Выставочные и конгрессные центры
тел. (495) 223-42-15
В России срок запрета выставок в начале пандемии был втрое короче, чем в Германии и ряде других стран – полгода против полутора лет. Но значит ли это, что мы впереди планеты всей? Отнюдь нет.
Поменялись местами
В отличие от европейских стран, где выставочный бизнес был наглухо заперт в цифровом подземелье с марта 2020 г. по сентябрь 2021 г., в России локаут длился гораздо меньше. Иностранцы удивлялись и завидовали, получая сообщения о многолюдных выставках в Москве, когда сами лишь подсчитывали убытки. Однако время шло, и ситуация стала меняться не в нашу пользу.
Осенью 2021 г. уровень вакцинации в России был вдвое ниже в сравнении с европейскими странами. Последствия в виде новой волны пандемии не заставили себя ждать. Некоторые проекты отнесли к разряду массовых общественных мероприятий, наряду с концертами поп-звезд, и отменили, в частности, крупнейшую в России выставку для любителей интерактивных развлечений «ИгроМир» в МВЦ «Крокус Экспо». Власти российских регионов стали массово усиливать ограничения на фоне распространения инфекции, прежде всего, вводить систему QR-кодов, а порой и вовсе отменять мероприятия.
Интересный факт: открытие международной выставки «Химия 2021» в «Экспоцентре» перенесли со вторника на понедельник, а срок работы сократили на день – и все только для того, чтобы вписаться в свалившиеся как снег на голову «ковидные каникулы» в начале ноября. Можно представить, скольких сил и нервов это стоило организаторам и экспонентам.
Тем временем в ведущих европейских странах уровень вакцинированного населения приблизился к отметке 60–70%, реальная угроза коллапса стала уходить в тень. Жизнь понемногу входила в привычное русло, пусть и с обязательными масками, QR-кодами и сезонными скачками заболеваемости. Первая за полтора года международная выставка упаковочной индустрии Fachpack 2021 прошла в Нюрнберге на редкость успешно: 788 экспонентов из 33 стран и около 24 тыс. посетителей-специалистов. При этом 41% экспонентов и свыше трети гостей приехали из-за пределов Германии.
Иностранцы вернулись
Первым следствием улучшения ситуации за рубежом стало возвращение иностранных экспонентов в Россию. Разумеется, коснулось это далеко не всех мероприятий, а лишь тех, присутствие на которых западных производителей было и остается для них жизненно важным. Характерный пример – «Агропродмаш 2021» в «Экспоцентре», где гостей встречали обширные национальные экспозиции Италии и Германии с участием, соответственно, 21 и 55 предприятий. Всего же на выставку приехали 260 иностранных экспонентов с оборудованием для пищевой и перерабатывающей промышленности.
В то же время до аналогичной по масштабам и значению для своей отрасли выставки «Мир Детства» на Красной Пресне добралось лишь 16 зарубежных компаний, а на Московской международной выставке оружия и товаров для охоты ORЁLEXPO-2021 в Гостином дворе западные производители были представлены лишь дилерами и партнерами, правда необычайно широко и интересно.
В целом, к октябрю некоторые выставки в Москве приняли вполне традиционный докризисный вид – с потоками посетителей и обширными российскими и зарубежными экспозициями, что не могло не радовать, но один вопрос все же не оставлял в покое – надолго ли?
Каждому хочется верить, что грозовые тучи рассеются и засияет солнце. В контексте выставочного рынка это означает ожидание всплеска активности экспонентов за счет отложенного спроса.
Насколько это реально? За рубежом устроители ведущих мировых выставок в новом году имеют все основания ждать скачка отложенного спроса: крупнейшие производители в самых разных сферах бизнеса, пропустив полтора-два года, уже осенью демонстрировали стойкое желание вернуться в выставочные залы и наверстать упущенное, причем как можно скорее.
В России подобное явл ение в той или иной мере наблюдалось весной прошлого года, причем неравномерно и далеко не везде. Все, кто хотел выставиться в период локдауна 2020 г., в следующем году могли это делать легко и многократно. Ждать еще какого-то всплеска активности просто нет оснований – он станет возможен лишь в условиях реального роста российской экономики, лишь тогда выставки, как им и положено, станут и зеркалом, и одним из двигателей этого роста.
Диагноз: вялотекущий…
Последний год показал: надежды на быстрый рост и восстановление российских выставок до уровня 2019 г. не оправдались. Выставочный процесс идет в вялотекущем режиме: целенаправленно, последовательно, но очень медленно. Показатели всех выставок 2021 г., и весенних, и осенних, значительно уступают докризисным значениям – в два, три, а то и в пять раз.
Судя по всему, главная причина в сохраняющейся неопределенности в экономике, общей нестабильности, невозможности стратегического планирования на несколько лет вперед. В такой обстановке вкладываться в участие в отраслевой выставке проблематично, если, конечно, речь идет не о ярмарке-распродаже с самой простой арифметической задачей «отбить» затраты на аренду площади за счет розничной торговли.
Осенью на одной из отраслевых выставок в Москве довелось наблюдать следующую картину. К стенду подошел представитель крупной зарубежной выставки схожей тематики и передал дежурившему менеджеру приглашение. Тот нехотя взял листок и саркастически спросил: опять нас на цифровое шоу разводите, не надоело? И лишь после прояснения ситуации (речь шла о всемирно известном проекте традиционного формата), заинтересовался, разговор пошел живо и конкретно.
Два года назад, после всеобщего форс-мажора в марте 2020 г., появилось так много разного рода интернет-трансляций, конференций, вебинаров и телемостов, что по-настоящему качественные онлайн-мероприятия, нужные бизнесу, в этом море просто шли ко дну – их плохо воспринимала целевая аудитория, проекты с трудом развивались и, в итоге, не решали тех задач, ради которых создавались.
Практика показала: внедрение цифровых форм работы в выставочной индустрии оправданно и дает значимый эффект лишь тогда, когда они расширяют возможности живой выставки, создают новое качество за счет баланса традиционных и онлайн-технологий.
Для крупных торгово-промышленных выставок «цифра» была и остается лишь инструментом развития – хорошим, полезным, но инструментом.
Александр БЕЛЯНОВСКИЙ
С сентября 2021 г. правительство Баварии сняло все ограничения на проведение традиционных выставок помимо масочного режима и требования предъявлять при входе в здания QR-код о вакцинации или свежую справку о негативном ПЦР-тесте. Поскольку весь контроль оказался сведен к автоматическому сканированию, подобные меры практически никак не повлияли на заполнение залов и активность работы на стендах.
Ждать всплеска активности на выставочном рынке нет оснований – он станет возможен лишь в условиях реального роста российской экономики
Показатели всех выставок 2021 г., и весенних, и осенних, значительно уступают докризисным значениям. Последний год показал: надежды на быстрый рост и восстановление российских выставок до уровня 2019 г. не оправдались