Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Правительства стран и региональные власти во всем мире регулярно выделяют бюджетные средства для компенсации расходов предприятий на участие в выставках в своей стране и за рубежом. Денежный дождь обычно проливается на тех, кому он действительно нужен: на малый и средний бизнес, молодые и инновационные предприятия. Самый наглядный пример такого рода — Германия.
Базовый принцип формирования немецких коллективных экспозиций, дотируемых из бюджета, на выставках внутри страны и за рубежом предельно прост: инициатива включения тех или иных мероприятий в перечни выставок целиком, на 100%, принадлежит предприятиям. Делают они это либо самостоятельно, либо через отраслевые ассоциации. Чиновники в этот процесс не вмешиваются.
Программы финансовой поддержки немецких экспонентов существуют в течение десятилетий и стали неотъемлемой частью местной деловой жизни, причем действуют они и на федеральном, и на региональном уровне. Баварский производитель, к примеру, отвечающий определенным требованиям, работающий на рынке менее 10 лет, выпускающий инновационную продукцию и по обороту относящийся к малому бизнесу, может припасть сразу к двум бюджетным источникам — берлинскому и мюнхенскому.
В рамках каждой из программ ежегодно формируются перечни выставок. При этом государственные структуры принимают решение об организации коллективной экспозиции только в том случае, если определенное количество компаний (как правило, 10–15) самостоятельно принимают решение участвовать в данной выставке и готово оплатить свою часть расходов.
Предприятие вправе обратиться в федеральное или региональное ведомство с соответствующей заявкой самостоятельно либо через отраслевые ассоциации, которые, как правило, в Германии очень сильны и авторитетны. В этом случае создание экспозиции инициирует ассоциация, и уже она обращается в государственные структуры.
Помимо этого, в регионах широко распространены программы компенсации расходов предприятий, участвующих в выставках самостоятельно, в индивидуальном порядке, вне каких-либо национальных стендов.
Что в итоге получает экспонент? Конкретные деньги. Он платит фиксированную сумму, которая на 50–80% ниже стоимости аренды площади и сервисных услуг, если их заказывать самостоятельно.
Основную федеральную программу компенсации выставочных расходов в рамках поддержки выхода на международный рынок молодых инновационных предприятий осуществляет Министерство экономики и технологий (BMWi). Программа предусматривает организацию коллективных экспозиций, на которых представлено не менее 10 предприятий. Участником может стать компания, основанная в Германии, реально работающая на рынке менее 10 лет, численностью до 50 работников и с максимальным годовым оборотом в 10 млн евро. Министерство компенсирует до 80% выставочных затрат.
Первоначально включение выставок в программу BMWi осуществляется на основе рекомендаций отраслевых ассоциаций, которые сообщают, в каких мероприятиях уже участвовали их компании и какие выставки специалисты считают эффективными для продвижения немецкого экспорта.
Техническую сторону дела обеспечивают независимые выставочные операторы, выигравшие соответствующие конкурсы. В абсолютном большинстве случаев они строят единые экспозиции под брендом «Made in Germаny» на основе улучшенной стандартной планировки (посетители российских выставок прекрасно с ними знакомы).
Контроль деятельности операторов осуществляет Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля (BAFA). Именно эта структура определяет эффективность организации экспозиций на основе обязательного 100%-ного опроса их участников — это вменено в обязанность оператору. Анкета включает самую подробную информацию (контакты, переговоры, предварительные заказы и перспективы сотрудничества), а также оценку выставки и результатов участия в ней.
Важный момент: положенные выплаты поступают на счет экспонента только после того, как оператор подтвердит, что представители данной компании действительно работали на стенде и по завершении выставки заполнили анкету.
Примерно через полгода BAFA рассылает экспонентам новую анкету, в которой просит указать уточненные результаты участия (количество контрактов и заказов по результатам договоренностей, заключенных на стенде), а также сообщить, собирается ли компания вновь участвовать в данной выставке и считает ли правильным строить на ней коллективную экспозицию.
Исходя из поступающей информации, специалисты немецких федеральных ведомств регулярно подводят итоги действия программы и принимают решения об эффективности участия предприятий в выставках.
Коллективные экспозиции в рамках программы BMWi строятся как внутри страны, так и за границей, при этом, по традиции, основное внимание уделяется зарубежным мероприятиям.
Решения по утверждению списков выставок за границей, на которых организуются национальные экспозиции, финансируемые из федерального бюджета Германии, принимаются на заседании общественного объединения — специальной рабочей группы Комитета немецкой выставочной индустрии AUMA.
Именно на таком заседании в апреле 2013 г. принято решение, что в 2014 г. BMWi должно организовать экспозиции Германии на 235 выставках в 44 странах. На эти цели будет выделено 42,5 млн евро (в 2013 г. в аналогичную программу включены 274 выставки в 43 странах, на них также было выделено 42,5 млн евро).
Распределение по регионам мира выглядит следующим образом: Азия — 97 выставок (в том числе 46 — в Китае и Гонконге), европейские страны за пределами ЕС — 55, Ближний Восток — 27, Северная Америка — 23, Латинская Америка — 16, Африка — 12.
В России запланировано построить 40 немецких экспозиций (в 2013 г. — 56).
В рамках продвижения технологий «зеленой энергетики» дополнительно финансируется 12 экспозиций.
Помимо этого будет утверждена отдельная программа Федерального министерства питания, сельского хозяйства и защиты потребителей (BMELV), в этом году она включает 24 выставки по всему миру.
По сложившейся традиции, окончательно программа утверждается на осеннем заседании рабочей группы AUMA.
Что касается аналогичных немецких экспозиций на выставках внутри Германии, то в 2014 г., согласно программе BVWi, их будет 58. Каждый экспонент сможет получить до 7,5 тыс. евро компенсации (по одной выставке). При этом надо понимать, что и в данном случае министерство ставит цель — продвижение немецкого экспорта, поскольку речь идет о крупнейших мировых смотрах.
В федеральных землях Германии действуют собственные программы финансовой поддержки участия предприятий в бизнес-мероприятиях с целью содействия продвижению продукции местных производителей на национальный и международный рынки. При этом они во многом различаются. Такие программы существуют не во всех федеральных землях.
Берлин. В течение нескольких лет Investitionsbank Berlin (IBB) реализует программу «Открывая новые рынки» для предприятий малого и среднего бизнеса и общественных объединений (торговых палат, ассоциаций и пр.) Главная цель программы — продвижение продукции берлинских предприятий на новые рынки. Компании могут получить гранты на участие в международных выставках, ярмарках, отраслевых конгрессах, конференциях, торговых миссиях и биржах в Германии и за рубежом — при условии, что они не собираются торговать со стенда.
Размеры компенсации — до 15 тыс. евро на выставку и до 5 тыс. евро на участие в конгрессе или другом деловом мероприятии. Исключение — проекты, связанные с кооперацией нескольких предприятий и созданием коллективных экспозиций, в этом случае максимальная сумма дотаций возрастает до 150 тыс. евро.
Бранденбург. Администрация федеральной земли компенсирует до 50% выставочных затрат малых и средних предприятий на аренду площади и застройку экспозиции как при индивидуальном участии, так и при работе в составе коллективной экспозиции. Максимальная сумма выплат — 15 тыс. евро на выставку.
Компенсации подлежат расходы на участие в мероприятиях двух типов — международных выставках внутри Германии и за рубежом (если это не связано с торговлей на стенде), а также в местных региональных выставках, проходящих в небольших городах (Коттбус, Франкфурт-на-Одере, Потсдам и др.), включенных в специальный список.
Бремен. В этом свободном ганзейском городе предприятиям с годовым оборотом менее 10 млн евро и насчитывающим менее 50 сотрудников, могут компенсировать до 50% расходов на индивидуальное участие в любых выставках внутри Германии и за рубежом. Максимальная сумма — 6 тыс. евро в год для европейских выставок и 10 тыс. евро для выставок за пределами Европы. При расчете компенсации учитываются практически все затраты: стоимость аренды площади и строительства стенда, транспортные и страховые расходы, затраты на проживание в гостинице, стоимость привлечения переводчиков и другого временного персонала.
Бавария. Здесь предприятие может получить компенсацию на участие только во внутренних немецких выставках, включенных в специальный перечень, преимущественно — по тематике инноваций и трансфера технологий. В 2013 г. в баварский перечень вошли 16 выставок (в Баварии — 7, в других федеральных землях — 9).
Помощь оказывается при любой форме участия — индивидуальной и на коллективном стенде. Правительство Баварии чрезвычайно щедро: в течение трех лет экспонент может получить до 200 тыс. евро в рамках компенсации 50–60% своих выставочных затрат.
Если суммировать все сказанное, очевидно, что власти Германии имеют четко выверенные программы, эффективность которых для бюджетов всех уровней подсчитана предельно точно.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,
«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»
Наибольшее число выставок, на которых в 2014 г. будут организованы экспозиции Германии, состоится в Азии (97, в том числе 46 — в Китае и Гонконге). В России запланировано построить 40 немецких экспозиций.
Cписки выставок за границей, на которых организуются национальные экспозиции, финансируемые из федерального бюджета, утверждаются на заседании общественного объединения — специальной рабочей группы Комитета немецкой выставочной индустрии AUMA.
Выплаты поступают на счет экспонента только после того, как оператор подтвердит, что представители данной компании действительно работали на стенде и по завершении выставки заполнили анкету.