Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Автомобиль «Ламборгини» — это умопомрачительный дизайн и запредельная скорость, комфорт и надежность, это неосуществимая мечта миллионов автолюбителей, вынужденных довольствоваться конвейерным ширпотребом. А по сути — это роскошный чемодан без ручки, сменивший по меньшей мере десяток хозяев.
В 2013 г. в ознаменование 50-летия компании Automobili Lamborghini S.p.A. публике был продемонстрирован концепткар Lamborghini Egoista. Внешний вид автомобиля разработал Алессандро д’Аброзио, над интерьером трудился Штефан Зилаф, а общее руководство проектом осуществлял шеф-дизайнер Volkswagen Вальтер де Сильва. Такой набор звездных имен гарантировал массу необычных решений.
Прежде всего, это автомобиль на одного. Места для пассажиров не предусмотрены. Да и они бы странно смотрелись в этом футуристическом транспортном средстве, они бы только мешали контакту водителя с машиной. Lamborghini Egoista снабжен V-образным десятицилиндровым двигателем объёмом 5,2 л и мощностью в 600 л.с. Салон уместно сравнить с кабиной боевого самолета, тем более что он является капсулой, которая может катапультироваться вместе с водителем. Сзади предусмотрены два спойлера, которые автоматически выдвигаются на больших скоростях, а на других этот автомобиль ездить и не будет. И, наконец, цена. Её до сих пор не назвали, но, понятно, каких бы высот она ни достигла, торг будет неуместен.
Не будет ошибкой сказать, что в этой машине были воплощены самые заветные мечты основателя Automobili Lamborghini S.p.A. Ферруччо Ламборгини: мощь, красота и непомерная стоимость. Странно другое: почему они стали доминантой в жизни весьма прагматичного производителя сельскохозяйственной техники?
Как бы то ни было, но в начале предпринимательской карьеры Ферруччо Ламборгини ничто не указывало на то, что в конце ХХ в. его имя станет одним из самых известных брендов, символом вызывающего, бьющего в глаза богатства.
Родился Ферруччо в 1916 г. в местечке Ренацио ди Ченто близ города Феррара. Звезд с неба не хватал, но и посредственностью не был. В общем, был самым обычным итальянским парнем с некоторой тягой к технике. Он закончил инженерную школу в Болонье, а затем его призвали в армию, где всю Вторую мировую войну он прослужил механиком в ВВС.
После разгрома Италии и её перехода в антигитлеровскую коалицию Ламборгини направили обслуживать английскую и американскую военную технику. Знание её, как и армейские знакомства, ему здорово пригодились после демобилизации. Страна была разорена, уровень безработицы зашкаливал, и Ферруччо, как и сотням тысяч таких же вчерашних солдат, рассчитывать можно было только на себя. Пожалуй, именно тогда впервые проявились его предпринимательские качества.
Победители, сочтя, что вывозить технику слишком накладно, начали её распродавать. Но если джипы и грузовики шли на ура, то тихоходные броневики и бронетранспортеры никому не были нужны. Ламборгини взялся переделывать их в тракторы. Таким образом удалось сколотить начальный капитал для создания собственной фирмы Lamborghini Trattori S.p.A. А потом возникла идея сконструировать и свой трактор. Он вышел из цехов фирмы в 1949 г. и достаточно быстро заслужил одобрение фермеров, поскольку оказался простым и надежным в эксплуатации.
Дела шли отлично. На заводе Ламборгини начали производить отопительную технику и кондиционеры. Ферруччо богател. Он пользовался отличной репутацией в кругу промышленников. Его уважали и в родной компании как расчетливого дельца и умелого специалиста. И никто не догадывался, что у этого человека есть тайное увлечение, почти страсть.
Авторы жизнеописаний Ламборгини не сходятся в одном пункте: как именно им было принято решение о создании собственного автомобиля. Официальных версий две. По первой из них Ферруччо Ламборгини, обнаружив неполадки в своем любимом Ferrari 365 GT, приехал в офис Энцо Феррари в Маранелло, чтобы высказать великому конструктору свои замечания. Выслушав его, Феррари посоветовал Ламборгини не морочить ему голову, а заниматься своими тракторами. По второй версии Феррари не стал даже разговаривать с Ламборгини, а передал ему ответ через секретаршу.
Так или иначе, обиженный Ферруччо загорелся идеей «создать лучший Феррари, чем у Феррари». Вернувшись к себе на завод, Ламборгини якобы собрал главных специалистов и заявил им: «Мы начинаем строить автомобили. Баста!» И стал автомобилестроителем.
Не в состоянии объяснить мотивацию столь неожиданного поступка, биографы ссылаются на обидчивость Ферруччо и его взрывной характер. Что, дескать, поведение Феррари было так оскорбительно, что Ламборгини ничего не оставалось, как резко сменить профиль деятельности своего предприятия, дабы доказать нахалу, что и он не лыком шит.
Всё это звучит довольно наивно. Опытный бизнесмен из-за какого-то замечания решает заняться совершенно незнакомым ему делом? В мире бизнеса такого не бывает. Будь Ламборгини способен на подобные поступки, его дело лопнуло бы еще в конце сороковых.
На самом деле конфликт с Феррари стал последним аргументом в пользу давно созревавшего решения заняться автомобилями. Оно было продуманным, а отнюдь не импульсивным. Неплохой механик и прекрасный организатор Ферруччо Ламборгини еще в 1947 г. попробовал свои силы в строительстве спортивных автомобилей. Его машина Testa d'Oro («Золотая голова»), по мнению специалистов, была очень перспективной. Её даже выставили на гонку «Милле Милья», причем за рулем был сам Ферруччо. Но затем он решил, что в послевоенной Италии тракторы — это надежнее и прибыльнее, и переключился на сельскохозяйственную технику. Однако мысли о своем автомобиле не оставил, внимательно следил за всеми новинками, не считал зазорным покопаться в моторе и даже что-нибудь улучшить в нем, а конструируя двигатели для тракторов, одновременно прикидывал, как он решил ту или иную проблему, если бы строил спортивный автомобиль.
Он переманил от Ferrari нескольких известных специалистов, в мае 1963 г. образовал компанию Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.A. и в городке Санта-Агата близ Болоньи развернул строительство предприятия по выпуску спорткаров.
Сборку первого Lamborghini он начал в одном из цехов тракторного завода. И уже в октябре 1963-го на выставке в Турине был продемонстрирован Lamborghini 350 GTV, который представлял собой двухместное купе классической компоновки с 12-цилиндровым двигателем V12 объемом 3,5 л и мощностью в 347 л.с. Его максимальная скорость достигала 280 км/час, причем для разгона требовалось всего 6,7 сек.
Спустя два года Ламборгини отомстил сопернику — он выпустил Lamborghini Miura, автомобиль, который далеко обогнал по популярности Ferrari. Miura был оборудован 12-цилиндровым 4-литровым мотором мощностью в 350 л.с., который располагался за спиной водителя поперёк машины на специальной раме. С 1967 г., когда начались продажи, и по 1973-й было выпущено около 800 Miura, благодаря которым компания стала известна во всем мире.
Причиной первого краха (а их было несколько) Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.A. летописцы компании обычно называют энергетический кризис, разразившийся в 70-х годах прошлого века. Он ударил по многим автомобилестроителям, однако большинство сумели со временем оправиться, но не Ферруччо Ламборгини. Продажи спортивных автомобилей резко упали. Компания столкнулась с финансовыми проблемами, поставки запасных частей были сорваны, заказы на автомобили были распроданы на 2 года вперёд, и покупатели были весьма недовольны таким сроком ожидания.
В 1972 г. Ламборгини продал контрольный пакет акций швейцарцу Жоржу-Анри Россетти, а годом позже оставшиеся акции — Рене Леймеру и навсегда покинул основанную им компанию.
Как бы ни были дороги Lamborghini, доходы от их продажи не покрывали издержек, которые год от года росли, поскольку нужны были сверхточные станки, качественные материалы, высококвалифицированные, а значит хорошо оплачиваемые специалисты. К тому же, как бы ни росла популярность Lamborghini, это все равно было фактически штучное производство, объемы в котором считали в лучшем случае сотнями экземпляров, а не миллионами, как это делали ведущие фирмы. Кроме того, Ламборгини не мог тиражировать свои находки и изобретения, внедряя их в конвейерную сборку, как Ford или Toyota, раскладывая тем самым затраты на научно-исследовательскую работу понемногу на каждый выходящий из цехов автомобиль. И поэтому неизбежно должен был остаться в минусе. В 1978 г. компания объявила себя банкротом. Итальянский суд был вынужден продать компанию. Она была куплена братьями Мимрам из Швейцарии.
Но и у швейцарцев ничего путного не получилось и вскоре Lamborghini опять сменила хозяина. Теперь им стала компания Chrysler. Поддержка такого гиганта была весьма действенна: итальянцы смогли предложить автолюбителям нечто фантастическое — Lamborghini Diablo, автомобиль, который развивал скорость 325 км/час. Он опять вывел Lamborghini в лидеры мировой автоиндустрии. Но уже в 1994 г. из-за финансовых трудностей Chrysler был вынужден продать Lamborghini индонезийской компании MegaTech.
Еще через год Lamborghini была перепродана индонезийской компании V'Power и малазийской MyCom. Но и на этом мытарства итальянцев не закончились. В 1998 г. компания снова сменила владельца. На этот раз им стала Audi AG, являющаяся подразделением концерна Volkswagen AG.
Пожалуй, это был первый удачный брак за всю историю существования Lamborghini. Новый хозяин оказал большое влияние на дизайн выпускавшихся суперкаров. Большие технические возможности Audi помогли создать несколько изысканных спортивных автомобилей и эмблема Lamborghini — золотой телец — вновь засияла во всем своем блеске.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Автомобили «Ламборгини» являются одними из самых мощных, дорогих и эксклюзивных автомобилей серийной сборки. Помимо этого, различные модели имеют свои уникальные технические новшества, например кузов из углеволокна, высокотехнологичные двигатели V12.
В 1967 г. первые покупатели получили автомобиль Lamborghini Miura, который далеко обогнал по популярности Ferrari. Ферруччо был отомщен.
В августе 2012 г. в России начал действовать первый и единственный в своем роде клуб владельцев и любителей Lamborghini.
Феруччо Ламборгини (1916–1993), основатель компании Automobili Ferruccio Lamborghini S.p.A.
Ламборгини любил хорошие дорогие автомобили. Он владел Mercedes 300SL, несколькими Maserati 3500 GT, Jaguar E-type. У него также было несколько Ferrari 250 GT разных версий. Но в каждом автомобиле он находил некоторые недочёты. Только автомобили собственного предприятия полностью отвечали его взыскательному вкусу.
Сын Ламборгини, Тонино, — дизайнер одежды и аксессуаров.
Ферруччо Ламборгини установил за правило, что его автомобили не участвуют в гонках, поэтому в годы его руководства компания не производила гоночных автомобилей. В то время как другие автопроизводители изо всех сил старались показать во время гонок скорость, управляемость и техническое совершенство своих автомобилей, Ламборгини дал ясно понять, что его компания не будет ни участвовать в соревнованиях, ни поддерживать какую-либо из команд. Такая политика была диаметрально противоположной Ferrari: серийные автомобили этой марки производились для получения финансов, необходимых для участия в гонках.
В мае 2013 г. компания отмечала 50-летие со дня основания. В ознаменование этого события 350 спортивных суперкаров «Ламборгини» отправились в автопробег, который начался в Милане и охватил красивейшие места Италии — Тоскану, Ломбардию, Умбрию, Эмилью-Романью и другие регионы страны.
Владельцы компании «Ламборгини»:
Ферруччо Ламборгини (1963 – 1972)
Жорж-Анри Росетти и Рене Леймер (1972 – 1977)
Братья Мимрам (1980 – 1987)
Chrysler (1987 – 1994)
MegaTech (1994 – 1995)
V’Power, Mycom (1995 – 1998)
Volkswagen (1998 – наст. время)