Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Продержаться полтора века в модной индустрии — задача нелегкая. Трудно, пожалуй, назвать другую компанию, чьи изделия вызывали бы одинаковое восхищение как во времена королевы Виктории, так и сегодня. Британской Burberry Group Plc это удалось.
Звезда Наполеона, взошедшая в начале XIX в., была столь яркой, что невольно заставляла оглядываться на Францию. Военные победы, административные реформы, создание новой системы законодательства и, не в последнюю очередь, «парижские моды» были дежурной темой разговоров во всех слоях европейского общества. Но только не в гордом Альбионе. Все эти Лангле и Леруа, о платьях и костюмах которых мечтали все модники и модницы, на англичан не производили никакого впечатления. У них был Джордж Браммел, король всех денди.
В общем, Англия хотела носить английское. И даже более того. Она была не прочь продиктовать моду «на английское» и всему остальному миру — ведь Британия правила не только морями, но и значительной частью практически всех континентов.
В этой обстановке некий Томас Бёрберри, ученик продавца мануфактуры из городка Бейзингсток, что в графстве Хэмпшир, решил открыть магазин одежды, для которого сам собирался шить платья. Произошло это в 1856 г., от которого и повела свою историю ныне всемирно известная фирма Burberry Group Plc.
У Томаса было немало достоинств. Он был молод — ему только исполнился 21 год, энергичен, у него был хороший вкус, колоссальная работоспособность и отменное здоровье, которое он поддерживал физическими упражнениями и долгими пешими прогулками. Именно они и привели Томаса к первой плодотворной идее. Помешанные на свежем воздухе англичане весьма ценили возможность дышать им при любой погоде. Дабы дождь и непогода не мешали, в гардеробе каждого английского джентльмена непременно был макинтош — плащ, пошитый из тяжелой прорезиненной материи. От сырости он спасал, но был неудобным, тяжелым, сковывал движения и, что называется, не давал «телу дышать». Томас Бёрберри хотел решить эту проблему.
Эксперименты с тканью заняли несколько лет. Это было своего рода хобби, которому посвящались свободные вечера. В 1880 г. у Томаса наконец получилась ткань, которая отвечала его требованиям. Особое переплетение нитей делало её легкой, «дышащей», достаточно теплой. И еще она обладала водоотталкивающим свойством. Бёрберри назвал её «габардин».
Ткань пустили в работу, и, по общему признанию, вещи из неё получались замечательные. В магазине Бёрберри они шли нарасхват. Через несколько лет Томас даже запатентовал своё изобретение. А вскоре, в 1891 г., процветающий торговец и известный модельер Томас Бёрберри перебрался в Лондон, где открыл свой магазин на престижной улице Хеймаркет.
Незабываемый Хэмфри Богарт в «Касабланке» был одет в знаменитый тренчкот от Burberry. Картина получила три «Оскара», в том числе в категории «Лучший фильм». Персонажи, диалоги и музыка вошли в число самых любимых среди зрителей всего мира. Этот фильм 1943 г. и поныне называют среди лучших в истории Голливуда. Впоследствии, правда, компании Burberry пришлось поплатиться за такую популярность — в 2012 г. сын Богарта Стивен подал на компанию в суд за то, что та, по его мнению, нелегально использовала фотографию его отца (кадр из фильма) для продвижения своей продукции.
Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» также была одета в скромный плащик от Burberry. В немалой степени из-за этого изделия с заветной маркой превратились в символ. Вещь-легенда, вещь-мечта. Многие женщины именно так относятся к плащам, сумкам, шарфам, зонтикам с заветной клеткой.
Победное шествие габардина продолжалось. Материал был столь хорош, что, как говорится, в рекламе не нуждался. И тем не менее Бёрберри считал, что отказываться от неё не след. Поэтому в газетах и журналах появилось объявление: «Габардин Т.Бёрберри — идеальный материал для Индии и всех Британских колоний. Способен противостоять натиску ветров, проливным дождям, колючим кустам, используется для производства верхней одежды, спасающей от любого ненастья».
А вскоре Томасу представился шанс продемонстрировать всей стране, что в его рекламе габардина нет никаких преувеличений. В его мастерских был разработан офицерский плащ, который Бёрберри окрестил «тренчкот», от английских слов trench — траншея, окоп, и coat — пальто. Сшили его, естественно, из габардина. Оно было не только удобным, но и элегантным, что было отмечено и одобрено военными.
Во время Первой мировой войны компания Burberry изготовила 500 тыс. тренчкотов для армии, что принесло ей хорошие барыши и популярность торговой марке. Один из военных лётчиков впоследствии писал: «Во время войны мой самолет попал в аварию, и я упал в Ла-Манш. На мне был тренчкот Burberry, так что мне пришлось избавиться от него. Его вернули через неделю — он пробыл в море 5 дней. Я ношу его до сих пор».
Впрочем, габардин нашел и другое применение. 7 июня 1910 г. к Южному полюсу планеты стартовала экспедиция норвежского исследователя Руала Амундсена. Её члены были экипированы в специальные теплые костюмы из габардина, сделанные мастерами Burberry. 18 марта 1912 г. в австралийском порту Хобарт — первом населенном пункте, которого достигли при возвращении путешественники, Амундсен отбил телеграмму в офис Burberry: «Самое сердечное спасибо Burberry. Комбинезон испытал на себе путешествие на санях и выдержал!» Должное замечательному материалу отдали известные исследователи Антарктики Эрнест Генри Шеклтон и Роберт Скотт, которые также использовали его в экспедициях.
Тогда имена этих мужественных людей были у всех на устах. И, конечно, их похвала много значила. Англичане, надевая плащи и пальто от Burberry, казались себе такими же смелыми людьми, как эти великие полярные исследователи. В 1901 г. Томас Бёрберри зарегистрировал торговую марку компании — конный рыцарь с копьем в руке и девиз «Prorsum», что в переводе с латыни означает «Вперед».
Учитывая удачный опыт изготовления одежды для полярников, компании предложили разработать комбинезоны для лётчиков, которые не меньше страдали от холода. Задание было непростым. Комбинезон должен был быть теплым, облегающим, но не сковывающим движения, иметь массу карманов, но чтобы они ни за что не цеплялись. И главное — комбинезон не должен был гореть. Специалисты Burberry справились. В 1937 г. одетые в комбинезоны Burberry А.Е.Клаустон и Бетси Кирби показали лучшее время на перелете Лондон — Кейптаун. Кстати, самолет для них — De Havilland DH88 Comet — тоже предоставила компания Burberry.
К концу 30-х у компании Burberry была устойчиво хорошая репутация. А её стиль можно было определить как надежный, функциональный, элегантный. То есть именно то, что нужно настоящему англичанину.
После окончания Первой мировой войны на мужские и женские плащи, созданные на основе столь популярных офицерских тренчкотов, в компании стали ставить клетчатую подкладку. Это несколько снижало их «военизированность», вносило в строгость силуэта теплые нотки. И к тому же было в национальном духе.
Дело в том, что в конце XVIII в. шотландским кланам было разрешено носить ранее запрещенную любимую клетку, а в царствование Виктории она даже всячески популяризировалась, производство «шотландки» поощрялось. В какой-то момент клетчатая материя стала национальным брендом. «В клетку» были сюртуки и пиджаки, накидки и пальто, женские жакеты и платья, кепи и платки.
Правда, к концу XIX столетия клетка несколько приелась, и её начали изгонять из гардероба. Но в Burberry считали, что национальная любовь к клетке не прошла, она просто приутихла на время. Вызвать её опять к жизни будет не так уж сложно.
Так оно и оказалось. Поэтому после клетчатой подкладки тренчкотов появились клетчатые шарфы, зонтики и сумки. А потом клетка была зарегистрирована как бренд Burberry под названием Nova. Компания открывала магазины не только по всей Великобритании, но и в других странах: во Франции, Италии, США, где их появилась целая сеть, а объемы продаж стали приносить пятую часть всех доходов Burberry.
Расширялся и ассортимент продукции Дома Burberrys — компанию стали так именовать по аналогии с французскими Домами высокой моды. Появились кожгалантерея и парфюмерия. И, наконец, настало время, когда бренд Burberry зажил отдельной жизнью от семьи, которая его породила.
Последний член семейства Бёрберри — Альфред Брайен ушел из компании в 1956 г. А годом раньше семейное предприятие хэмпширских Бёрберри было продано лорду Дэвиду Уолфсону. Сделка состоялась в самый благоприятный для бывшего владельца момент. В 1955 г. королева Великобритании Елизавета II выдала Burberry так называемое королевское разрешение (Royal Warrant), т.е. официальное подтверждение того, что компания является поставщиком королевского двора. Кстати, в 1989 г. Royal Warrant было получено снова, на этот раз от принца Чарльза.
Но, надо полагать, для покупателей в других странах куда важнее было то, что знаменитые плащи Burberry были на персонажах таких известных фильмов, как «Касабланка» и «Завтрак у Тиффани», героям которых хотели подражать миллионы зрителей. Столь широкая популярность Burberry, однако, не пошла компании на пользу. Она привела к тому, что вещи со всем знакомой клеткой стали активно подделывать. И что еще более скверно для репутации фирмы, в некогда аристократическую клетку начали обряжаться представители всех социальных слоев и групп, в том числе кошмар полицейских всего мира – английские фанаты футбольных клубов. К концу 70-х британская пресса констатировала, что имидж Burberry испорчен бесповоротно.
Но слухи о кончине компании оказались преждевременными. Её руководители привлекли к работе талантливых дизайнеров, были созданы новые коллекции, подключена реклама — и в 90-е годы рыцарь с эмблемы Burberry был вновь на коне.
У Burberry Group Plc весьма неплохое финансовое положение. Её бренд включен в пятерку люкс-брендов мира. В общем, все обстоит более чем благополучно. Вот только, когда хотят объяснить, что такое Burberry, почему-то по-прежнему вспоминают тренчкот из габардина, придуманный Томасом Бёрберри в далеком 1895 г.
Андрей ВАСИЛЬЕВ
Томас Бёрберри (1835–1926), создатель знаменитой марки Burberry и изобретатель габардина и тренчкота. Ученик продавца мануфактуры из городка Бейзингсток в графстве Хэмпшир в 1856 г. открыл магазин одежды, для которого поначалу сам шил платья. От этого магазина и повела свою историю ныне всемирно известная фирма Burberry Group Plc. Ровно 100 лет, до 1956 г., компанией управляли члены семьи Бёрберри.
Компания Burberry имеет около 500 магазинов в более чем 50 странах мира. На нее работают 9 тыс. человек. В 2011 г. оборот компании составил 3,5 млрд ф. ст., а чистая прибыль — 206 млн ф. ст.
В июне 2010 г. компания запустила свою первую линию косметики — Burberry Beauty. После Первой мировой войны на плащи, созданные на основе офицерских тренчкотов, стали ставить клетчатую подкладку. Это было в национальном духе.
На протяжении более 100 лет изделия компании маркировались брендом Burberry’s. В 1999 г. компания поменяла маркетинговое имя на Burberry. Все выпускаемые изделия теперь маркируют только так, однако некоторые аксессуары сохранили первоначальное написание.
В 2006 г. компания начала продажи онлайн в США, за ними через несколько месяцев последовала Великобритания, а с 2007 г. заказать изделия Burberry по Интернету можно из любой страны ЕС.
Джордж Браммел (1778–1840), английский денди, законодатель моды в эпоху регентства. «Красавчик Браммел», как называли его современники, ввел в моду современный мужской костюм с галстуком, ставший официальной одеждой. О нем писали Бальзак, Бодлер, Конан Дойл. Лорд Байрон выделял среди современников трех великих людей — Наполеона, Браммела и себя. «Современник и соперник Наполеона, — писал о нем соотечественник, — властелин обширного царства моды и галстуков; могучий дух, перед которым склонились аристократы, которому покорился хороший тон, кивку которого подчинялся высший свет Европы; тот, кто только своим примером ввел обычай крахмалить шейный платок, кто пропитывал шампанским пересохшую кожу отворотов сапог. Его костюмы и его друзья были выбраны с одинаковым достоинством. Его имя всегда было окружено ореолом и соединялось со смелостью — этой величайшей доблестью света». В Лондоне в 2002 г. на Джермин-стрит установлен памятник Браммелу.