Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Происходящее сейчас на рынке массовых электронных устройств можно сравнить только с борьбой видов за выживание. Суперпопулярные еще вчера электронные штучки сегодня пылятся в дальних ящиках стола, а их место, расталкивая друг друга локтями, занимают всё новые и новые дивайсы, призванные разнообразить нашу жизнь.
Книжные выставки в России всегда пользуются огромной популярностью. С каждой из них не только Пушкина и Гоголя, но и других авторов образованный читатель тащил мешками. На прошедшей в конце 2012 г. традиционной ярмарке интеллектуальной литературы NonFiction обращало на себя внимание малое количество людей с обычными увесистыми баулами, набитыми купленными только что книгами. Их место заняли посетители с блокнотами, записывавшие имена авторов и названия заинтересовавших их книг. Стало очевидно, что Россия, как и многие страны Запада, переходит от бумажной книги к электронному чтению.
Феномен последнего времени — бурный рост использования электронных книг (е-книг). Причем основные их потребители — вовсе не подрастающее поколение, не умеющее ничего делать без нажатия кнопки, а вполне взрослые люди, выросшие и научившиеся читать задолго до возникновения цифровых технологий.
Эти данные содержатся в ежегодном исследовании «Понять цифрового потребителя», которое подготовила британская компания Bowker. Она выяснила, что за год количество взрослых британцев, которые хотя бы раз купили электронную книгу, выросло в три раза. В том же размере увеличился и общий объем закупок е-книг в Великобритании. Аналогичные тенденции наблюдаются и в других странах. В Италии, например, со следующего учебного года е-книги в школах будут приравнены к традиционным учебникам.
Фактор успеха е-книг — появление на рынке специальных устройств, ридеров, делающих е-чтение максимально удобным и комфортным. Причину феномена надо искать и в преодолении некоего психологического барьера. Взрослому человеку, привыкшему к традиционной бумажной книге с ее шорохом страниц и особым культурным контекстом, сопровождающим само понятие «чтение», непросто перестроиться на восприятие электронного текста. Однако, однажды преодолев первоначальное «не хочу» и взяв в руки ридер, человек понимает, насколько это удобно. Ридер не занимает места (в отпуск можно взять хоть целую библиотеку), на нем можно установить комфортный для себя шрифт, с е-книг легко делать копии, они не портятся и не изнашиваются.
Другими словами, люди не стали меньше читать, они стали читать по-другому.
Единственными проигравшими в этой ситуации могут стать книжные магазины. Бывший глава крупнейшей книготорговой сети Border UK Филипп Доунер, выступая на Всемирном конгрессе электронного чтения, высказал мнение, что книготорговцы теперь должны конкурировать не столько друг с другом, сколько совместно противостоять нескольким самым могущественным корпорациям мира, таким как Amazon и Apple. Ведь бороться с ними приходится не только за деньги покупателя, но и за его время. Это и понятно: за электронной книгой не надо идти в магазин, их можно покупать или скачивать мгновенно, не выходя из дома. Их не надо искать — они всегда в наличии в интернет-магазинах.
В 2012 г. в мире продано почти 15 млн ридеров, или на 36% меньше, чем годом ранее.
Вместе с тем набирает силу и другая тенденция — потребитель от устройств, предназначенных исключительно для чтения, переходит к более универсальным. Так, по данным газеты «Ведомости», ссылающейся на отчет IHS iSuppli, До настоящего времени спрос на них увеличивался лавинообразно: в 2008 г. во всем мире было продано 1 млн ридеров, в 2010 г. — 10 млн, в 2011 г. — 23 млн устройств, что явилось наивысшим показателем. Как прогнозирует IHS iSuppli, в предстоящие годы спрос на ридеры будет падать. Пользователи меняют их на более функциональные планшеты. IHS iSuppli предварительно оценивало продажи планшетов в мире в 120 млн. шт., а к 2016 г. их будет продано 320 млн. шт.
В странах Восточной Европы, в том числе в России, продажи ридеров по-прежнему высоки, что, по-видимому, можно объяснить более поздним началом бума ридеров. По предварительной оценке Smartmarketing, в 2012 г. российский рынок ридеров вырос на 35–50% (количество продаж — 1,9–2,1 млн). Некоторые эксперты считают эту оценку заниженной, полагая, что окончательные цифры будут выше.
Специалисты отмечают, что классические монохромные ридеры на основе технологии электронных чернил не конкурируют на рынке с планшетниками, т. к. они используются с разными целями. Ридеры используют только и исключительно для чтения, а планшетники в основном для веб-браузинга, просмотра видео, игр. К тому же ридеры на основе электронных чернил ежегодно дешевеют примерно на 30%.
Самый популярный интернет-сервис для загрузки личных фотографий Flickr утверждает, что его пользователи ежемесячно закачивают туда 130 млн фотографий. Несмотря на все возможности компьютерной графики, желание самолично запечатлеть прекрасное мгновенье никуда не делось. Напротив, с развитием технологий реализовать его стало невероятно просто. Теперь для этого даже не нужен фотоаппарат. Как свидетельствуют данные того же Flickr, смартфоны Apple iPhone4 становятся популярнее обычной фотокамеры. Всего через год после релиза смартфона Apple iPhone4 он возглавил список самых популярных фотоаппаратов, оттеснив бессменного лидера предыдущих лет — «зеркалку» Nikon D90. Еще большую конкуренцию фотоаппаратам может составить iPhone5 с 8-мегапиксельной камерой.
Учитывая все более широкое распространение недорогих смартфонов (совсем недавно даже Apple заговорил о выходе на массовый рынок), можно предположить, что дни любительских фотоаппаратов, особенно «мыльниц», сочтены. Любой мобильный телефон, не говоря уже о смартфонах, дает снимки не худшего качества. А установленные на них приложения позволяют напрямую загружать фотографии в столь популярные сейчас социальные сети.
По результатам исследования NPD Group, в США из-за высокой популярности смартфонов стал падать спрос на фото- и видео-камеры. В 2011 г. «мыльниц» было продано на 17% меньше, чем в 2010 г. Упали также и продажи обычных видеокамер. Большая часть американцев предпочитает использовать смартфоны, чтобы что-то сфотографировать, нежели носить с собой фотокамеры. Они объясняют свой выбор тем, что фотоаппараты, хоть и небольшие, используются только для фотографирования, а в остальное время бесполезны. Те же аргументы, по-видимому, заставляют покупателей отказываться и от аудиоплееров, которые сейчас внедрены в телефоны.
Ирина МУРАВЬЕВА
Samsung с моделью смартфона Galaxy S III энергично расширяет свое присутствие на рынке. За первые пять месяцев после релиза его продажи превысили 30 млн единиц. Всего в 2012 г. было продано более 40 млн аппаратов. В первой половине 2013 г. ожидается выход новинки Galaxy S IV с высококачественным 5-дюймовым дисплеем, с разрешением Full HD (1920×1080) и суперпрочным экраном. Samsung также оборудует свой аппарат 4-ядерным процессором и 13-мегапиксельной камерой.
Электронный ридер Kindle является самым популярным средством для чтения в Великобритании. Этот вывод содержится в ежегодном исследовании «Понять цифрового потребителя». Согласно данным опроса 4 тысяч британцев в возрасте от 16 до 84 лет, Kindle используют 40% е-читателей. Выросла и рыночная доля планшетов и таблеток — с их помощью теперь читают 12% британцев. Дети до 10 лет предпочитают читать на своих лэптопах. Однако уже с 11 лет они переходят на Kindle.
На начало 2012 г. почти половина (49,7%) абонентов сотовой связи США являлись владельцами смартфонов — такие данные получены аналитиками компании Nielsen. Годом раньше их было только 36%. На рынке смартфонов США лидирует Android — в пользу этих дивайсов сделали выбор 48% потребителей, 32% предпочли iPhone и 11,6% остановились на Blackberry.
Компания Cisco приняла решение о закрытии подразделения по производству фотокамер Flip. Оно обусловлено реструктуризацией внутри корпорации и стремлением выйти из потребительского сектора.