Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Панамо-Тихоокеанская международная универсальная выставка проходила в Сан- Франциско с 20 февраля по 4 декабря 1915 г. Официальным поводом для ее проведения стало завершение строительства Панамского канала. На деле же она показала всему миру восходящую мощь Соединенных Штатов Америки и стала важной вехой в истории Сан-Франциско.
В начале прошлого века Сан-Франциско был самым богатым и процветающим городом Западного побережья США. Но катастрофическое землетрясение и последовавший за ним пожар в 1906 г. уничтожили город почти полностью. Решение Сената США провести в Сан-Франциско международную универсальную выставку, посвященную завершению строительства Панамского канала (первое судно прошло по нему в 1914 г.), заставило город мобилизовать все свои ресурсы и меньше чем через 10 лет после трагедии явиться миру в новом, еще более прекрасном виде.
Выставка раскинулась на территории в 2,6 кв. км (76 городских кварталов), от Форта Мэйсон через Президио и до пролива Золотые ворота — 31 страна и большая часть штатов США возвели здесь свои павильоны. Как писала пресса того времени, человеку, чтобы посетить все павильоны и аттракционы, потребовался бы целый год. Неудивительно, что общим чувством всех посетителей было изумление и восторг.
Чудом была уже сама подготовка территории для выставки — чтобы ее создать, переместили 230 тыс. куб м почвы и отвоевали у залива часть суши. Там, где еще недавно плескались волны, теперь возвышались величественные здания. Сегодня это фешенебельный район Сан-Франциско — Марина. Не меньше труда потребовало и создание модели Панамского канала. За входную плату в 50 центов посетители занимали места и пересекали канал на движущейся платформе, слушая пояснения через наушники.
Перед архитекторами стояла трудная задача — создать проект, который бы объединил единым замыслом все сооружения экспозиции. Всё разнообразие павильонов, экспонатов, зданий, мест отдыха и развлечения должно было быть не только функциональным, но и вписываться в натуральный ландшафт залива Сан-Франциско и окружающих его холмов.
Главным архитектором избрали Джорджа Келхама, который совместно с архитектурным советом разработал весьма простой и элегантный план экспозиции. Общая стоимость ее сооружения превысила 15 млн долл. Со дня открытия — 20 февраля и до закрытия — 4 декабря 1915 г. выставку посетили свыше 18 млн человек. Доходы от ее проведения составили 1 млн долл.
Архитектурным центром стала 43-этажная Башня драгоценностей — она вознеслась на высоту более 130 м и была украшена 105 тыс. специально ограненных разноцветных стеклышек из Богемии, которые днем ослепительно сверкали на солнце, а ночью освещались 50 мощными электрическими фонарями, скрытыми от глаз зрителей. Ее называли также Башней солнца. Публика того времени ничего подобного не видывала.
Арка башни служила центральным входом на выставку — через него посетитель попадал на площадь Вселенной, оттуда на запад вела дорога на площадь Четырех времен года, на восток — на площадь Изобилия. Здесь были возведены Дворцы продовольстия, образования и социальной экономики, сельского хозяйства, свободных искусств, металлургии и шахт и пр. Дворец машиностроения, в архитектурном облике которого явно просматривались черты Терм Каракаллы в Риме, был самым крупным сооружением выставки и самым большим на то время зданием в мире, сооруженным из дерева и стали. В длину оно имело 300 м, в ширину — 111 м, в высоту — 41 м. Весь персонал американской армии и военно-морского флота мог без труда уместиться внутри. Здесь расположились более 2 тыс. экспонатов.
Один из павильонов представлял собой точную копию греческого Парфенона, но его колонны были сделаны из секвойи. Французы построили свой павильон в виде здания Отель де Сальм в Париже, которое служило штаб-квартирой ордена Почетного легиона при Наполеоне. Всю ночь можно было провести в таверне «Олд Фэйсфул», точно такой, которая находится у знаменитого гейзера в Йеллоустонском парке. Возвращаясь после рюмки-другой, гость рисковал наткнуться на черноногих индейцев, которые «обитали» на экспозиции Национального парка Глэйшер.
Как гласит легенда, 4 июля 1776 г. колокол созвал жителей Филадельфии на оглашение Декларации независимости Вторым континентальным конгрессом. Хотя легенда не подтвердилась, колокол является главным символом борьбы страны за независимость от Великобритании. Специально для Панамо-Тихоокеанской выставки он совершил железнодорожное путешествие через всю страну из Пенсильвании, чтобы на него могли посмотреть все, кто пришел и приехал на выставку. После ее окончания колокол вернулся в Пенсильванию и больше никогда не покидал ее. Павильон Пенсильвании, временное пристанище Колокола Свободы.
Но целью экспозиции было не только поразить гостей необычной архитектурой величественных зданий, скульптурами и световыми эффектами — ставилась задача продемонстрировать новые достижения науки и техники за последние 10 лет. Здесь были автомобили, аэропланы, телефоны, движущиеся картины, или кино. В начале ХХ века все эти чудеса были внове и поражали воображение. Представленные в павильонах различные механические и электрические устройства пока еще очень мало использовались в повседневной жизни людей.
Среди экспонатов был первый паровой локомотив, купленный Южно-Тихоокеанской железной дорогой (сейчас он является экспонатом Музея железных дорог в Сакраменто, столице Калифорнии). Во Дворце транспорта был собран настоящий действующий конвейер Форда, с которого каждые 10 минут сходил новенький автомобиль.
Компания «Ундервуд» представила на своем стенде во Дворце свободных искусств прототип печатной машинки стоимостью 10 тыс. долл. «Это точная копия машины, на которой все скоро будут печатать» — гласила подпись под экспонатом. Она была значительно шире стандартных машинок «Ундервуд». Репортеры ежедневно печатали на ней свои статьи для газет.
Больше всего места на выставке было отдано машинам, призваннымоблегчить ежедневный труд людей и создавать удобства для жизни. Повсюду превалировала мысль об огромной роли, которую должны сыграть машины в том, чтобы сделать жизнь людей комфортной и полной удовольствия.
Представлены были и новые технологии, применяемые в земледелии и животноводстве. Во Дворце сельского хозяйства селекционеры и ученые представляли новые выведенные ими сорта растений. Писательницу Лору И. Вайлдер особенно поразила революционная технология дойки коров. Она писала: «Я видела коров, которых доили с помощью машины. Всё было чисто и аккуратно, и коровы ничуть не возражали».
Накануне открытия выставки был сделан первый трансконтинентальный телефонный звонок — Александр Грэхем Белл позвонил в администрацию выставки. Во все дни выставки работал телефон, связывавший противоположные части страны.
Вся территория была богато иллюминирована молодой компанией «Дженерал электрик».
Знаменитости того времени не приминули посетить модное событие. Здесь были Томас Эдисон и Генри Форд, президент Тафт, Теодор Рузвельт, Уильям Сароян, Дэвид У. Гриффит, будущая легенда американского кино, Буффало Билл Коди, герой Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г., Чарли Чаплин, Камиль Сен-Санс и другие. Частым гостем был молодой Ансел Адамс, будущий знаменитый фотохудожник.
Финансирование проекта осуществлялось путем сбора средств через подписку. Некоторые индивидуальные жертвователи вносили до 250 тыс. долл. Общему духу воодушевления способствовало желание жителей как можно скорее восстановить город после катастрофы. Было создано несколько фондов, из которых финансировалось строительство.
Никакая большая выставка не обходится без развлекательной части. На Панамо-Тихоокеанской выставке была организована так называемая Зона, где были сосредоточены все виды развлечений. Киоски, продававшие всякую всячину, рестораны, конкурсы и соревнования, танцовщицы с островов Самоа и борцы сумо — здесь было всё, что так любит публика. Некоторые аттракционы, однако, были не вполне обычными — например Аэроскоп — двухэтажное сооружение, укрепленное на вращающейся стреле высотой почти 90 м. Смельчаки имели возможность любоваться открывающимся видом на выставку, океан, Сан-Франциско и залив. Инженером был некто Джозеф Страусс. Через 20 лет весь мир узнает его как строителя моста «Золотые ворота», самого узнаваемого и посещаемого моста в мире. Очень популярными были и аэрошоу — они привлекали до 10 тыс. зрителей.
О Зоне много писали в 1915 г., но, к сожалению организаторов, она не обеспечила той финансовой отдачи, на которую рассчитывали. Отчасти виной тому было ее не очень удачное расположение — в восточной части территории, довольно далеко от основных сооружений выставки, отчасти — чрезмерно высокие цены. Входная плата на некоторые аттракционы была установлена в 50 центов, и это в то время, когда средний дневной заработок фабричного рабочего не превышал 1 доллара. Неудивительно, что многим посещение Зоны оказалось не по карману.
Наступил последний день работы выставки. Отзвучали финальные аккорды музыки, разносившейся с Башни драгоценностей, последний посетитель покинул территорию, огни погасли — и Панамо-Тихоокеанская выставка осталась только в истории. Наступили скучные будни разбора экспонатов и сооружений. Башню драгоценностей, возведение которой обошлось в 413 тыс. долл., продали компании по разбору зданий за 9 тыс. долл. Сами же «драгоценности» разошлись среди любителей сувениров — их продавали по доллару за штуку. Великолепные скульптуры, среди них «Нации Востока» и «Нации Запада», перенести на другое место не представлялось возможным — их уничтожили. К 1917 г. работы по расчистке территории были завершены. Чуть больше 900 тыс. долл. было выручено от распродажи имущества и экспонатов.
Но кое-какие следы выставки можно увидеть и сегодня. Ворота и пагода в японском садике в парке «Золотые ворота» остались здесь как часть японской экспозиции. Несколько стенных панно украшают различные здания Сан-Франциско. Орган, звучащий сегодня в «Аудиториуме», в 1915 г. располагался в Праздничном зале и был на то время вторым по величине органом в мире. 20-дюймовый рефракционный телескоп, бывший экспонатом во Дворце свободных искусств, сегодня всё еще используется по прямому назначению в обсерватории колледжа Чабот в Окленде. В Сакраменто в Музее железных дорог можно увидеть модель железной дороги, проложенной по территории экспозиции. По многим городам Калифорнии разбросаны бывшие чудеса Панамо-Тихоокеанской экспозиции 1915 г.
Выставка работала всего 9 месяцев, но за это небольшое время она дала существенный стимул развитию экономики Сан-Франциско, способствовала повышению духа его жителей, укрепила торговые связи США с остальным миром.
Дворец искусств — единственное сооружение выставки, дожившее до наших дней на том самом месте, где оно и было установлено почти 100 лет назад.
В выставке приняла участие 31 страна, большинство штатов США возвели здесь свои павильоны.
На выставке был собран настоящий конвейер, с которого каждые 10 минут сходил новенький автомобиль. Конвейер работал по три часа каждый день после обеда, за исключением воскресений. За время выставки с конвейера сошло 4400 автомобилей Модели Т.
Инженер Джозеф Страусс, будущая гордость Америки, родился в 1870 г. в семье немецких иммигрантов. Свое инженерное мастерство он продемонстрировал еще на Панамо-Тихоокеанской выставке 1915 г. Но по-настоящему знаменитым его сделал подвесной мост «Золотые ворота», перекинувшийся через пролив и соединивший северное и южное побережья залива Сан-Франциско. Мост открылся для движения пешеходов 27 мая 1937 г. На следующий день по сигналу президента Рузвельта на мост въехали первые автомобили. Во время празднования 50-летия моста в 1987 г. по нему прошли около 300 тыс. человек. Ярко-оранжевый, построенный в стиле арт-деко мост «Золотые ворота» до сих пор поражает своей гармоничностью и красотой и является по общему признанию чудом инженерной мысли и дизайна.
Судоходный канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны. Его длина 81,6 км. Строительство Панамского канала стало одним из крупнейших и сложнейших проектов, осуществлённых человечеством. Благодаря Панамскому каналу морской путь из Нью-Йорка в Сан-Франциско сократился с 22,5 тыс. до 9,5 тыс. км. К сооружению канала военное министерство США приступило в 1904 г. На строительство, включавшее сооружение шлюзов и озер, потребовалось 10 лет, 400 млн долл. и 70 тыс. рабочих, из которых около 5600 погибли. Первое судно (океанский пароход) по нитке канала прошло 15 августа 1914 г., однако большой оползень в октябре помешал открыть регулярное движение в том же году. Официальное открытие канала состоялось лишь 12 июня 1920 г.
Ирина СКИБИНСКАЯ