тел. (495) 223-42-15

Трудности роста

Современные мегаполисы на всех континентах сталкиваются с необходимостью развития периферийных районов, улучшения качества жизни в них, формирования комфортной городской среды за пределами центра. «Мегаполисы: развитие за пределами центра» такой была тема IIIМосковского международного урбанистического форума, на котором выступили ведущие российские и иностранные эксперты в области градостроения и развития городской инфраструктуры.

Большой Лондон, Большой Париж, Новый Рим, агломерация Нью-Йорка – проекты, показывающие, что над проблемами периферии мегаполисов работают сегодня во всем мире. Мегаполисы растут, большая часть населения живет за пределами центра в районах разных по характеру застройки и типу управления. Градостроительная, транспортная, жилищная политика все в большей степени интегрируются и учитывают этот факт. Именно здесь, за пределами исторического центра, решается судьба мегаполисов.

Рост мегаполисов несет сложности, с особой остротой проявляющиеся на периферии: в первую очередь это социальная дезинтеграция и преступность. «Восстания окраин» в Берлине, Париже, Лондоне в конце 2000-х показали, что цивилизованный мир еще не знает, как решать эти проблемы.

В то же время развитие периферии мегаполисов таит в себе огромный потенциал. Бурно развивающимся городам, к которым относится и Москва, надо искать ответы на многие вопросы развития: как сделать мегаполис полицентричным, как развивать инфраструктуру, чтобы улучшить условия жизни на периферии, как повысить ее привлекательность.

Как отмечается в документах форума, у нас очень маленький центр. В течение ХХ века Москва увеличилась в 10 раз. Между тем и для москвичей, и для гостей города ценность Москвы – только в ее центре. Москва – это Кремль, Красная площадь, бульвары, высотки, музеи и театры, а вовсе не Бибирево, Бирюлево, Жулебино или Зюзино. Другими словами, считают эксперты, 85% территории столицы – это серая зона, лишенная идентичности.

У нас очень «центральный» центр. Здесь по сути сконцентрировано пять центров – политический, культурный, финансовый, торговый и деловой. Они поддерживают друг друга, но им тесно.

У нас очень трудящийся центр. На территории, занимающей 7% площади города, у нас сконцентрировано более 80% рабочих мест. Пробки, экология, логистика – всё это проблемы гиперразвития центра.

Между тем периферия – это главный ресурс развития Москвы (под периферией имеется в виду территория от Третьего транспортного кольца до МКАД). Она же – главная проблема. Периферия Москвы – это 7 млн жителей и примерно 200 млн кв. м недвижимости стоимостью примерно в 1 трлн долл.

В целом в Москве имеется опыт развития отдаленных от центра районов. Так, снос пятиэтажек – это программа, по масштабу не имеющая аналогов в мире. Созданы научные (Университет, Академия наук), деловые (Сити) и торговые (Крокус Сити) центры на периферии города. Но пока, считают специалисты, не удается создать на периферии точки роста, сопоставимые с центром по ценности территории, да и сделано пока несопоставимо мало по сравнению с тем, что еще предстоит сделать. Как создать или нарастить ценность периферии? Как создать здесь новые центры? Куда двигаться – в Новую Москву, в старые спальные районы, в промзоны? Как решать транспортные проблемы? Как рассредоточить рабочие места? На все эти и другие вопросы пытались ответить участники форума.

Выступая на форуме мэр Москвы Сергей Собянин назвал главной задачей властей для развития периферийных районов столицы соблюдение баланса между строительством жилья и созданием новых рабочих мест.

По его мнению, огромный резерв для нового строительства представляют собой промзоны, в которые необходимо вдохнуть новую жизнь. «Помимо 14 зон, по которым уже принято решение, в 2014 г. будет запущен основной проект – реконструкция территорий завода ЗИЛ, – сообщил мэр Москвы. – Здесь будет сохранен баланс между рабочими местами и жильем: на территории будут жить 35 тыс. человек и создано 45 тыс. рабочих мест. Инвестиции в проект реновации ЗИЛа, который рассчитан на 10–15 лет, составят 10–12 млрд долл.». По словам С.Собянина, важно повышать транспортную мобильность людей, тем самым выравнивая их социальное равенство, увеличивая привлекательность удаленных районов.

Собянин сообщил, что общий объем инвестиций в Москве в 2013 г. достиг 35 млрд долл., в настоящее время строится более 8 млн кв. м недвижимости. «Это выше докризисного уровня», – отметил мэр. Приоритет в столичной застройке отдается развитию общественного пространства, парковых зон, кроме того, за последний год было построено десятки километров новых пешеходных улиц.

Правительство Москвы запустило одну из крупнейших в мире программ по развитию общественного транспорта: в 2013 г. введено в эксплуатацию 12 км метрополитена, построено 72 км новых дорог, реконструировано 5 вылетных магистралей. Сейчас в стадии строительства находится 30 станций метро. Хордовые магистрали свяжут периферийные районы. «Строя дороги и развивая транспорт, Правительство Москвы выравнивает социальную привлекательность районов и не допускает появления анклавов», – пояснил мэр Москвы. В ближайшей перспективе Москва планирует благоустроить 147 транспортно-пересадочных узлов, будет развивать сеть крупных логистических центров.

Итогом официальной части III Московского международного урбанистического форума стало пленарное заседание «Ключевые подходы к развитию территорий Москвы». Представители Правительства Москвы и независимые эксперты обсудили самые интересные идеи из прозвучавших на форуме, которые можно применить к развитию периферии столицы.

Ирина МУРАВЬЕВА

Согласно прогнозам, численность населения Московского региона к 2035 г. вырастет на 4 млн человек – до 22,8 млн. Пассажиропоток из «Новой Москвы» увеличится вдвое к 2020 г. при том, что пропускная способность текущей инфраструктуры уже исчерпана. Об этом, выступая на форуме, заявила и. о. директора ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» Карима Нигматулина. Она представила несколько вариантов развития полицентрической системы расселения

Заместитель мэра Москвы Максим Ликсутов видит транспортное будущее Москвы в дальнейшем совершенствовании системы общественного транспорта. Во главу угла ставятся его доступность, предсказуемость и комфорт. «Мы знаем все проблемные центры города, и знаем, как решать эти проблемы. Это наш ориентир для работы на ближайшие несколько лет. Реализация всех транспортных проектов Москвы в принципе невозможна за счет только бюджетных средств, поэтому мы стараемся привлекать стратегических инвесторов», – подчеркнул он.

В 2013 г. в Москве запущено в эксплуатацию 12 км метрополитена, построено 72 км новых дорог, реконструировано 5 вылетных магистралей.

Периферия Москвы – это 7 млн жителей и около 200 млн кв. м недвижимости стоимостью примерно в 1 трлн долл.
На территории, занимающей лишь 7% площади города, сконцентрировано более 80% рабочих мест.

Общий объем инвестиций в Москве в 2013 г. достиг 35 млрд долл., в настоящее время строится более 8 млн кв. м новой недвижимости.