Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
Кажется, еще совсем недавно слова «китайский автомобиль» и «китайский автопром» вызывали лишь снисходительные усмешки: какой там может быть автомобиль? Сделан на коленке из старых запчастей. Однако события последних нескольких лет стерли презрительные ухмылки с лиц скептиков, а ошеломляющий успех Пекинского автосалона показал: на рынок вышел мощный, сильный, хорошо подготовленный игрок.
Пора учить китайский?
Международный Пекинский автосалон, состоявшийся в апреле нынешнего года, сразу взял рекордную высоту: на него аккредитовались 10 тыс. журналистов. Если напомнить, что предыдущий рекорд держал Парижский автосалон (2,3 тыс.), то становится ясно, что в Китае происходит нечто особенное. На площади в 200 тыс. кв. м было представлено более тысячи новых моделей. Крупнейшие автоконцерны выбрали Пекин, чтобы устроить именно здесь мировые премьеры своих моделей – VW, Audi, Porsche, Maybach, Buick, Chevrolet, Mazda, Mercedes-Benz и др. В выставке приняли участие более 2 тыс. производителей из 16 стран мира, ее посетили около 1 млн гостей.
Как пишет британский журнал Autocar, все мировые автопроизводители «засели учить китайский». Автосалон в Пекине наглядно продемонстрировал их изменившееся отношение к китайскому рынку. Если состоявшийся незадолго до Пекина автосалон в Нью-Йорке был небогат на новинки, то в столице Поднебесной состоялись мировые премьеры 89 новых моделей ( в том числе 65 концепт-каров), из них 75 предназначенных специально для местного рынка.
Что же происходит за Великой Китайской стеной? Ажиотаж не случаен – по итогам 2009 г. Китай стал крупнейшим автомобильным рынком в мире. В прошлом году здесь было продано 13,5 млн автомобилей (в 9 раз больше, чем в России, – 1,5 млн, и больше, чем в США, – 10 млн). В первом квартале нынешнего года здесь реализовано более 4 млн машин, и это, как говорится, только начало. Неудивительно, что весь мировой автопром в лице своих лучших представителей наперегонки устремился в Китай.
Последние несколько лет китайский рынок переживает настоящий бум. Сейчас в стране работает более 100 собственных автомобильных производств, не считая совместных предприятий. Каждая из компаний хочет захватить кусок огромного китайского рынка. Крупнейшие китайские производители – это FAW, Geely, Cheri, BYD, Great Wall. Кроме того, существует огромное количество более мелких местных автокомпаний, и все вместе они представляют огромную силу. На Пекинском автосалоне стало ясно: китайские компании заявляют о претензиях на мировое господство.
«Китай стал наиболее быстро растущим и самым важным автомобильным рынком в мире, несмотря на влияние всемирного финансового кризиса, и сегодня мировые автогиганты рассматривают КНР в качестве источника собственного роста», – заявил на открытии салона его генеральный секретарь Ван Ся.
С велосипеда на автомобиль
История автомобилестроения Китая берет начало в далеком 1953 г., когда при техническом содействии СССР был основан Первый автомобильный завод в провинции Цзилинь, где выпускался ЗИС–150. Производство легковых автомобилей стало развиваться только после начала реформ. Однако до середины 90-х годов ХХ в. всерьез говорить о китайском автопроме не приходилось. Бурный рост этой отрасли начался уже в нынешнем веке. Пятидесятилетие своего автопрома в 2003 г. Китай отметил рекордом – выпустил 4,4 млн автомобилей и вышел на 4-е место среди стран – крупнейших автопроизводителей (после США, Японии и Германии). За прошедшие с тех пор годы уровень производства вырос втрое, Китай, опередив соперников, вышел по этому показателю на первое место в мире, а автомобилестроение из небольшой отрасли машиностроительного комплекса превратилось в базовую отрасль экономики страны.
В 2009 г. в Китае было выпущено 13,8 млн машин, из которых 10,4 млн – легковые, 3,4 млн – грузовые. Более 44% автомобилей производят местные компании, остальные – совместные предприятия. По оценке консультационной компании «Макинси», к 2030 г. автомобильное производство в Китае может увеличиться более чем втрое.
Первое совместное предприятие в КНР было учреждено в 1984 г. Шанхайской автомобильной корпорацией и компанией Volkswagen. К настоящему времени все крупные мировые автопроизводители – General Motors, Ford, Toyota, Daimler Chrysler, Nissan, Renault, Honda, BMW и другие, уже создали одно или более СП на территории КНР. Общий объем иностранных капиталовложений в автомобильную отрасль превысил 20 млрд долл.
Относительно низкие издержки производства в Китае предоставляют иностранным компаниям хорошую возможность для налаживания экспорта автомобилей китайской сборки в Японию, Европу и страны Юго-Восточной Азии.
В настоящее время большинство автомобилей, произведенных в Китае, здесь же и реализуются, экспорт в 2009 г. составил 370 тыс. шт.
В автомобильной отрасли Китая работает около 6,5 тыс. предприятий. В этом секторе производится продукции более чем на 170 млрд долл.
В автомобилестроении трудятся свыше 2 млн человек, а в смежных отраслях – еще 12 млн.
По данным китайской статистики, при среднегодовых темпах прироста ВВП в 9,5% в 1995–2005 гг. производство автомобилей и запчастей ежегодно увеличивалось в среднем на 14%, а легковых автомобилей – на 24%. Общий объем производства автомобильной индустрии в 2010 г. составит 2,5% от ВВП.
Еще более высокими темпами растет экспорт автомобилей. Удельный вес продукции автомобилестроения в общем объеме экспорта вырос с 2,2% в 2005 г. до 2,5% в 2009 г.
Всего в КНР производится более 90 марок автомобилей, из них всего 20 имеют определенную известность в мире.
Уровень автомобилизации в Китае в сравнении с промышленно-развитыми странами пока очень низок – всего 2,4 автомобиля на 100 жителей. Это и обусловливает огромный интерес иностранных производителей к этому рынку: его потенциал огромен. Исходя из опыта развитых стран, специалисты считают, что в динамике спроса на легковые автомобили происходит резкий всплеск, когда ВВП на душу населения достигает 1000 долл. Китай уже вышел на этот уровень. Так что очередной «большой скачок» не за горами.
В 2010 г. количество автомобилей, находящихся в личном пользовании, должно достичь 55 млн шт.
Ждут ли китайцев за стеной?
Мировые автоконцерны находятся в двойственном положении: с одной стороны, они изо всех сил стремятся покорить китайский рынок, с другой – с обеспокоенностью смотрят, как машины Made in China покоряют их собственные рынки. Понятно, что рост экспорта китайских автомобилей затронул интересы производителей в других странах, где стали принимать срочные меры для отпора китайскому вторжению. Печальный опыт такого нашествия (текстиль, игрушки, электроника, калькуляторы и пр.) у европейцев и американцев имеется. Так что не исключено, что в ближайшие годы иностранные конкуренты будут создавать торговые барьеры для китайской автопродукции. Это, безусловно, будут нетарифные меры борьбы – китайские экспортеры столкнутся со сложностями при сертификации своей продукции, поскольку стандарты на внутреннем китайском рынке пока не соответствуют уровню других государств. Процедуры сертификации, принятые во многих странах, увеличат расходы китайских производителей.
Однако можно не сомневаться, что если китайцы поставили себе цель завоевать и этот рынок, они это сделают и со временем преодолеют и международную конкуренцию, и торговые барьеры. Японским и южнокорейским автопроизводителям, отличающимся не меньшей настойчивостью, потребовалось для этого 30 лет.
Чего изволите?
Оценив преимущества и перспективы китайского авторынка, автоконцерны поспешили представить на Пекинском автосалоне не только свои новинки, но и модели, специально выпускаемые для китайских потребителей. Как выяснилось, они предпочитают удлиненные модели. Огромным спросом пользуются также минивэны. В Китае уже производят увеличенные Audi A6, BMW пятой серии, Mercedes E, Volvo S80. На автосалоне концерн Mercedes-Benz представил три мировые премьеры, в том числе специально для китайских покупателей новую, удлиненную, модель E-Class и Maybach нового поколения.
«Китай – это уникальный рынок, требующий того, чтобы модели автомобилей четко подходили к его нуждам, и каждая представленная модель на автосалоне демонстрирует наше стремление адаптироваться и меняться в соответствии с потребностями самой жизненно важной для нас клиентской базы», – эти слова произнес глава китайского отделения Mercedes-Benz Клаус Мейер накануне открытия автошоу.
Столь специфические вкусы потребителей объясняются традициями и культурой китайцев – здесь в почете большие, горизонтально разветвленные семьи. Несмотря на принцип «одна семья – один ребенок», здесь, как правило, живут вместе несколько поколений, и семья из 7–8, а то и больше человек – не редкость. Автопроизводители, приехавшие на Пекинский салон, это учитывают.
Китайский рынок ценен для иностранных покупателей в том числе и потому, что большинство моделей расходятся здесь огромными партиями, даже несмотря на очень высокие цены. По оценке производителей, это объясняется высоким потребительским спросом на автомобили.
Китайские производители представили на салоне 64 новых модели, в том числе впервые – внедорожник от компании BYD. Китайский производитель Geely, инвестировавший в прошлом году 1,8 млрд долл. в приобретение шведского концерна Volvo, представил 11 новых моделей.
Порядка 30 моделей показала компания Chery.
Присутствие России на Пекинском автосалоне ощущалось только в одном виде: автомобиль марки Renault Formula–1 на стенде Renault с большой эмблемой «Лада».
Автосалон проходил под девизом «Для более экологичного завтра», поэтому особое место на нем заняли электромобили. Как говорят очевидцы, они были представлены практически на каждом стенде. Проблема реализации местных производителей не волнует – их закупят по указанию партии и правительства муниципалитеты и таксопарки.
Как так вышло?
Повышение конкурентоспособности автомобильной отрасли Китая на мировом рынке стимулируется правительством за счет содействия созданию совместных предприятий. Государственная политика нацелена на сворачивание отверточных производств, когда на заводах собираются готовые автомобили из импортных деталей.
В соответствии с китайским законодательством автомобиль считается иностранным, если более 49% деталей произведено иностранными компаниями, что облагается высокими налогами. Это стимулирует совместные предприятия к ограничению импорта деталей и узлов, а вместо этого китайские предприятия осваивают производство компонентов по иностранной технологии. Эта ситуация весьма благотворно влияет на развитие китайской автомобильной промышленности. Теперь уже никто не сомневается в качестве материалов, частей и компонентов китайских авто.
Наращивая экспорт, китайскому правительству вместе с тем удается сдерживать импорт готовых автомобилей, доля которого в объеме продаж на внутреннем рынке составляет всего около 5%. Это достигается за счет грамотной таможенно-тарифной политики. На импортные запасные части установлен пониженный таможенный тариф в размере 10–13%, пошлина на готовые автомобили – 25%, а ввоз в страну подержанных автомобилей запрещен полностью. Импортируются главным образом дорогие автомобили премиум-класса.
Высокие темпы роста в автомобильной промышленности и выход китайских производителей на мировой рынок говорит о том, что Китаю удалось создать конкурентоспособную отрасль, привлечь не только иностранный капитал, но и новейшие производственные технологии.
Ирина МУРАВЬЕВА
Китайская компания Geely выиграла мировой тендер на производство лондонских такси. Это новый такси-кэб, который будет поставляться в Лондон к Олимпиаде, он заменит старые такси-кэбы. Это машина, полностью удовлетворяющая требованиям лондонских такси, создана китайскими дизайнерами на полностью китайском предприятии.
Производство автомобилей в Китае (млн шт.)
Годы
|
Производство
|
1992
|
1,0
|
1999
|
1,2
|
2000
|
2,07
|
2001
|
2,33
|
2002
|
3,25
|
2003
|
4,44
|
2004
|
5,07
|
2005
|
5,71
|
2006
|
7,28
|
2007
|
8,88
|
2008
|
9,35
|
2009
|
13,83
|