тел. (495) 223-42-15

Туризм: испытание на прочность

Туризм является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. За быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом ХХ века, и ему прочат блестящее будущее в столетии наступившем. Однако мировой экономический кризис внес некоторые коррективы в развитие туристической отрасли. О ее текущем состоянии и проблемах рассказал журналу «БиВ» президент Российского союза туриндустрии Сергей ШПИЛЬКО.

БиВ:  Сергей Павлович, как отреагировали российские туристы на нынешнюю экономическую ситуацию? Сократился ли туристический поток?
Да, влияние экономического спада очевидно. Въездной поток туристов в Россию сократился на 8%, а выездной – на 16%. При этом произошло смещение спроса в сторону  дешевого ассортимента, что обусловило еще более глубокое финансовое падение рынка, которое составило, по оценкам Ростуризма, в сопоставимых ценах не менее 20% по сравнению  с докризисным уровнем. Одновременно с этим случилось сокращение глубины продаж, т.е. периода между покупкой тура и отправкой туриста. Сейчас рынок  отбросило по этому показателю в середину 90-х.
Сокращение глубины продаж крайне неудобно для бизнеса с технологической точки зрения, так как оставляет операторов до последнего момента в неизвестности, будут проданы путевки или нет. На мой взгляд, этот показатель является довольно точным индикатором реального состояния рынка. В последние полгода увеличение глубины продаж если и происходит, то в очень незначительной степени.
Относительно страновых предпочтений спрос сместился в сторону более близких и менее дорогих направлений, например, Египта и Болгарии, или тех стран, которые оперативно отреагировали на изменения на рынке и своевременно снизили цены на гостиницы. Поэтому для Болгарии, например, падение турпотока составило менее 1%. А вот Турция и Хорватия старались удержать цены и в результате потеряли значительную часть туристов. Другой пример Израиль. Летом 2008 г. на этом направлении произошел рост потока туристов более чем на 50%, чему способствовала докризисная отмена виз и грамотная маркетинговая политика национального общества по туризму Израиля в Москве.

БиВ: Стал ли кризис испытанием на прочность для туристических компаний или привел к реструктуризации рынка?
Кризис, конечно, серьезно ударил по отрасли и привел к банкротству некоторых компаний. Первыми ушли с рынка компании делового туризма, они работают с корпоративными клиентами и до кризиса кредитовали их прежде всего в части билетов. Фирмы почувствовали кризис раньше, чем граждане, в результате с рынка ушли такие крупные участники, как Avantis, концерн «Соби». Пострадал и турагентский сектор. В частности, рухнула одна из  самых известных турагентских сетей «Куда. Ru».
Некоторых операторов спасло то, что они своевременно начали сокращать предложение. Уменьшение чартерных программ позволило относительно уравновесить рынок. Однако потери продолжаются. Наш рынок построен таким образом, что программы на массовых направлениях до кризиса строились на основе кредитных ресурсов, а в связи с  повышением процентных ставок по кредитам возможности эти резко сократились. Договоры между операторами и поставщиками услуг, в частности гостиницами, в последнее время стали менее жесткими,  так что нередко туроператоры стали залезать в долги. В отдельных случаях при наличии многомиллионного долга гостиницы оказываются перед выбором: инициировать банкротство туроператора или продолжать работу с ним, получая хотя бы какие-то средства в текущем режиме.

БиВ:  Как влияют на положение на туристическом  рынке особенности законодательства?
Хочу подчеркнуть, что численность компаний на рынке уменьшается в первую очередь не в связи с кризисом, а в связи с сокращением размера финансового обеспечения ответственности туроператоров при реализации туристического продукта. То есть более важную роль играет увеличение финансовых барьеров, имеется ввиду главным образом страхование ответственности.  
Для внутреннего туризма размеры финансового обеспечения не играют решающей роли и не ограничивают доступ на рынок.  В этом секторе размер обеспечения удалось отстоять на уровне 10 млн руб. Для выездного туризма он составляет от 30 до 100 млн руб. в зависимости от оборотов компании. Несмотря на кризис, размер финансового обеспечения сокращен не был. При этом за 2,5 года действия этой нормы не возникло ни одного страхового случая. В свое время эксперты предупреждали законодателей, что вводится фиктивный механизм страхования. Но, видимо, слишком значительны были силы, заинтересованные в административном переделе рынка.

БиВ:  Есть ли качественные изменения на туристическом рынке, имея в виду повышение надежности предоставляемых услуг?
Надо сказать, что смещение спроса  в сторону более дешевого ассортимента объективно означает и снижение качества. Но одновременно и в России, и за рубежом в условиях кризиса наблюдается тенденция роста требовательности потребителя. Он, идя по пути наибольшей экономии, становится одновременно более взыскательным. В этом отношении экономить на качестве неперспективно. Обострение конкуренции повышает значимость качества услуг. Сокращать издержки пытаются все, но есть другие резервы. В частности, прошлой осенью был уволен каждый пятый сотрудник  в турбизнесе.
Несмотря на кризис, нельзя сказать, чтобы возросло количество жалоб или число недобросовестных операторов. Особенность претензий состоит в том, что их львиная доля приходится на размещение и перевозку. Еще до кризиса была повышена ответственность авиакомпаний перед пассажирами за задержку рейса или его отмену. Это принесло весьма позитивный результат. Конечно уровень защиты прав пассажиров у нас еще далек от Европы, но подвижки есть.

БиВ:   Что происходит в России с въездным туризмом?
В 2008 г., еще до кризиса, страну посетили 2,3 млн туристов-иностранцев. Это статистика пограничной службы. Для страны с такими ресурсами, как у России, это очень мало. Фактически кризис в секторе въездного туризма наблюдается в стране с 2004 г.
Хочу сразу подчеркнуть, что для укрепления позиций на туристическом рынке, будь то внутренний или въездной туризм, стране необходимо системно заниматься повышением конкурентоспособности отечественных туристических услуг. Нужно вводить безвизовый режим, нужна адекватная система налогообложения, необходимо прекратить вакханалию постоянного увеличения административно-финансовой нагрузки на бизнес в части всевозможных сборов, налогов и поборов. Настоятельной задачей является оптимизация издержек в туристической отрасли. К этому надо добавить проблему высокой стоимости перевозок внутри страны.
Только решив эти проблемы удастся увеличить внутренние турпотоки и обеспечить рост въездного туризма. В настоящее время дефицит баланса выезд-въезд по статье туризм превысил в России 12 млрд долл. в год.
Между тем создать развитую индустрию гостеприимства удалось во многих странах мира, в том числе развивающихся. Надо просто следовать некоторым объективным рекомендациям Всемирной туристической организации и опыту других стран. Например, в условиях кризиса уже 21 страна снизила НДС для гостиниц до 57%. Трудно представить, чтобы российский Минфин согласился на это. При таком подходе возникает естественный вопрос: как же России конкурировать с другими странами, заведомо проигрывая в налогообложении, при высокой инфляции, значительных базовых тарифах в коммунальной, транспортной и топливной сферах? Как снизить издержки и цену для туристов при такой высокой стоимости заемных средств? Как привлечь туристов при  таких низких расходах России на продвижение отечественного туристического продукта за рубежом? Перечень этих проблем можно продолжить.
Конечно, есть некоторые позитивные примеры, хотя они и не делают погоды. Например, ситуация с морскими круизами, в том числе на северный полюс, на наших ледоколах. Важным стимулом тут стало, во-первых, введение в 2004 г. 72-часового безвизового режима для круизов, что сделало реальным заход иностранных судов в российские порты. Во-вторых, строительство в Петербурге отличного морского фасада для приема круизных судов, который получил номинацию «Лучший в Европе» от международной ассоциации портов. В-третьих, 72-часовой безвизовый режим был распространен и на  пассажиров круизных паромов. Эти реальные решения содействовали росту потока туристов.  
Дальнейшему увеличению турпотока могло бы способствовать развитие системы дотирования тарифов на поездки в наиболее посещаемые города России: Москву, Петербург, Калининград, развитие индустрии развлечений,  особенно в Подмосковье. Однако здесь неразрешимой пока проблемой является необузданный рост цен на землю и недвижимость. Это идет в полной противофазе с тенденциями мирового рынка.

Беседовал Борис ПАВЛОВ

 

Согласно прогнозу Всемирной туристической организации, к 2020 г. количество международных туристических посещений может достигнуть 1,6 млрд чел., что почти вдвое больше, чем в 2009 г. Вклад туризма в мировую экономику составляет около 10% мирового ВВП, с этим сектором связано свыше 11% международных инвестиций. 

Въезд иностранных граждан в Россию (тыс. чел.)

  2008 2009 2009/2008
Январь-сентябрь (в %)
Страны
Всего 13055,5 11611,7 -11
туризм 1716,9 1587,7 -8
Финляндия 759,5 805,8 6
туризм 113,8 124,4 9
Китай 630,8 568,9 -10
туризм 102,7 91,8 -10
Польша 605,6 314,1 -48
туризм 27,5 21,9 -20
Германия 526,6 487,2 -7
туризм 291,2 291,7 0
США 260,7 242,7 -7
туризм 166,4 165,3 -1
Великобритания 234,1 203,5 -13
туризм 126,9 136,8 8
Турция 188,4 129,6 -31
туризм 43,2 31,6 -27
Италия 185,2 155,0 -16
туризм 124,3 96,5 -22
Франция 161,6 146,7 -9
туризм 87,7 79,0 -10

Источник: Ростуризм

Выезд российских граждан за границу (тыс. чел.)*

Страны

2008  

2009          

2009/2008

 

             (январь-сентябрь)                 

(в %)

Всего

8026,8

6574,7

-18

Турция

1983,4

1722,6

-13

Китай

1530,3

716,2

-53

Египет

956,7

994,7

4

Финляндия

530,4

441,7

-17

Италия

325,8         

270,5

-17

Греция

314,2

250,5

-20

Германия

247,1

269,1

9

Болгария

199,3

196,9

-1

Таиланд

194,4

125,6

-35

Франция

176,4

153,1

-13

Чехия

174,5

160,8

-8

ОАЭ

157,4

134,6

-15

Кипр

140,4

125,8

-10

Тунис

128,5

105,1

-18

Израиль

54,2

88,1

63

* Выезд граждан только с туристическими целями
Источник: Ростуризм

Скачать статью (.doc)