддержку из бюджетов разного уровня. Но всегда ли эта работа строится на основе реальных экономических обоснований и расчетов эффективности? Насколько учитываются потребности главного действующего лица – экспонента?

Программы компенсации выставочных расходов действуют как на федеральном, так и на региональном уровне. Однако напрямую из федерального бюджета компенсируется лишь организация национальных экспозиций за рубежом. В регионах ситуация складывается по-разному, согласно старой русской поговорке: где-то густо, а где-то пусто.

 В целом можно говорить о трех основных источниках поддержки участия российских предприятий в выставках, два из которых касаются исключительно малого и среднего бизнеса.

Российские экспозиции за рубежом

Порядок выделения средств федерального бюджета на организацию коллективных экспозиций за рубежом в последние годы практически не менялся. Ежегодно Минпромторг России готовит, а Правительство России утверждает Перечень зарубежных вы­ставок, на которых планируется органи­зовать российские экспозиции, частично финансируемые из федерального бюд­жета. Затем прово­дятся конкурсы по отбору операторов экспозиций, которые берут на себя ре­шение организационно-техниче­ских вопросов.

Пере­чень формируют в федеральных мини­стерствах и ведом­ствах, предварительно рассылая запросы в различные государственные структуры, отраслевые союзы, торгово-промышленные палаты и другие объединения предпринимателей.

Практика показывает, и об этом многократного говорилось на заседаниях профильного Комитета ТПП РФ, конференциях в рамках Международного форума выставочной индустрии 5pEXPO и других подобных мероприятиях, что мнения и предложения предприятий-экспортеров и отраслевых союзов в министерствах, конечно, принимают к сведению, но не считают руководством к действию. В отличие, допустим, от той же Германии, где включение тех или иных мероприятий в перечни выставок полностью зависит от предприятий.

У нас последнее слово – за государственными служащими, и об этом наглядно говорят принимаемые решения.

Самым показательным в этом смысле является пример участия России в специализированной выставке горнодобы­вающей промышленности PDAK–2009 в Торонто (Канада). Там на национальном стенде вообще не было ни одного предприятия-экспонента. Все средства ушли на деловую программу и простейшую экспозицию Минприро­ды России (фотографии на белой стене).

Огромные средства федерального и местных бюджетов ежегодно тратятся на участие в ярмарке немецкого сельского хозяйства «Зеленая неделя» в Берлине, хотя, по данным выставочного аудита FKM, в 2013 г. 95% посетите­лей этого мероприятия были немцами, а 76% посетителей – неспециалистами, т.е. част­ными лицами, пришедшими купить пряников и посмотреть на яркие стенды.

В то же время в Перечень никогда не входили многие за­рубежные выставки, пользующиеся реальным интересом российских экспортеров, к примеру крупнейшие продовольственные смотры мира ANUGA в Кёльне и SIAL в Париже.

Удивительно, но факт: никогда не включалась в него и ведущая между­народная выставка охотничьего и спор­тивного оружия IWA & OutdoorClassics в Нюрнберге (в 2013 г. – 30 самостоятельных российских экспонентов), хотя в 2013 году ее посетил и участвовал в церемонии открытия вице-премьер Правительства России Дмитрий Рогозин.

Отдельный вопрос – отчеты об эффективности организации российских экспозиций за рубежом, которые Минпромторг России ежегодно готовит к 1 марта и передает в аппарат Правительства России. Этот отчет открыто не публикуется, и узнать о том, что в нем написано, представителям прессы так и не удалось.

Бизнес-сообщество постоянно поднимает вопросы об объективности формирования Перечня, и это закономерно, поскольку существующий поря­док его подготовки не может в пол­ной мере отражать интересы предприя­тий-экспортеров.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В течение последних лет в России успешно действуют региональные программы компенсации выставочных расходов, получающие софинансирование из федерального бюджета. Каждый год в конце весны Минэкономразвития России проводит конкурсный отбор регионов, которым из федерального бюджета выделяется софинансирование мероприятий местных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. Для большей части регионов уровень федеральных выплат составляет 80%, это означает, что при реализации тех или иных мероприятий местный бюджет тратит всего 20% необходимой суммы.

Принципиально важно, что получение федеральной субсидии гарантируется только для приоритетных направлений поддержки бизнеса, перечень которых подробно, по пунктам, указан в конкурсной документации об организации отбора.

Теоретически получить федеральное софинансирование могут и региональные программы поддержки участия предприятий в выставках в России и за рубежом, однако лишь в том случае, если соответствующее направление поддержки будет указано как приоритетное в конкурсной документации Минэкономразвития России (в 2013 г. его не было), а руководство регионов посчитает нужным вводить подобные программы.

Как показывает практика, стечение этих обстоятельств – явление крайне редкое. В 2013 г. для участия в конкурсном отборе поступило 759 заявок регионов на общую сумму чуть меньше 30 млрд руб., и только в девяти заявках в том или ином виде говорилось о выставках. При этом напрямую о софинансировании субсидий для компенсации выставочных расходов речь шла лишь в четырех заявках на общую сумму 6,5 млн руб., говоря иначе – 0,2% от общей суммы.

Собственные программы регионов, финансируемые целиком из местного бюджета, – явление редкое. Самый наглядный положительный пример такого рода дает столица.

Постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2013 г. № 567-ПП утвержден «Порядок распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы субъектам малого и среднего предпринимательства в целях возмещения части затрат, связанных с участием в конгрессно-выставочных мероприятиях».

На эти цели из городского бюджета выделили 60 млн руб. из расчета необходимости предоставления 300 субсидий (максимальный объем выплат одной компании – 300 тыс. руб.). Допускается в рамках одной заявки компенсировать участие в нескольких мероприятиях, прошедших после 1 января 2012 г.

Предприятию возвращается до 70% выставочных расходов (регистрационный взнос, аренда площади, застройка и оборудование стенда, рекламно-презентационные материалы и услуги, затраты на участие в деловой программе и размещение информации в изданиях выставки). Получить субсидию могут только производители товаров и услуг.

Срок подачи заявок был очень сжатым, почти форс-мажорным, – с 16 сентября по 7 ноября. При этом компенсации, конечно же, получили не все обратившиеся, а только те, кто успел в положенные сроки сдать полный пакет правильно оформленных документов.

По имеющейся информации, с 2014 г. аналогичные программы станут постоянными как минимум до 2018 г.

В целом, как видим, получить деньги на развитие выставочного направления своей деятельности российским предприятиям намного сложнее, чем немецким (см. «БиВ», № 6, 2013). Так, может быть, именно поэтому выставочный бизнес, как насос, качающий деньги в бюджеты всех уровней, в Германии работает гораздо лучше, чем у нас?

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

«ИнформЭКСПО» – специально для журнала «Бизнес и Выставки»

Мнения и предложения предприятий-экспортеров и отраслевых союзов в министерствах принимают к сведению, но не считают руководством к действию.

Собственные программы регионов, финансируемые целиком из местного бюджета, – явление редкое. Положительный пример такого рода подала столица.

В Перечень не входят многие за­рубежные выставки, пользующиеся реальным интересом российских экспортеров.

В 2013 г. для участия в конкурсном отборе поступило 759 заявок регионов на общую сумму чуть меньше 30 млрд руб., и только в девяти заявках в том или ином виде говорилось о выставках. При этом напрямую о софинансировании субсидий для компенсации выставочных расходов речь шла лишь в четырех заявках на общую сумму 6,5 млн руб., говоря иначе – 0,2% от общей суммы.