Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха...» (Михаил Булгаков. «Собачье сердце», 1925 г.)
Работа над социально-экономической стратегией России на период до 2020 г. (Стратегия–2020) кипит с 2008 г. Десятки рабочих групп, сотни экспертов и специалистов потратили сотни, если не тысячи человеко-часов на разработку 500-страничного документа, цель и смысл которого не вполне ясны ни самим составителям, ни деловому сообществу.
«Было бы неплохо узнать, а кто эту стратегию использует и для чего? Вот эта программа, заказывал ее премьер-министр Путин для нового правительства. Дмитрий Анатольевич не заявлял еще, что он как будущий премьер именно эту программу собирается реализовывать. Очень не хотелось бы, чтобы судьба этого документа повторила судьбу многих других. Было бы очень важно, чтобы наши национальные лидеры определили место этого документа», – высказал свои сомнения относительно ценности проделанной работы президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин на заседании Правления РСПП.
Некоторую «умозрительность» стратегии отметила и министр экономического развития Эльвира Набиуллина, напомнив, что документ составлялся в докризисный период, имеет некоторые слабые стороны и поэтому требует корректировки. «В нем уделено недостаточно внимания развитию соответствующих институтов, а также слабо увязаны механизмы с моделями финансирования, прежде всего с бюджетными проектировками. Эти недостатки должны быть устранены», – отметила министр. Кроме того, она произнесла мантру, звучащую уже как минимум 25 лет, о том, что пора заканчивать с сырьевой направленностью экономики.
Это значит, что работа над стратегией будет продолжаться еще неопределенно долго. Между тем 2020 г. стремительно приближается, и стратегия из долгосрочной рискует превратиться в средне- или краткосрочную, т. к. конечные сроки ее реализации не отодвигаются пропорционально уже затраченному времени.
В настоящее время, по словам Набиуллиной, правительство разрабатывает около 40 специальных государственных программ. Кроме того, в разной стадии реализации находится множество стратегий и концепций развития (ни одна из стратегий, разработанных в последние 20 лет, не была доведена до конца). На этот разнобой обратил внимание в своем выступлении на Правлении и А.Шохин. «Стратегий действительно много, – сказал он. – Есть действующая Концепция долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 г., есть огромное количество секторальных, отраслевых, региональных стратегий. Есть ФЦП, которые по своему статусу и срокам реализации ближе к стратегическим документам, чем к “бюджетной росписи”. Есть программы политических партий, например, предпринимательское сообщество активно участвовало в подготовке Народной программы, которая, к сожалению, пока не стала публичной. Теоретически, если бы можно было реализовать все эти документы, то к 2020 г. или даже раньше Россия стала бы “страной-садом” с идеальным предпринимательским климатом, эффективным государством и развитой социальной системой». К сожалению, пока этого не происходит, и причина, по-видимому, не в том, что не хватает какой-то одной, главной, Стратегии. «Стратегические документы противоречат друг другу, – продолжает Шохин. – одни ставят задачу снизить нагрузку на бизнес, другие – содержат конкретные предложения по ее повышению». Даже доведенные до уровня законов решения не исполняются. В некоторых случаях позиция бизнеса просто игнорируется. «Так что разработчикам Стратегии–2020 стоит сразу думать о механизмах реализации их предложений – правило про бумагу и овраги никто не отменял», – посоветовал Президент РСПП.
Тем не менее представители делового сообщества добросовестно потрудились и изучили этот теоретический труд, попытавшись еще на уровне разработки нейтрализовать некоторые заложенные там «мины» для бизнеса. По общему мнению, в Стратегии преобладает фискальный и перераспределительный, а не стимулирующий механизм.
Стратегия–2020 будет очередным мертворожденным документом, если власть не осознает, что для новой модели экономического роста нужны политические реформы. К такому выводу пришли члены Правления РСПП.
Между тем, как стало известно газете «Ведомости», для будущего премьер-министра готовится новая программа. В ней частично будут использованы разработки правительственных экспертов под руководством ректоров Высшей школы экономики и Академии народного хозяйства Ярослава Кузьминова и Владимира Мау. По всей вероятности, речь идет именно о недоработанной пока и не получившей одобрения делового сообщества Стратегии–2020.
Итак, документотворчество будет продолжено. В общем, с «пением хором» у нас все в порядке. Удастся ли преодолеть разруху?
Ирина МУРАВЬЕВА
«Стратегия–2020: новая модель роста – новая социальная политика» – это 500-страничный документ, состоящий из 5 разделов («Новая модель роста», «Макроэкономика. Базовые условия роста», «Новая социальная политика. Развитие человеческого капитала», «Инфраструктура. Сбалансированное развитие, комфортная среда для жизни», «Эффективное государство»), 23 глав и 18 приложений.
«В ходе кризиса 2008–2009 гг. российская экономика продемонстрировала рекордные среди крупных экономик мира масштабы сокращения ВВП (7,8%) и падения фондового рынка. Кризис показал, что экономический рост 2000-х гг. не обладал качеством устойчивости и вел к накоплению диспропорций в экономике». (Стратегия–2020)
«Внешние макроэкономические условия на протяжении предстоящей декады (до 2020 г.) с большой вероятностью будут не столь благоприятными, как в предыдущей. В этих условиях поддержание достаточных темпов экономического роста окажется возможным лишь за счет перехода на его более интенсивную модель». (Стратегия–2020)
«Среди вызовов, стоящих перед экономикой России, – промежуточное положение между странами с дешевым трудом и странами с хорошими институтами («ножницы конкурентоспособности»), низкая эффективность использования преимуществ человеческого капитала, рост нагрузки социальных расходов, высокая зависимость от конъюнктуры внешних рынков». (Стратегия–2020)
«Недооценены риски, связанные с инновационными прорывами в области сырьевых энергоресурсов. Инновации в этой сфере могут привести к снижению долгосрочной равновесной цены. Обострится конкуренция развивающихся стран за инвестиции» (Стратегия–2020) .
«Недостатки деловой среды и регулирования ведут к главному эффекту – низкой деловой активности. Это обстоятельство наглядно отражено в данных Глобального мониторинга предпринимательства (Global Entrepreneurship Monitor), демонстрирующих, что уровень предпринимательской активности в России примерно в 4 раза ниже, чем в Бразилии и Китае, и в 2–3 раза ниже, чем в Мексике, Турции и ЮАР» (Стратегия–2020).
«За последние годы в России созданы основные элементы инновационной инфраструктуры, в инновационную деятельность вовлечено значительное число ученых и предпринимателей. Однако добиться существенных сдвигов пока не удалось: инновационные процессы слабо влияют на развитие экономики. Уровень инновационной активности предприятий с начала 2000-х годов не превышает 10%, уступая не только ведущим странам, но и государствам Восточной Европы. По уровню удельных затрат на науку в ВВП (1,24% в 2009 г.) Россия занимает 29-е место в мире; по абсолютным масштабам затрат на ИР она отстает от США – в 17 раз, Китая – в 5, Германии – в 4, Франции и Кореи – примерно в 2 раза». (Стратегия–2020)
Инновационный сценарий развития*
|
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
ВВП, в % к пред. году |
104,2 |
103,5 |
104,2 |
104,6 |
104,9 |
104,4 |
103,3 |
103,5 |
103,5 |
105,2 |
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / барр. |
105,0 |
93,0 |
95,0 |
97,0 |
99,0 |
101,0 |
102,0 |
104,0 |
107,0 |
109,0 |
Инфляция (ИПЦ) в среднем за год, % к пред. году |
7,0 |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
5,0 |
5,0 |
4,5 |
4,7 |
4,0 |
3,3 |
Реальная заработная плата |
102,8 |
104,0 |
104,7 |
105,5 |
105,7 |
105,2 |
103,9 |
104,1 |
104,5 |
106,2 |
*Сценарий Минэкономразвития России, скорректированный с учетом прогноза на 2012–2014 гг., от 21 апреля 2011 года.
Анализ «историй успеха» – всех случаев устойчиво высокого экономического роста в странах с формирующимися рынками за последние 50 лет – демонстрирует, что общего рецепта выхода на траекторию устойчивого роста не существует. Вместе с тем есть ряд условий успеха, характерных для всех этих случаев. Политика, направленная на достижение устойчивого динамичного роста, должна строиться на двух основаниях: 1) выполнение этих «обязательных условий» (приближение к ним); 2) анализ специфических ограничений, максимизация эффекта от преимуществ и минимизация ограничений для роста, характерных для конкретной страны. К общим «условиям успеха» относятся: ориентация на внешний спрос; открытость экономики; рыночное распределение ресурсов; высокая норма сбережений; макроэкономическая стабильность. Сегодняшняя российская экономика по многим параметрам не соответствует этим условиям.