Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В музейно-выставочном центре «Рабочий и колхозница» в Москве три летних месяца работала выставка «История советских павильонов», рассказывающая об участии СССР во всемирных выставках ЭКСПО — от Парижа в 1925 г. до Осаки в 1970 г.
Выставку «История советских павильонов» можно было бы назвать историей советских ЭКСПО-триумфов. Каждый из павильонов, созданных советскими архитекторами, скульпторами и художниками, был художественным событием для своего времени. До наших дней дошли лишь несколько павильонов, ведь выставочные конструкции — временные, они сооружаются лишь на период работы ЭКСПО. Но остались чертежи, фотографии, макеты, кинокадры, экспонаты — все это богатство было представлено на своеобразной выставке про выставки. Уникальность ее в том, что тему истории советских павильонов до сих пор никто не поднимал, и большую часть показанного публика никогда не видела. Это материалы, извлеченные из частных собраний и множества музеев: ГМИИ им. А.С.Пушкина, Третьяковская галерея, Музей архитектуры им. А.В.Щусева, Музей Маяковского, Музей керамики в Кусково, Бахрушинский музей, РГАЛИ – вот только некоторые из учреждений, предоставивших материалы для экспозиции.
Кураторам — Марине Лошак (она возглавляла музейно-выставочное объединение «Манеж», а в июле была назначена директором ГМИИ им. А.С.Пушкина) и Ирине Коробьиной (директор Музея архитектуры им. А.В.Щусева) удалось в каждом из залов воссоздать неповторимую, своеобразную атмосферу того времени, когда проходили ЭКСПО. Не только макеты, чертежи, фотографии и сохранившиеся экспонаты — уникальные кинокадры, выпуски новостей того времени, фильмы, музыка, оформление, всё создавало так называемый эффект погружения.
Вот, например, зал, посвященный первой международной выставке, в которой участвовал недавно рожденный Советский Союз, — 1925 г., Париж, Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств. Молодому государству рабочих и крестьян предоставилась возможность во весь голос заявить о своих достижениях мировому сообществу. И ему это явно удалось.
Выставка эта вообще оказалась весьма важной для искусства XX в.: широко представленные на ней идеи конструктивизма и арт-деко (сам термин был рожден этой выставкой) именно после нее стали набирать мировую популярность. Советскому искусству, еще не втиснутому в рамки «соцреализма», также было что предъявить миру. Главным архитектором советского отдела был назначен Константин Мельников, а главным художником — Александр Родченко. Советский отдел выставки в Париже устраивался Государственной Академией художественных наук — ведь в таком крупном мероприятии СССР участвовал впервые. Требование новизны, специально оговоренное устроителями, обязывало как к разработке новых форм архитектуры, так и мебели, рекламы, плаката и пр. Для международной выставки Мельников построил не только отдельный павильон — каркасное деревянное здание с наружным остеклением, открытой лестницей и вышкой-мачтой, но и разработал проекты небольших киосков — «бутиков», торговавших фарфором, коврами, шалями, текстилем, марками, изделиями из кости, дерева и т.д.
Александр Родченко оформил знаменитый гигантский экспонат «Рабочий клуб» и обложку советского каталога. В общей сложности отдел содержал около 6 тыс. экспонатов.
В торжественном открытии советского павильона принимали участие посол СССР во Франции Леонид Красин и министр культуры Франции Анатоль де Монзи. По окончании выставки павильон Мельникова восстановили и определили под профсоюзный клуб, но постройка была утрачена во время Второй мировой войны.
Интересно, что имя Веры Мухиной мир впервые узнал именно на этой парижской выставке — но не в качестве скульптора, а в качестве модельера. Надежда Ламанова и Вера Мухина получили Гран-при за модели платья по мотивам народного костюма.
Кинорежиссер Сергей Эйзенштейн получил серебряную медаль за фильм «Стачка». Кадры из фильма демонстрировались на нынешней выставке и создавали непередаваемую атмосферу того времени.
Следующий зал показывает советское участие в международной выставке печати «Пресса» в Кёльне в мае–октябре 1928 г.
Отдельный павильон решили не строить: проект, заказанный немецкому архитектору-авангардисту Мартину Кнауте, не понравился устроителям. В итоге помещение арендовали в Павильоне государств, специально возведенном для иностранных участников. Это здание, спроектированное в виде гигантского полукольца с широкой колоннадой, стояло на берегу Рейна, занимая площадь около 10 тыс. кв.м.
Для оформления выставки «Пресса» пригласили художников Л. Лисицкого и И. Рабиновича. В работе участвовал целый коллектив авторов — архитекторов, театральных декораторов, графиков, художников книги, плакатистов. В Кёльне Лисицкому удалось радикально преобразовать даже псевдоклассический фасад Павильона государств, поместив в каждую из четырех арок объемные светящиеся ночью буквы USSR. Среди экспонатов преобладали сочиненные художником конструкции: «Звезда», «Рабочий корреспондент», «Трансмиссия» — конструкция из пяти широких транспортерных лент, оклеенных газетами, и «Красная Армия» — пять вращающихся двояковыпуклых щитов, покрытых газетами воинских частей, поверх которых были изображены фигуры красноармейцев. Еще одним новаторским решением стал гигантский фотофриз художников Л. Лисицкого и С. Сенькина (24х3,5 м). Использование плакатного фотомонтажа в экспозиции стало революцией в выставочном деле.
Переходя из зала в зал, с этажа на этаж, как будто переворачиваешь пласты времени. Меняется стилистика павильонов, меняется атмосфера. Крепчает, становится более монолитным и могучим Советский Союз, и это отражается в стиле архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства.
Каждый житель нашей страны знает, как выглядит скульптура «Рабочий и колхозница» — трудно вообразить что-либо более мощное и эмоциональное в сфере советской «наглядной агитации».
Москвичи имеют возможность видеть это грандиозное сооружение воочию, другие видели его на фото и в кинофильмах «Мосфильма», кто-то видел бронзовый макет в Третьяковской галерее (он, кстати, демонстрировался на нынешней выставке). Те, кто интересуются темой, знают, что Вера Мухина создала этот монумент для советского павильона на ЭКСПО–1937 в Париже. Но мало кто представляет себе, как это выглядело на самом деле в контексте самого мрачного периода в истории СССР и наступающего фашизма в Германии. На выставке «История советских павильонов» такая возможность была предоставлена каждому. В Париже соперничество двух мощных тоталитарных режимов проявилось нагляднейшим образом: павильон СССР с венчающей его 25-метровой скульптурой «Рабочий и колхозница» располагался прямо напротив мрачного павильона Германии архитектора Альберта Шпеера с орлом и свастикой на вершине.
Конкурс на строительство советского павильона выиграл архитектор Борис Иофан. Он предложил уникальный проект, соединявший архитектуру и скульптуру как два равновеликих начала. Конкурс на венчающую павильон скульптуру выиграла Вера Мухина. Многочисленные фотографии показывают, как гигантскую статую «Рабочего и колхозницы» собирали из тонких листов нержавеющей стали.
Крупные детали скульптуры разрезали автогеном на польской границе, что значительно осложнило монтаж. Интересно, что после выставки французское правительство отказалось принять «Рабочего и колхозницу» в дар от Советского государства, а вернувшиеся в Москву детали по причине безграмотного демонтажа восстановлению не подлежали — и скульптуру решено было реконструировать по чертежам, но уже из более толстых листов стали. Воссозданный павильон Иофана–Мухиной установили в июле 1939 г. в Москве перед главным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Сегодня под обновленной скульптурой разместились выставочные залы арт-объединения «Манеж».
Вводный зал советского павильона рассказывал о политическом устройстве страны, неся основную пропагандистскую нагрузку. Экспозиция второго зала была посвящена науке, образованию и культуре. В третьем зале показывали искусство народов СССР, а также соцреалистическую живопись Исаака Бродского, Александра Герасимова, Бориса Иогансона и др. Четвертый зал посвятили достижениям в области исследования и освоения Севера. В центре одного из залов была установлена пятиметровая гипсовая модель Дворца Советов, который собирались построить на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве.
Успех парижской выставки 1937 г. превзошел все ожидания. Советский павильон пользовался огромным успехом. СССР получил на ЭКСПО 270 наград. Однако многие творцы этого успеха не дождались благодарности от Родины: генеральный комиссар советского раздела Иван Межлаук был арестован после возвращения в Москву и расстрелян в апреле 1938-го, арестовали и директора МХАТа Михаила Аркадьева за то, что он предложил к парижским гастролям театра нейтральный репертуар. Сталин счел его «аполитичным».
Не менее интересны и залы, посвященные Всемирной выставке в Нью-Йорке, которая состоялась с апреля 1939 г. по октябрь 1940 г. Она была посвящена 150-летию независимости США и избрания первого президента Джорджа Вашингтона. Девиз выставки «Мир завтра!» удивительным образом не совпадал с политическими реалиями того времени — ведь «завтра» была война. Эта выставка оказалась последней предвоенной ЭКСПО. Следующая состоялась только в 1958 г. в Брюсселе.
Лучшими павильонами на этой выставке были признаны американский, французский и советский, пресса назвала его «Парфеноном из стали и стекла». Успех советской экспозиции был предрешен запуском в космос двух спутников, макеты которых и были представлены международной публике, выстраивавшейся в очередь, чтобы увидеть это чудо техники. Сам павильон — огромный параллелепипед из стекла и стали, не имел фундамента: здание буквально висело на 16 мачтах-опорах, а направленные внутрь навстречу друг другу фермы поддерживали плоскость стеклянного потолка. В советском павильоне, раскрывавшем тему «Мир и Труд», были представлены экспонаты более 700 предприятий, НИИ, лабораторий и художественных мастерских, причем доминировали натуральные образцы.
То, как выглядел советский павильон на ЭКСПО–67 в Монреале тоже знает каждый москвич — сооружение с устремленной вверх крышей стоит на территории ВВЦ (павильон 70) и в нем многочисленные лоточники торгуют всякой всячиной. Это одно из немногих сохранившихся сооружений ЭКСПО. После окончания выставки павильон был перевезен в СССР. Специалисты говорят, что его транспортировка, сборка и утепление обошлись в несколько раз дороже, чем если бы его заново построили на родине. Нынешнее использование архитектурного шедевра Посохина, Мдоянца и Тхора явно не соответствует ни средствам, затраченным на его восстановление, ни его значению.
Экспозиция «История советских павильонов» завершается 1970-м г., когда страна праздновала 100-летие Ильича. Спроектированный М.Посохиным и В.Свирским для ЭКСПО–70 в Осаке спиралевидный, красно-белый, устремленный ввысь советский павильон был решен в виде развернутого алого флага и должен был символизировать неиссякаемый новаторский дух советского народа. Советский павильон — «флаг-цветок» — по нашим чертежам строила японская фирма.
Но на этом проект не заканчивается. Кураторы выставки обещают, что будет продолжение. Вторая часть проекта будет посвящена советским наградам на ЭКСПО.
Ирина МУРАВЬЕВА