тел. (495) 223-42-15

Великобритания: противоречивый подъем

В 2020 г. Британия пережила самое значительное в истории падение годового ВВП. Вместе с тем последующее восстановление экономики происходило более быстрыми темпами, чем в других развитых странах. Росту деловой активности помогли широкомасштабная вакцинация населения и постепенное снятие ограничений на бизнес. Ожидается, что уже в начале 2022 г. ВВП вернется к допандемическому уровню.

Восстановление экономической активности

В Британии 2020 г. был самым тяжелым с экономической точки зрения. Однако восстановление происходило быстрее, чем в других странах. В августе 2021 г. ВВП был всего на 0,8% ниже уровня февраля 2020 г.

Благодаря беспрецедентным мерам финансовой поддержки на рынке труда правительству удалось обратить вспять тенденцию роста числа безработных. За счет средств государственного бюджета компании получили возможность выплачивать своим сотрудникам, отправленным в вынужденные отпуска, до 80% от прежнего размера их заработной платы. Так, в рамках Схемы сохранения вакансий поддержку получили 11,6 млн человек на общую сумму 68,5 млрд ф. ст. Дополнительно в рамках Схемы поддержки дохода от самозанятости было предоставлено 9,9 млн грантов на 27 млрд ф. ст.

В отличие от глобального финансового кризиса 2007–2009 гг., массовые увольнения и перевод на удаленную работу не отразились на показателях производительности труда, уровень которой, напротив, имел тенденцию к некоторому повышению. Ограничение притока низкооплачиваемых работников из других стран ЕС привело к появлению многочисленных незаполненных вакансий в сферах ресторанного, гостиничного, строительного бизнеса и розничной торговли, что вызвало там резкое повышение заработной платы. Этот фактор наряду со значительными субсидиарными выплатами из бюджета и отменой гербового сбора привели к росту потребительских цен и росту цен на рынке недвижимости. В октябре уровень инфляции повысился до 3,8%, что на 1,8% превысило целевой ориентир Банка Англии.

Осенью 2021 г. Соединенное Королевство оказалось в эпицентре энергетического кризиса, вызванного истощением запасов природного газа в Европе и политически мотивированной задержкой запуска газопровода «Северный Поток – 2». Пятикратное повышение цен на газ привело к резкому повышению стоимости электроэнергии и многочисленным банкротствам британских энергетических компаний. Под угрозой приостановки работы оказались также британские предприятия, производящие сталь, бумагу, керамику, цемент, химикаты, сельскохозяйственную продукцию.  

Для поддержки занятости и недопущения энергетической проблемы в будущем особое внимание правительства сфокусировано на создании рабочих мест для молодежи и развитии «зеленой экономики». Приоритетами инвестиционной политики являются финансирование инфраструктурных проектов, в том числе в области ветряной, водородной и атомной энергетики, среднего профессионального и технического образования, инновационной экономики. Предполагаются масштабные инвестиции в развитие городского общественного транспорта, строительство высокоскоростных железных дорог и заправочных станций для электромобилей. Ставится задача превращения Великобритании в «научную сверхдержаву» к 2030 г. с помощью дальнейшего увеличения государственных расходов на финансирование НИОКР.

К середине 2021 г. Британия переподписала торговые соглашения, утратившие силу после выхода страны из ЕС, с 68 странами. Несмотря на то, что ЕС продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером, его доля в британском торговом балансе постепенно сокращается. Вторым по значимости торговым партнером являются США, с которыми, в отличие от ЕС, у Великобритании традиционно поддерживается положительное сальдо торговли товарами. В развитии концепции «Глобальная Британия» кабинет Бориса Джонсона возлагает большие надежды на оживление взаимных торговых и инвестиционных отношений со странами Индо-Тихоокеанского региона. 

Глобальные амбиции

В 2021 г. Великобритания председательствовала на двух ключевых международных саммитах – Большой семерки (G7) в июне в Корнуолле, и 26-й конференции ООН по изменению климата в ноябре в Глазго.

На протяжении более трех десятилетий правила игры в мировой экономике определялись в соответствии с Вашингтонским консенсусом – комплексом мер в сферах фискальной, налоговой и торговой политики под эгидой МВФ и Всемирного банка, включающих минимизацию роли государства, дерегулирование, приватизацию и либерализацию глобальных рынков.

На саммите G7 в Корнуолле были приняты обязательства, призванные изменить эти императивы путем возрождения экономической роли государства, укрепления международной солидарности и реформирования глобального управления в интересах всеобщего блага. По мнению профессора Лондонской школы бизнеса Марианы Маццукато, речь идет о зарождении новой экономической доктрины – Корнуоллского консенсуса.

По взаимному согласию высоких сторон-участников саммита, отныне одним из условий получения грантов и инвестиций от государства и многосторонних межправительственных организаций должна стать быстрая декарбонизация экономики. Правительствам рекомендовано перейти от политики вмешательства в деятельность рынка по факту нанесения экономического ущерба к заблаговременному предупреждению рисков и потрясений в экономике путем активного формирования рынков в соответствии с требованиями зеленой экономики.

В данной связи акцент делается на решении трех задач по восстановлению экономики после пандемии. Во-первых, целевом финансировании здравоохранения и обеспечении одинакового доступа к вакцинам во всем мире, что требует нового подхода к управлению правами интеллектуальной собственности. Во-вторых, увеличении государственных инвестиций в восстановление экономики после пандемии до 2% ВВП в год. В-третьих, создании многостороннего междисциплинарного учреждения государственно-частного партнерства как катализатора финансирования амбициозных проектов, направленных на декарбонизацию экономики.

В свою очередь, климатический саммит в Глазго не оправдал возлагаемых на него ожиданий. Амбициозные предложения по сокращению использования углеводородов не получили поддержки от глав наиболее динамичных и значимых развивающихся экономик – Китая, Индии и Бразилии. Мировые лидеры пока не достигли согласия в плане прекращения субсидирования добычи ископаемого топлива. Вместе с тем наметился прогресс в развитии отрасли климатических финансов. По сообщению журнала The Economist, финансовые институты с активами около 9 трлн долл. пообещали исключить из своих инвестиционных портфелей финансирование вырубки лесов. Наиболее значимым в данной связи стало заявление созданного в марте Финансового альянса Глазго по нулевым выбросам (GFANZ) о кредитовании и инвестировании к 2050 г. только углеродно-нейтральных проектов. Альянс возглавляет бывший управляющий Банка Англии Марк Карни, а его членами являются банки, страховые и управляющие компании, под контролем которых находятся активы совокупным размером около 130 трлн долл.

Брекзит и финансовый сектор

С 1 января 2021 г. в Великобритании начался новый этап развития – вне единого европейского пространства. Финансовый сектор был исключен из подписанного между Великобританией и ЕС соглашения о торговле и сотрудничестве. В настоящее время Британия без особого успеха добивается согласия ЕС на обеспечение взаимного доступа на рынки финансовых услуг с учетом принципа «эквивалентности», который применяется европейским торговым блоком в отношении третьих стран.

В то время как Лондон предоставил ЕС эквивалентность в 17 областях, Брюссель пока ответил взаимностью только в двух – по клирингу производных финансовых инструментов и расчетам по сделкам с ирландскими ценными бумагами. По данным аналитического форума New Financial, более 440 фирм банковской и финансовой отрасли Великобритании переместили часть своего бизнеса, персонала или создали новые организации в ЕС. Общий размер банковских активов и активов страховых компаний, перемещенных из Великобритании в ЕС, оценивается в сумму более 1 трлн ф. ст.

При этом в Дублин перемещаются преимущественно фирмы по управлению активами, во Франкфурт – банки, а в Амстердам – торговые платформы, биржи или брокерские фирмы. По экспертным оценкам, в долгосрочной перспективе «победителем» с точки зрения перемещенных британских финансовых активов станет Франкфурт, а с точки зрения рабочихмест – Париж. В свою очередь многие небольшие фирмы ЕС, использующие текущий режим временных разрешений для доступа на рынок Великобритании, открывают или планируют открыть там свои новые офисы.

Следствием перемещения бизнеса, активов и юридических лиц может стать постепенное ослабление европейского и мирового влияния Великобритании в банковской и финансовой сферах. Это также может привести к значительному сокращению положительного сальдо торгового баланса Великобритании в сфере финансовых услуг с ЕС. Вместе с тем, широко обсуждаемые в СМИ риски нанесения Брекзитом непоправимого ущерба британской финансовой индустрии представляются явно завышенными. Дело в том, что на Великобританию приходится более 80% активности ЕС в торговле иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, и независимо от выхода страны из ЕС подавляющее большинство этих сделок будет по-прежнему проводиться в Лондоне. Помимо этого, Великобритания обладает исключительными знаниями и опытом в таких секторах, как трейдинг и финансовые технологии, а также многолетним статусом открытого международного финансового центра, что дает основания предполагать, что в будущем страна продолжит осваивать новые рынки в партнерстве с другими странами, чтобы способствовать формированию глобальных стандартов финансовой деятельности.

Алексей КУЗНЕЦОВ

д.э.н., профессор департамента мировых финансов, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных финансов Финансовогоуниверситета при Правительстве РФ

Динамика основных макроэкономических показателей

Показатель\годы

2017

2018

2019

2020

2021*

2022*

Темпы прироста ВВП, %

1,7

1,3

1,4

-9,9

6,8

5,0

Уровень безработицы, %

4,4

4,1

3,8

4,5

5,0

5,0

Инфляция, %**

3,0

2,3

1,4

0,5

3,5

2,0

Платежный баланс по текущим операциям, % к ВВП

-3,8

-3,7

-3,1

-3,7

-3,4

-3,4

Дефицит государственного бюджета, % к ВВП

-2,4

-2,2

-2,3

-12,5

-11,9

-5,6

Чистый государственный долг, % к ВВП

76,8

76,0

75,3

91,8

97,2

95,2

*Прогноз.

**Индекс потребительских цен.

Источник: IMF, October 2021.

Пандемия привела к значительному ухудшению состояния государственных финансов – дефицит бюджета достиг рекордного за послевоенный период уровня

Благодаря беспрецедентным мерам финансовой поддержки на рынке труда правительству удалось обратить вспять тенденцию роста безработицы

Ставится задача превращения Великобритании в «научную сверхдержаву» к 2030 г. с помощью увеличения госрасходов на финансирование НИОКР

С 1 января 2021 г. в Великобритании начался новый этап развития – вне единого европейского пространства

После рекордного экономического спада в 2020 г. МВФ прогнозирует значительный рост британского ВВП в 2021 и 2022 гг. на уровне 6,8% и 5,0% соответственно. Подобный оптимизм основан на фактическом восстановлении динамики потребительских расходов, в первую очередь в сфере услуг.

Зарождение новой экономической доктрины – Корнуоллского консенсуса взамен Вашингтонского – предполагает возрождение экономической роли государства, укрепление международной солидарности и реформирование глобального управления в интересах всеобщего блага. Правительствам рекомендовано перейти от политики вмешательства в деятельность рынка по факту нанесения экономического ущерба к заблаговременному предупреждению рисков и потрясений в экономике.

Более 440 фирм банковской и финансовой отрасли Великобритании переместили часть своего бизнеса, персонала или создали новые организации в ЕС. Общий размер активов, перемещенных из Великобритании в ЕС, оценивается в сумму более 1 трлн ф. ст. При этом в Дублин перемещаются преимущественно фирмы по управлению активами, во Франкфурт – банки, а в Амстердам – торговые платформы, биржи или брокерские фирмы. По экспертным оценкам, в долгосрочной перспективе «победителем» с точки зрения перемещенных британских финансовых активов станет Франкфурт, а с точки зрения рабочих мест – Париж.