тел. (495) 223-42-15

Азия впереди

Способность экономик ведущих азиатских стран противостоять кризисам, быстро восстанавливаться и вновь набирать силу существенно отличает их от ситуации в других частях света. Выставочный бизнес, будучи одновременно и зеркалом, и двигателем экономики, отражает сложившееся положение: если в Европе в течение пяти лет наблюдалась стабилизация, а чаще — падение основных показателей выставочной индустрии, в Азии, напротив, продолжался ее рост.

Говорить о выставочном рынке Азии в целом сложно, слишком уж велики различия между странами. Львиную долю положительной динамики обеспечивает Китай, где имеется почти 5 млн кв. м выставочных площадей и комплексы продолжают строиться. В то же время соседняя Индия может предоставить лишь 300 тыс. кв. м, а Индонезия — чуть больше 40 тыс. кв. м.

По данным UFI, опубликованным в декабре 2012 г. в работе Global Exhibition Industry Statistics, рост арендованной выставочной площади (закрытой и открытой) в странах Азии по сравнению с показателями 2006–2007 гг. вырос на 13% — с 7779 до 8781 кв. м (в Европе за тот же период наблюдалось падение, причем на те же 13%). Оборот одной выставки в среднем составил 2 млн долл.

По тем же данным, в странах Азии и Тихоокеанского региона имеется 184 выставочных комплекса площадью свыше 5 тыс. кв. м. В целом они располагают 6,6 млн кв. м (20% от общемирового показателя).

В период 2006–2011 гг. объем выставочных площадей комплексов-«пятитысячников» вырос здесь на 38%. Для сравнения: в Европе аналогичный показатель составил 7%, в Северной Америке — 5%. Безусловным лидером выставочной индустрии Азии остается Китай: в 2011 г. на него пришлось 69% общей площади выставочных центров, а также 57% арендованной площади нетто. Следующими (по обоим показателям с одинаковыми цифрами) идут Индия с 5% и Индонезия — с 1%.

Согласно данным последнего исследования UFI — Global Exhibition Barometer, в 2012 г. 41% выставочных компаний Азиатского и Тихоокеанского регионов увеличили свою прибыль более чем на 10%, о стабильном развитии заявили представители 48% компаний, и лишь 11% зафиксировали убытки свыше 10% (в сравнении с предыдущим годом).

При этом настроение игроков рынка достаточно оптимистично. В увеличении прибыли в первой половине 2013 г. уверены 57% респондентов, во втором полугодии — 60% (по сравнению с теми же периодами 2012 г.). При этом количество компаний, предполагающих снижение прибыли более чем на 10%, падает: с 15% в первом полугодии до 5% во втором.

Китай

Из азиатских государств только Китай входит в число 15 ведущих стран, владеющих 80% выставочных площадей мира. В этом списке, по данным за 2011 г., он занимает второе место после США, обладая 4 755 102 кв. м закрытой экспозиционной площади.

В исследовании UFI, посвященном развитию выставочной индустрии Азии, говорится, что с 2006 по 2011 г. объем выставочных площадей в Китае увеличился на 48%, при этом на ввод в строй новых комплексов пришлось 69% общего роста, на реконструкцию ранее существовавших площадок — 31%. В целом за этот период страна обеспечила 46% всего мирового прироста выставочных площадей.

В число 15 крупнейших выставочных комплексов планеты входят две китайские площадки: Guangzhou International Convention Exhibition Center — Pazhou Complex (Гуанчжоу, 338 тыс. кв. м) и Shanghai New International Expo Center (Шанхай, 200 тыс. кв. м). Всего в стране насчитывается около 150 выставочных центров, на которых в течение года проходит около 2 тыс. выставок.

Успехи Китая на «выставочном фронте» не могут не впечатлять. По данным UFI, с 2007 по 2011 г. объем арендованной площади в стране вырос на 30%, доходы выставочной индустрии — на 26% (в 2008 г. — на 19%, в 2009 г. — на 1%). Совокупные среднегодовые темпы роста по этим показателям составили соответственно 6,7% и 5,9%. В течение года экспоненты арендовали 8,7 млн кв. м, доходы выставочных компаний составили 1,4 млрд долл.

Нет сомнений, что все эти достижения обусловлены, прежде всего, определяющей ролью государства в развитии и регулировании выставочной отрасли.

По данным генерального директора компании «Дальэкспоцентр» (Владивосток) Веры Ермиловой, для выставочной индустрии Китая характерны жесткие административные меры по координации выставочной работы и особая финансовая политика (выделя ются огромные средства для проведения выставок внутри страны и за рубежом). По мнению В.Ермиловой, главные слагаемые успеха — это государственная политика поддержки выставок для развития кооперации, регионального сотрудничества и продвижения китайской продукции на экспорт; бюджетное финансирование; принцип «каждому городу — выставочный центр»; принцип «индивидуальный выставочный проект — бренд города»; координация и контроль; отчетность.

Во всех регионах, кроме Гонконга, местные правительства играют определяющую роль в развитии вы ставочной деятельности. Речь идет о строительстве современных комплексов, планировании и координации мероприятий, непосредствен ном руководстве оргкомитетами и дирекциями выставок.

Более того, в Китае ведущие выставки различной тематики четко распределены между выставочными площадками (автопром — Чаньчунь, строительное оборудование — Шанхай, строительные материалы — Пекин, экспорт-импорт — Гуанчжоу и пр.). Перед каждым центром четко поставлены цели и задачи. Никто друг другу не перебегает дорогу.

В итоге, как пишет В.Ермилова, выставочный бизнес оказывает существенное влияние на модернизацию экономики отдельных городов, провинций и всей страны.

Индия

В отличие от Китая, развитие выставочной индустрии Индии до сих пор ограничено отсутствием современных комплексов. Общая вместимость всех выставочных площадок огромной страны с населением свыше 1,2 млрд человек оценивается в 300 тыс. кв. м. В течение года экспоненты арендуют здесь около 800 тыс. кв. м, доходы выставочной индустрии оцениваются в 174 млн долл.

По сравнению с 2007 г. в 2011 г. площадь выставочных центров в Индии увеличилась на 12%, объем арендованной площади — на 23%, доходы выставочной индустрии – на 6%. Совокупные среднегодовые темпы роста по этим показателям, согласно данным Обзора выставочной индустрии Азии, подготовленного UFI, cоставили соответственно 2, 5 и 1%. По данным экспертов Ассоциации немецких торговых ярмарок AUMA, бóльшая часть международных выставок проходит в столице — Нью-Дели, тем не менее ни в этом городе, ни в экономическом сердце страны Мумбаи до сих пор нет современных выставочных комплексов, отвечающих мировым стандартам, где могли бы проходить крупные международные смотры.

Ведущие выставочные комплексы Индии: Pragati Maidan Exhibition Center (Нью-Дели, 72 тыс. кв. м) и Bombay Convention & Exhibition Centre — BCEC (Мумбаи, 45 тыс. кв. м). Как говорится в исследовании выставочного рынка Индии, под- готовленного AUMA в декабре 2012 г., организация прибыльной выставки в Индии — дело куда более сложное, чем в Гонконге, Японии, Китае или Таиланде. Средний доход от арендованной площади на выставке в Индии в 2011 г. был примерно вдвое ниже, чем в Китае. Основными факторами дополнительных затрат являются различные виды специальных налогов, которые должны платить организаторы всех выставочно-ярмарочных мероприятий, неважно, о чем идет речь, — о международной выставке с мировым именем или местной ярмарке потребительских товаров в формате B2C.

Индонезия

По оценке экспертов, Индонезия имеет огромный потенциал роста. Ожидается, что к 2030 г. это будет 7-я по величине экономика в мире (сегодня — 16-я). Тем не менее выставочная индустрия здесь развита крайне слабо. Как свидетельствуют данные Обзора выставочной индустрии Азии (UFI, 2011 г.), в 2007–2011 гг. площадь выставочных комплексов в стране увеличилась на 77%, доходы выставочной индустрии — на 14%, объем арендованной площади упал на 5%. Совокупные среднегодовые темпы роста (падения) по этим показателям составили соответственно 12, 3 и -1%.

Несмотря на внушительный процентный рост выставочных площадей, на самом деле в наличии имеется лишь 42,2 тыс. кв. м — показатель для столь большой страны просто ничтожный. Ведущий выставочный центр страны Jakarta International Expo (JIExpo) находится в столице и может принять выставки общей площадью до 26 тыс. кв. м.

Япония

По данным AUMA, в Японии ежегодно проходит свыше 300 выставок, продается до 2 млн кв. м площади нетто, одна выставка в среднем занимает 6 тыс. кв. м. Япония отличается первоклассной промышленной инфраструктурой, в том числе и выставочного бизнеса. Здесь имеется 12 международных выставочно-конгрессных комплексов общей площадью примерно 350 тыс. кв. м. Все они отвечают мировым стандартам. В первую очередь речь идет о Tokyo Big Sight (Токио), Makuhari Messe (Чиба), Pacific Convention Plaza Yokohama (Йокогама) и INTEX Osaka (Осака). Большая часть выставок носит национальный характер (основная часть экспонентов и посетителей — японцы), тем не менее они привлекают огромный интерес специалистов высокотехнологичных компаний из-за рубежа, поскольку ведущие японские выставки являются глобальными смотрами инноваций и технологий. Основные тематики, быстро развивающиеся в последние годы: робототехника, нанотехнологии, биотехнологии, возобновляемые источники энергии, энергоэффективность.

Выставочный бизнес активно развивается во многих странах региона — Республике Корея, Пакистане, Таиланде, Вьетнаме, Малайзии и т.д. Тем не менее главным «локомотивом» этого процесса был и остается Китай, где выставочная индустрия планируется и регулируется государством.

В странах с либеральной рыночной экономикой положение иное — там пока трудно найти серьезных инвесторов, готовых вложить средства в строительство комплексов и развитие инфраструктуры. Однако глобальная конкуренция требует от соседей Китая принять вызов, и, судя по всему, в ближайшее десятилетие он будет принят — эксперты говорят о большом выставочном потенциале новых «азиатских тигров».

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ,

«ИнформЭКСПО» — специально для журнала «Бизнес и Выставки»

 

С 2006 по 2011 г. Китай обеспечил 46% прироста выставочных площадей в мире.

Согласно данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), в 2011 г. в Азии прошло 1869 выставок, на которых экспоненты арендовали 15,7 млн кв. м. На одну выставку пришлось 8413 кв. м площади нетто. В странах Азии и Тихоокеанского региона имеется 184 выставочных комплекса площадью свыше 5 тыс. кв. м. В целом они располагают 6,6 млн кв. м (20% от общемирового показателя).