Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В 1986 г. канадский город Ванкувер отмечал свое столетие. К этой дате была приурочена очередная Всемирная выставка ЭКСПО. Ее тема была сформулирована как «Транспорт и коммуникации: мир в движении, мир на связи» (Transportation and Communication: World in Motion — World in Touch).
Для организации экспозиции администрация города выделила участок земли в 71 га в городском парке. Здесь вдоль берега бухты на протяжении 3,6 км должны были расположиться павильоны и вся выставочная инфраструктура.
Для возведения павильонов дирекция выставки разработала специальные модульные конструкции площадью 250 кв. м каждая, которые предоставлялись участникам в соответствии с заявленными размерами экспозиции. Так, Куба использовала только один модуль, ФРГ — 5, а для создания экспозиции СССР потребовалось 11 модулей.
Общие расходы на организацию выставки составили 802 млн канадских долл. при планировавшихся изначально 78 млн долл. В связи со значительным превышением сметных расходов финансовые итоги мероприятия оказались убыточными с дефицитом в 311 млн долл.
В выставке приняли участие 54 страны, а также много различных компаний и некоммерческих организаций. На открытии, которое состоялось 2 мая, присутствовали принц Уэльский Чарльз, принцесса Диана и премьер-министр Канады Брайан Малруни.
Главный архитектор ЭКСПО Бруно Фреши и креативный директор Рон Вудал создали эффектную экспозицию с выразительной архитектурой и оригинальными зданиями. В центре выставочной территории был сооружен огромный павильон с гигантским куполом диаметром 150 м, который окружали пирамидальные по форме многоэтажные административные здания. Купол павильона эффектно подсвечивался в вечернее время, что выделяло его в общем комплексе строений.
Одним из наиболее выразительных зданий ЭКСПО являлся павильон провинции Онтарио, сооруженный в стиле древнегреческого театра, круглая сцена которого располагалась над водной поверхностью, а фоном служил специально созданный водопад.
Большое впечатление производил павильон Канады, напоминавший по форме гигантский парусный корабль. Павильон окружала 488-метровая прогулочная полоса, связывавшая его с сектором театров, а также ресторанами и торговым центром.
Популярностью у посетителей пользовалась четырехрядная «змеиная дорога» длиной 270 м — «Хайвэй–86», представлявшая собой волнообразную ленту, поднимавшуюся от залива и пересекавшую выставочную зону в направлении городской автодороги. Вдоль этой ленты было выставлено более 200 коллекционных транспортных средств — машин, велосипедов, мотоциклов, караванов, яхт, даже самолет и подводная лодка.
Для панорамного осмотра была построена подвесная дорога, из кабинок которой посетители могли за 20 минут осмотреть всю экспозицию. Кроме того, по территории выставки гостей перевозили серо-голубые составчики монорельсовой дороги и одиночные вагончики причудливой формы.
Основная тема выставки — «Мир в движении» — наиболее полно раскрывалась в павильонах ведущих мировых держав. Главным сюжетом американской экспозиции стала космическая станция будущего. Посетителям демонстрировался фантастический фильм с эффектом присутствия при монтаже станции на орбите, после чего гости могли осмотреть космическую лабораторию изнутри. Ее макет в натуральную величину, диаметром 3 м и длиной 20 м, был представлен в павильоне.
В экспозиции Японии посетителям наряду с рассказом о поезде будущего, который разовьет скорость до 500 км в час, предоставлялась возможность совершить поездку в 40-местном вагончике на магнитной подвеске по 450-метровой трассе, сооруженной рядом с павильоном. Интересно, что о конкретной реализации этого проекта рассказали через 20 лет на ЭКСПО–2005 в японском городе Аити.
Во французском павильоне демонстрировался фильм о скоростных железнодорожных маршрутах, зритель как бы становился пассажиром быстро несущегося поезда.
В павильоне ФРГ особое внимание уделялось транспорту для инвалидов. Здесь были, в частности, уникальные инвалидные коляски, управление которыми осуществлялось речевыми командами; велоприставка к обычной ручной инвалидной коляске, позволявшая велосипедисту везти ее не только по городу, но и совершать загородные прогулки; рассказывалось о создании в городах специальной инфраструктуры для инвалидов – пандусов, лифтов и т.п.
Доминирующей темой в павильоне СССР являлся Космос. Вход в павильон украшала оригинальная, собранная из алюминиевых элементов 15-метровая скульптура Юрия Гагарина. Посетители попадали в павильон, поднимаясь по эскалатору на пандус, проходивший извивающейся лентой через все залы. Это давало возможность увидеть всю экспозицию сверху, а спустившись с пандуса, можно было более детально осмотреть отдельные экспонаты. Яркое впечатление производила хорошо видная со второго этажа, электрифицированная карта страны размером 16х9 м со схемами железнодорожных, воздушных, речных и трубопроводных путей. Логично вписывались в главную тему выставки информационные материалы о строившейся Байкало-Амурской магистрали, а также об уже действовавших крупнейших в мире газопроводах «Уренгой–Ужгород», «Союз» и нефтепроводе «Дружба». Особый интерес вызывал у посетителей раздел, посвященный первому в мире беспосадочному перелету из Москвы через Северный полюс в Америку. Недалеко от этих мест, в США, экипаж в составе В.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова посадил свой самолет 20 июня 1937 г.
Изюминкой павильона был полномасштабный образец орбитального комплекса «Союз»–«Салют»–«Прогресс», впервые демонстрировавшийся за границей. Посетители, отстояв длинную очередь, имели возможность подняться в рабочую кабину станции, увидеть, в каких условиях живут космонавты в космосе.
Как всегда на ЭКСПО, были организованы разнообразная культурная программа и обилие различных увлекательных представлений и зрелищ. В рамках выставки прошли выступления Кировского балета, солистов театра «Ла Скала», японского театра «Тохо», Нью-Йоркского танцевального ансамбля Мюррея Луиса.
Выставка в Ванкувере пользовалась большой популярностью, чему способствовала эффективная рекламная кампания. Церемонию ее торжественного открытия могли увидеть на экранах телевизоров 1,5 млрд человек. За месяц до открытия ЭКСПО организаторы реализовали около 13 млн входных билетов, несмотря на немалую стоимость — 18 канадских долл. Ежедневно выставку осматривали в среднем 100 тыс. человек, а рекорд составил 200 тыс. посещений, что позволило в полтора раза превысить первоначально предполагавшееся число гостей.
ЭКСПО в Ванкувере стала значительным событием в общественной жизни Канады. Несмотря на отрицательный финансовый итог, выставка была признана чрезвычайно успешной. Она позволила существенно развить городскую инфраструктуру и содействовала превращению Ванкувера в центр туризма, способствовала росту интереса к Британской Колумбии и притока туда посетителей.
По материалам книги Валерия Шпакова
«История Всемирных выставок»
В качестве логотипа мероприятия было избрано изображение трех пересекающихся колец, образовывавших цифру 86 и символизировавших три сферы работы транспорта: на земле, в воздухе и на воде.
За все время работы выставку осмотрели около 22 млн человек из 50 стран.
Входной билет стоил дорого — 18 канадских долл., тем не менее организаторы еще за месяц до открытия сумели реализовать 13 млн билетов.
В выставке приняли участие 54 страны, а также множество различных компаний и некоммерческих организаций.
На открытии ЭКСПО-86, которое состоялось 2 мая, присутствовали принц Уэльский Чарльз, принцесса Диана и премьер-министр Канады Брайан Малруни. По телевизору за этим событием могли наблюдать 1,5 млрд человек.
Британская Колумбия — провинция на западе Канады, вошедшая в состав Конфедерации в 1871 г. Столица — г. Виктория, крупнейший город — Ванкувер, третий по величине мегаполис в Канаде. В 2012 г. население Британской Колумбии составляло 4,6 млн чел., из которых около 2 млн проживают в Большом Ванкувере. Это конечная точка трансконтинентальных автомобильных и железных дорог Канады, здесь расположены крупнейшие порты Тихоокеанского региона.
Доминирующей темой в павильоне СССР на ЭКСПО-86 являлся Космос. Наибольший интерес в экспозиции вызывал полномасштабный образец орбитального научно-исследовательского комплекса «Союз»–«Салют»–«Прогресс», впервые демонстрировавшийся за границей. Эта комбинация космического корабля, космической станции и автоматического грузового корабля обеспечила возможность проведения длительных пилотируемых космических полетов со сменой экипажей, доставкой на Землю результатов экспериментов и исследований, а на станцию — научной аппаратуры, топлива и других необходимых грузов.