тел. (495) 223-42-15

Страсть к перемене мест

Несмотря на явное сужение туристического рынка как в России, так и за рубежом, международная выставка «Интурмаркет», как обычно, соберет под одной крышей туроператоров и их клиентов. Уже пятая по счету экспозиция, «Интурмаркет–2010», состоится с 13 по 16 марта в МВЦ «Крокус Экспо». Свое участие подтвердили основные игроки различных сегментов туристического рынка.

Как бы ни разивалась экономическая ситуация в стране и мире, организаторы выставки – компании «Экспотур» и «Евроэкспо» делают ставку на то, что путешествия, деловые и частные поездки останутся неотъемлемой частью жизни современного человека.

На выставке, как и в прежние годы, будут широко представлены как сегмент внутреннего туризма, так и выездного. Среди представителей первого – компании Delfin, Raena, «Академсервис», Национальный проект «Время отдыхать в России», который объединяет ведущих туроператоров по внутреннему туризму.

Сфера выездного туризма – наиболее динамичная область туристического бизнеса. На выставке свои продукты представят группа компаний «Путешествуй», «Ланта-тур вояж», «Нева», «КМП – групп», «Дом Павлова», «Зевс Трэвел», De Visu, Valtex Travel, Versa, TEZ Tour, Coral Travel и многие другие. На  «Интурмаркете–2010» будет представлен весь туристский потенциал регионов России.

«Интурмаркет» по праву считается главной туристической выставкой России. Она официально поддержана Федеральным агентством по туризму РФ, а также другими федеральными службами и профессиональными организациями, способствующими развитию туристической индустрии в России.  

Выставка ориентирована на работу только с профессиональной аудиторией. Здесь реализуется уникальная для российских выставок программа деловых встреч «HostedBuyersПрофессиональный покупатель». На «Интурмаркете–2010» предусмотрена активная деловая программа. Так, 15 марта состоится II Практическая конференция Ассоциации туроператоров России на тему «Обеспечение безопасности отдыха детей в России и за рубежом». Во все дни работы выставки можно будет получить индивидуальные консультации бухгалтеров и юристов.

Подсчитали – удивились

Как известно, туристический бизнес переживает не лучшие времена. Тем не менее, хотя многие турпотоки сократились, самые мрачные прогнозы не оправдались. Внутренний туризм набирает обороты и готовится к «большому скачку», который может произойти в 2012 г. Выездной туризм также остается на плаву. Некоторая оторопь, в которую впало население после того, как ему объявили, что оно находится в состоянии кризиса, прошла, и свойственная человеку страсть к перемене мест все-таки взяла верх.

О состоянии внутреннего туризма в 2009 г. рассказал руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин.

По его данным, лидером по числу туристских прибытий остается Южный федеральный округ (16,2 млн человек в 2009 г., увеличение на 6,5%), в том числе Краснодарский край (13,1 млн чел., рост на 2,5%). В прошлом году заметно выросло число отдыхающих в Сочи, Анапе, Геленджике. Увеличение потока туристов в другие регионы произошло за счет развития событийного туризма: фестивалей, выставок, форумов и т. д. Активно развивается туризм на Алтае, что связано с разработкой особых экономических зон (увеличение на 37,3%).

С начала 2009 г. наблюдался всплеск автотуризма в России. Сейчас его доля составляет около 5%, а в Краснодарском крае – до 30% общих туристических поездок. Отмечен рост числа горнолыжников, отдыхающих в России. Так, в Республике Дагестан поток туристов в зимний период вырос в 2 раза.

В 2009 г. были введены в эксплуатацию 2-я очередь канатной дороги на г. Эльбрус в Кабардино-Балкарии; туристско-рекреационный комплекс «Абалак» в Тюменской области; 13 малых гостиниц в Домбае. В Карачаево-Черкесии начато строительство всесезонного горноклиматического курорта «Архыз», который будет состоять из трех поселков: Три ущелья, Дукка и Романтик. Общая протяженность горнолыжных трасс курорта составит около 270 км.

В 2010 г., сообщил глава Ростуризма, планируется ввод в эксплуатацию 471 туристского объекта, из них 439 – гостиницы на 26,3 тыс. койко-мест.

В целом, по предварительным данным Ростуризма, россияне совершили в прошлом году более 32 млн поездок по своей стране.

Что касается выездного туризма, то, по оценке Российского союза туриндустрии, он упал примерно на 20%. Туристический бизнес – это не только количество поездок, но и доходы от них. С учетом того, что произошло смещение предпочтений населения к более близким поездкам, финансовые потери туроператоров оказались очень велики. С рынка ушло около 20% работавших там компаний, от 20 до 25% сотрудников потеряли работу.

В результате кризиса рынок продавца превратился в рынок покупателей. Туристическому бизнесу приходится перестраиваться, но в российских условиях сделать это не так-то просто.

Вместе с тем профессионалы рынка не могут не отметить позитивные сигналы. У россиян осталась мотивация к отдыху. Возможно, многие из них стараются снизить свои расходы, выбирая более дешевые направления (как и прежде, хорошо продаются туры в Египет, Таиланд благодаря их ценовой политике, на 60% вырос поток туристов в Израиль после отмены виз). Кто-то из пятизвездной гостиницы готов перейти в трехзвездную, отдыхать не 14, а 10 дней, не делить отпуск на два заезда, а отдохнуть один раз. Как показывают опросы, в периоды экономической нестабильности  примерно 50% населения готовы экономить на отдыхе. Это цифры в среднем по миру. В России 52% опрошенных заявили, что готовы экономить, но не готовы отказаться от отдыха. Это значит, что и туристические выставки будут востребованы и впредь.

Ирина МУРАВЬЕВА