Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Наиболее вероятный сценарий развития российской экономики не предполагает выхода в среднесрочной перспективе на высокие темпы экономического роста. Самый реальный сценарий — рост ВВП в период до 2030 г. в 3% в год. Этот прогноз представил замминистра экономического развития Андрей КЛЕПАЧ. С ним согласен директор ЦР НИУ ВШЭ Сергей АЛЕКСАШЕНКО.
России стоит забыть о темпах роста в 6% ВВП, как это было до кризиса. Теперь самый оптимистичный сценарий долгосрочного развития предполагает рост российского ВВП ежегодно не более чем на 5,4% в 2013–2030 гг., а наиболее вероятный в нынешних условиях — консервативный — предполагает не более 3% ежегодно. Первый, форсированный, сценарий предполагает, помимо прочего, достижение секторами здравоохранения и образования стандартов ОЭСР. Однако нынешняя бюджетная политика создает серьезный институциональный вызов. Существенное избирательное сокращение расходов по статьям государственных инвестиций, образования, здравоохранения и науки приведет к неизбежному торможению экономического роста. При этом, если эффект от снижения госрасходов проявится уже через три-четыре года, то экономия на человеческом капитале «аукнется» спустя десятилетие.
Если сейчас расходы на здравоохранение оцениваются в 3,3–3,6% ВВП, то к 2016 г. они упадут до 3,2–3,4%. Их резкое сокращение на федеральном уровне представляет отдельный вызов для высокотехнологичной и специализированной медицинской помощи. Похожая ситуация наблюдается и в образовании: в 2013 г. расходы составят порядка 4% ВВП, а в 2016 г. — только 3,5% даже с учетом повышения заработной платы учителей, отметил замминистра экономики Андрей Клепач.
В бюджетной сфере существует серьезная развилка: придерживаться ли жестко бюджетного правила или смягчить его, пойдя на большую задолженность бюджета ради стимулирования ускоренного роста? Пока власти, как полагает Андрей Клепач, склоняются к жесткому пониманию бюджетного правила, однако для проведения необходимых реформ и недопущения торможения экономики расходы должны быть на 0,5–0,7 процентных пункта ВВП выше.
Другая важнейшая, по мнению замминистра, развилка — ценообразование на газ в России. Стоит ли стремиться к сохранению принципа равнодоходности с поставками газа в Европу или нужно модифицировать формулы равнодоходности цен на газ для сохранения конкурентных преимуществ по издержкам на топливо и энергию, учитывающую уровень цен спотового рынка в США?
Принцип равнодоходности является серьезнейшей ошибкой экономической политики России, уверен директор Института «Центр развития» НИУ ВШЭ Сергей Алексашенко. США, которые запретили экспорт газа и сделали цены внутри страны очень низкими, пришли к следующим результатам: Америка превратилась в страну с избытком газа, в энергоемкие предприятия реального сектора было вложено 50 млрд долл. и создано 2 млн новых рабочих мест в этих секторах. России нужны низкие цены на газ на внутреннем рынке, уверен Алексашенко.
Пауза в росте тарифов, на которую пошли власти, будет означать 600 млрд руб. недополученных инвестиций за три года. С одной стороны, для экономики, находящейся в состоянии стагнации, это достаточно болезненные изменения, но с другой стороны, от остановки роста тарифов выиграют энергоемкие сектора, в том числе металлургия, химическая промышленность. Но реальный баланс и реальные последствия принятого решения по тарифам, как полагает Клепач, просчитать еще сложно.
«Российская экономика находится не в состоянии стагнации — мы вошли в рецессию. Два квартала подряд официальная статистика показывает снижение на уровне 1% к предыдущему кварталу с учетом сезонности», — отметил Алексашенко. Однако Клепач не склонен драматизировать ситуацию. Учет сезонности, по его мнению, совсем не простое дело, а рецессии в стране, как он полагает, все же нет.
В 2013 г. рост доходов шел в основном за счет повышения зарплат в госсекторе, в 2014 г. эта задача ляжет на частный сектор, который вряд ли сможет с ней справиться.
Замедление экономики объясняется падением объемов инвестирования, ведь ядро замедления находится именно в реальном секторе, который не хочет брать кредиты, не готов инвестировать в России, предпочитая выводить капитал из страны, уверен Алексашенко. Все остальные факторы, в том числе и внешние, на которые часто ссылаются власти, не могут быть причиной столь сильного торможения роста экономики. Так, цены на нефть с 2010 г. находятся в коридоре 100–120 долл. за баррель. Резкого их падения не было. Финансовые рынки, несомненно, более волатильны, чем до кризиса, но в целом комфортны. Спреды развивающихся рынков постоянно снижаются, поэтому нельзя говорить, что капитал из развивающихся рынков бежит, подчеркивает Алексашенко. Он не отворачивается и от России — гособлигации пользуются спросом, при том, что госдолг составляет всего 10% ВВП.
Нет и резких изменений экономического поведения со стороны населения. Темпы роста доходов и расходов замедлились, но разрыв между скоростью роста доходов населения и ВВП — около 6%. Как и было до кризиса. Однако озабоченность, отметил Алексашенко, вызывает тот факт, что в 2013 г. рост доходов шел в основном за счет повышения зарплат в госсекторе. В следующем году такого роста зарплат в госсекторе уже не будет, а бизнес вряд ли сможет в ситуации снижения темпов роста взять за себя лидирующую роль в повышении доходов населения.
Борьба с падением темпов роста и стагнацией сводится к мерам средне— и долгосрочного характера, направленным на стимулирование инвестиций в экономике. Среди таких мер не на последнем месте меры по развитию институтов, уверен Алексашенко, ведь по уровню развития институтов Россия пока серьезно проигрывает многим странам.
Анастасия АСТАХОВА
Печатается с разрешения журнала «Экономическая политика».
Международный валютный фонд (МВФ) понизил прогноз роста ВВП России в 2013 г. с 2,5 до 1,5%. Аналогичный показатель на 2014 г. понижен с 3,3 до 3%. Эксперты МВФ считают, что экономический рост России будет сдерживаться слабой экономической конъюнктурой, усилением оттока капитала, снижением фондового рынка и недостаточным ростом инвестиций. МВФ также подкорректировал прогнозы о глобальном экономическом росте. Ожидается, что в этом году он составит 2,9%, а не 3,2%, как предполагалось ранее. По мнению МВФ, в 2014 г. мировая экономика вырастет на 3,6%. Причиной пересмотра прогноза называется ослабление развивающихся экономик.