Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Согласно отчету Всемирного банка Payingtaxes, в рейтинге налоговых систем стран мира Россия занимает 134-е место. По данным ВБ, российские предприниматели тратят ежегодно на оформление налогов 448 часов (или 56 рабочих дней) и отдают при этом половину коммерческой прибыли. Американцы на оформление налогов тратят 187 часов в год.
Современная налоговая система России была сформирована в середине 90-х годов прошлого столетия. Одна из ее главных особенностей – максимальная ориентированность на повышение бюджетных доходов. К сожалению, это ее свойство сохраняется и поныне, причем в ущерб всем остальным функциям. Сложность, запутанность является еще одной характеристикой отечественной налоговой системы. Причем, весь этот клубок из сотен переплетающихся, а зачастую противоречащих друг другу установлений подвергается постоянным изменениям и дополнениям. Так, в 2010–2011 гг. в Налоговый кодекс РФ было внесено более 30 существенных поправок. Короче, платить налоги в России не только неприятно (их неприятно платить везде), но и трудно.
Не удивительно, что все это ведет к активному уклонению от их уплаты. По оценкам некоторых экспертов, российское государство ежегодно недополучает до 30% обязательных платежей.
Но, пожалуй, главный, «родовой», недостаток российской налоговой системы состоит в том, что налоги мало дифференцированы по отраслям, они не формируют важные точки роста, являются исключительно фискально ориентированными.
Именно поэтому в налоговых поступлениях в России относительно низка доля доходов от реальной экономической деятельности. Так, суммарный удельный вес налогов на прибыль компаний, на доходы физических лиц и на добавленную стоимость (НДС) составляет всего около 60% поступлений консолидированного бюджета, в то время как, например, в Китае на эти налоги приходится более 80% доходов бюджета.
В результате российский бюджет в непропорционально большой степени опирается на доходы от внешней торговли. Так, в 2010 г. они обеспечили 38,9% поступлений в федеральный бюджет, из которых 14,4% пришлось на НДС на импортные товары, а более двух третей – на экспортные и импортные пошлины. Высок и удельный вес рентных платежей, учитываемых налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ), который составил 17% доходов федерального бюджета. Подобная структура бюджетных доходов характерна для слаборазвитых экономик, зависящих от экспорта одного или нескольких сырьевых товаров. В отличие от этого в развитых странах удельный вес поступлений от внешнеэкономической деятельности, как правило, невысок и не превышает 4–5%.
Высокая зависимость бюджетных доходов от ВЭД привела в 2000-е годы к росту централизации российской налоговой системы и сосредоточению основных финансов в руках центральной власти. В итоге доля собираемых регионами доходов сокращается, а масштабы межбюджетных трансфертов растут. По данным официальной статистики, они составили в 2010 г. 40,9% всех трат федерального бюджета. Такая тенденция уменьшает возможности самостоятельного развития территорий и реализации независимых региональных проектов.
Еще одной особенностью налоговой системы в России является ее ориентированность на интересы групп населения с наиболее высокими доходами. Единая плоская шкала подоходного налога в размере 13%, установленная в начале 2000-х годов, представляет существенную нагрузку для низкооплачиваемых работников. В отличие от России, в других странах, например Японии, Франции и Бразилии, заработки ниже 1000 долл. в месяц облагаются по ставке 5%, 5,5%, 7,5%, соответственно. А в Финляндии налог взимается вообще только с зарплаты, превышающей 1000 евро.
Другими словами, назрели изменения, которые делали бы приоритетной стимулирующую функцию налогов, способствующую более быстрому развитию экономики и важнейших отраслей.
Нельзя сказать, что не делаются попытки изменить систему в лучшую сторону. В опубликованных в 2011 г. Минфином РФ «Основных направлениях налоговой политики на 2012–2014 гг.» предлагается в целях роста бюджетных доходов повысить НДПИ, увеличить в разы акцизы на крепкий алкоголь и табак. В качестве дополнительного источника поступлений в бюджетную систему предлагается усовершенствовать налоговое администрирование. Только по одному НДС это может улучшить собираемость и дать бюджету дополнительно до 250 млрд руб., или 0,5% ВВП (собираемость НДС в России составляет 77%, между тем как среднеевропейский показатель – 88%).
Вместе с тем, по оценкам экспертов, «Основные направления…» не вносят радикальных изменений в действующую налоговую систему и сохраняют как приоритетную ее фискальную функцию.
В экспертных кругах обсуждаются различные варианты реального совершенствования налоговой сферы. Некоторые предложения носят достаточно радикальный характер, другие имеют техническое значение. Так, предлагается введение дифференцированной ставки НДС, возвращение к умеренно прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц, понижение до прежнего уровня (26%) размера единого социального налога, установление сниженных налогов (прежде всего НДС, ЕСН и налога на имущество) для новых производственных предприятий, введение прямой «инвестиционной льготы», т.е. освобождение от налогообложения той части средств из налоговой базы, которая инвестируется в расширение или восстановление основных фондов производственного назначения и много других.
Большинство обсуждаемых изменений налоговой системы направлено на то, чтобы превратить ее из орудия изъятия части сырьевых доходов в пользу государства (как это фактически существует сегодня) в действенный инструмент стимулирования развития реального сектора экономики и повышения занятости. По словам министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной, самое главное сейчас для страны – это экономический рост. Темп в 2–3% в год для России недостаточен – при таком росте страна не сможет провести модернизацию, не будет получать необходимых доходов в бюджет. Поскольку простое повышение налогов неприемлемо, а влиять на нефтяные цены невозможно, то главным средством увеличения доходов бюджета остается ускорение роста экономики. Именно на решение этой задачи должно быть направлено совершенствование налоговой системы.
Борис ПАВЛОВ
Рассказывают, что никто из налоговых инспекторов США первого набора не умер своей смертью – остальные граждане уж очень не хотели платить налоги. Теперь в США налоги платят исправно, а мытари доживают до глубокой старости. В 1913 г. налоговое законодательство США размещалось на 200 страницах. В настоящее время только Налоговый кодекс содержит более 1000 страниц убористого текста, а всё налоговое законодательство занимает 17 тыс. страниц, или 260 томов. Уклонение от уплаты налогов считается в США серьезным преступлением, которое карается тюремным заключением сроком до одного года и штрафом в размере до 10 тыс. долларов. В случае систематического уклонения наказание может быть гораздо более суровым – вплоть до пожизненного заключения.
В Армении в конце XX в. был введен налог на пыль. Чтобы избавиться от пыли во дворах, министерство экономики постановило: «Население должно оплачивать расходы по удалению пыли из расчета 2 драма за 1 кв. м».
Самый известный налог в СССР – это налог на бездетность. Он был введен в 1941 г. с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям. Этот налог не имеет аналогов в истории и удерживался только в СССР и Монголии.
Самые низкие ставки подоходного налога в Бахрейне, Брунее, Кувейте и Катаре, где независимо от дохода эта ставка равна нулю. Страной с самым высоким налогообложением является Норвегия, где с 1974 г. отменили 80%-ный верхний предел. Тогда более 2 тыс. граждан выплатили более 100 % своего подлежащего налогообложению дохода, а корабельный магнат Хильмар Рекстен (1897–1980) был обложен налогом в 491%.
В Индонезии ежегодно публикуется список 200 частных компаний и физических лиц, уплативших самый крупный подоходный налог. Их отмечают почетными грамотами, которые по традиции вручает президент государства. Одновременно виновники торжества получают налоговые послабления.
«Гипсовый налог» платят в Австрии горнолыжники при каждом спуске с горы. Полученные средства передаются австрийским клиникам. Согласно статистике, в Австрийских Альпах ежегодно получают травмы около 150 тыс. лыжников, и на их лечение тратится примерно 1 млрд шиллингов в год. Обычный турист, отправляющийся в Вену или Зальцбург, для получения визы обязан написать расписку в том, что он не будет заниматься горнолыжными видами спорта.
Римский император Веспасиан, который правил в 70-х годах н.э., ввел налог на туалеты. Именно с того времени существует выражение «деньги не пахнут». Когда сын Веспасиана упрекнул отца в том, что он ввел налог на общественные уборные, Веспасиан поднес к его носу деньги, поступившие по этому налогу. В шикарные мраморные туалеты, как и в знаменитые термы, ходили не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед.
Изобретение Петра I – налог на бани. По указу 1704 г. думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 руб., простые дворяне, купцы и разночинцы – по 1 руб., крестьяне – по 15 коп. Плати – или не мойся.
Итальянские врачи отмечают, что количество стрессовых ситуаций и сердечных приступов на Апеннинах ежегодно возрастает примерно в одно и то же время – ближе к 18 июня. Это последний срок подачи налоговой декларации, так называемой «формы 740».
Налог на тень взимается в Венеции с 1993 г. Под налог попали навесы и зонтики, которые принадлежат магазинам и кафе, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. Кстати, еще в Византии платили «налог на воздух», размер которого зависел от размера здания.
Использованы материалы сайта www.klerk.ru
Некоторые экономические показатели России
2011 2012* 2013*
Размер ВВП (трлн руб.) 50,4 55,9 61,9
Темп роста ВВП (%) 4,2 3,9 4,5
Инфляция (%) 6,5 6,0 5,5
Цена на нефть** (долл./барр.) 75 78 79
Расходы бюджета (трлн руб.) 10,6 11,2 12,2
Доходы бюджета (трлн руб.) 8,8 9,5 10,4
Дефицит (трлн руб.) 1,8 1,7 1,8
Доля дефицита в ВВП (%) 3,6 3,1 2,9
*Планируемые показатели.
** Планируемая среднегодовая цена на марку «Юралс».
Источник: Минфин РФ.
Динамика поступлений в бюджет основных видов доходов (%)
2010
Все поступления 100 100
в том числе:
Налог на прибыль 17,1 12,7
Подоходный налог 9,1 12,7
НДС 18,7 17,8
Акцизы 3,3 3,5
Налоги на природные ресурсы 11,8 10,2
Налоги на имущество 3,3 4,5
Социальные платежи 15,7 16,6
Экспортные пошлины 17,4 17,8
Импортные пошлины 3,6 4,1
Источник: Минфин РФ.
Пять самых «удобных» налоговых систем мира
Страны
|
Общее число налогов |
Время, затрачиваемое на уплату налогов (часы в год) |
Полная налоговая ставка (%) |
Мальдивы |
1 |
0 |
9,1 |
Катар |
1 |
36 |
11,3 |
Гонконг |
4 |
80 |
24,2 |
ОАЭ |
14 |
12 |
14,4 |
Ирландия |
9 |
76 |
28,8 |
Источник: Всемирный банк.
Ставки налогов и налоговая нагрузка в некоторых странах (2009 г.)
Страны
|
Налог на прибыль, % |
НДС, % |
Налоги на прибыль и доход, в % ВВП |
Социаль- ные взносы, % ВВП |
Налоги на имущество, % ВВП |
Налоговая нагрузка, % ВВП |
Россия* |
20,0 |
18,0 |
8,0 |
5,1 |
1,4 |
32,0 |
Великобри-тания |
28,0 |
20,0 |
14,3 |
6,8 |
4,2 |
34,3 |
Германия |
30,2 |
19,0 |
11,5 |
13,9 |
0,9 |
37,0 |
Франция |
34,4 |
19,6 |
10,4 |
16,1 |
3,4 |
41,9 |
Венгрия |
19,0 |
25,0 |
10,4 |
13,0 |
0,9 |
39,1 |
Греция |
24,0 |
19,0 |
11,5 |
13,9 |
0,9 |
29,4 |
Польша |
19,0 |
22,0 |
8,1 |
11,4 |
1,2 |
34,3 |
Португалия |
26,5 |
20,0 |
8,1 |
11,4 |
1,2 |
35,2 |
Чехия |
19,0 |
20,0 |
7,9 |
16,1 |
0,4 |
34,8 |
Турция |
20,0 |
18,0 |
5,8 |
6,1 |
0,9 |
24,6 |
Корея |
24,2 |
10,0 |
8,2 |
5,8 |
3,2 |
25,6 |
* 2009 г.
Источник: Данные ОЭСР.