тел. (495) 223-42-15

ITE: год новых возможностей

Генеральный директор компании ITE, ведущего выставочного организатора в России, Александр ШТАЛЕНКОВ рассказал «БиВ», каким был закончившийся год для его компании, а также  о новых проектах и направлениях работы. 

БиВ: Александр Викторович, не могу не спросить: в какой степени кризис повлиял на работу компании?

– Для компании ITE этот год прошел под знаком использования тех возможностей, которые нам предоставил кризис, для дальнейшего развития. Я считаю, что в целом кризис сыграл определенную положительную роль: ситуация на рынке перестала быть такой стабильной, как прежде, появились новые ниши, новые возможности для развития, он заставил призадуматься. Так что весь прошедший год мы занимали очень активную жизненную позицию и энергично развивали наш бизнес. В общем, год был очень интересным, динамичным. С одной стороны, по разным направлениям бизнес все-таки снижался, были потери, а с другой - мы развивались и продолжали инвестировать.

 БиВ: В 2008 г. вы начали энергичное «наступление» на регионы, купили «Сибирскую Ярмарку», ряд других активов. Теперь, по истечении года, причем очень тяжелого, считаете ли вы это решение правильным, не оказались ли региональные активы дополнительным бременем?

– Абсолютно нет. Приобретение «Сибирской Ярмарки» было совершенно правильным решением. Скажу больше: это было только началом, на этом мы не останавливаемся и будем продолжать развивать региональные проекты. Кстати, в октябре 2009 г., в самый разгар кризиса, у нас с феноменальным успехом прошла выставка «Развитие инфраструктуры Краснодарского края»/IDES, к которой большой интерес проявили администрация города и края, местные предприниматели. Эту выставку мы собираемся расширять и развивать, так что региональный бизнес в кризис был весьма успешен.

БиВ: Вы сказали, что потери все-таки были. В чем это выражалось?

– Мы не потеряли ни одной выставки, а говоря о потерях,  я имел в виду снижение площадей по ряду проектов.

Честно говоря, для нас кризис проявился только минувшей осенью, так как выставочный бизнес с запозданием реагирует на процессы, происходящие в реальной экономике. Кризис протекал так: осенью 2008 г. все продажи остановились. Но у нас большая часть площадей на весенние выставки 2009 г. уже были проданы. То есть, с одной стороны, мы видели колоссальное снижение активности в целом на рынке, с другой - наши собственные весенние выставки прошли без потерь, так как были проданы заранее. Удивительно другое: именно весной, в разгар кризиса, мы начали наблюдать колоссальный всплеск посещаемости выставок, количество посетителей было как никогда высоко – оно выросло на 15–20%.

БиВ: Как вы это объясняете?

– Во время кризиса не только мы ищем варианты развития, но и многие предприниматели пытаются найти пути выхода из трудной ситуации, новые технологии, новые возможности. Всплеск этой активности был очень неожиданным и очень приятным. Это позитивно характеризует наше бизнес-сообщество. Люди не сидели сложа руки, а пытались найти какие-то новые решения. То есть в этом отношении весенние выставки прошли на «ура». Реальное снижение объемов началось осенью 2009 г.: сентябрьские и октябрьские выставки несколько потеряли в площади.

БиВ: Можете ли вы сказать, выставки каких направлений пострадали, а какие удержали позиции?

– Прежде всего это строительная тематика – заметное сокращение площадей произошло на нашей новосибирской выставке «Сибстройэкспо», немного уменьшился в объемах «Мосбилд». Пострадало все, что связано с розничной торговлей – мы прочувствовали это на своей прошлогодней выставке «Весь мир питания»/World Food Moscow, хотя выставка 2010 г. продается очень активно. Автомобильная тематика также оказалась в «лидерах» снижения – «Мотор Шоу» прошлой осенью было по площади меньше обычного.

   Не почувствовали на себе кризиса туристические («Путешествия и туризм»/MITT) и фармацевтические выставки («Фармтех»).

   Очень удачным оказался наш совместный проект с компанией Reed Exhibitions - выставка Aqua-Therm. Первая выставка прошла в начале прошлого года (3–6 февраля), и мы чрезвычайно довольны результатами. Совсем скоро, в феврале, состоится вторая выставка Aqua-Therm, которая совсем не почувствовала на себе «дыхание» кризиса.

   Удачно для нас прошли выставки «Охрана, безопасность и противопожарная защита»/MIPS и «ТрансРоссия». Кстати, хотелось бы отметить, что в кризис растет внимание к выставкам со стороны государственных структур, что, на мой взгляд, очень важно. Мы это ощутили по «ТрансРоссии». Руководители отрасли выбрали выставку в качестве площадки для своей работы – здесь состоялся Российско-финляндский форум по транспорту и логистике, на котором прошли переговоры министра транспорта РФ Игоря Левитина и министра транспорта и связи Финляндской Республики Анну Вехвиляйнен.

БиВ: Какова ваша оценка дальнейшего развития событий?      

– Похоже, что осень 2009 г. была дном кризиса в выставочной сфере, мы достигли низшей точки. Я сужу по активности экспонентов – она несопоставимо выше, чем осенью 2008 г.: продажи на весенние выставки идут очень активно. Причем, уже продаются и осенние выставки. В частности, продажи на «Весь мир питания»/World Food Moscow, которая состоится 14–17 сентября, высоки как никогда – таких энергичных продаж я вообще не припомню. Интерес к выставкам очень высок, нарастает активность клиентов. По моим оценкам, в целом весенние результаты будут еще не очень впечатляющими (из-за упоминавшегося отставания), а вот осенью рынок будет реально на подъеме.

БиВ: Готовите ли вы новые проекты?

– Да, мы готовим несколько новинок. Во-первых, это серьезный совместный проект с Deutsche Messe. Мы решили создать российский аналог знаменитой Ганноверской промышленной ярмарки. Осенью этого года запускаем на ВВЦ Международную промышленную выставку/ITFM.

   Еще одну новинку посетители увидят летом текущего года в «Экспоцентре». Это будет проект, рассчитанный на широкую публику. Таких мероприятий в Москве очень мало. Он будет включать несколько выставок: «Ваш идеальный дом», «Бон Аппети Шоу», Московская летняя ярмарка и фестиваль «BabyTime. Время материнства и детства». Ряд новых проектов мы также готовим в «Крокус Экспо».  

   Если говорить о перспективах, то мы хотим увеличить количество конференций, которые проходят параллельно с нашими выставками, и сделать это самостоятельным направлением бизнеса.

Беседовала Ирина СКИБИНСКАЯ

ITE является ведущим выставочным организатором в России. Компания образована в 1991 г., имеет офисы в 19 странах. Ежегодно ITE проводит более 200 выставок и конференций по всему миру, являясь лидером как по количеству проводимых мероприятий, так и по широте охвата рынков. Компания является членом Всемирной ассоциации выставочной индустрии (UFI), Российского союза выставок и ярмарок, Российско-Британской торговой палаты, Ассоциации европейского бизнеса и др.