тел. (495) 223-42-15

Держим удар

В этом году первые выставки в России проходили в то время, когда в Европе все было наглухо закрыто. Крупнейшие мировые смотры «загнали» в интернет, где они пытались удержаться на плаву с помощью виртуальных «кругов спасения» в виде онлайн-мероприятий. В РФ, словно на другой планете, свои двери одна за другой открывали десятки привычных выставок.

Пациент скорее жив…

Что можно сказать о выставках первого полугодия? Обратимся к московскому опыту, ибо он самый наглядный, ведь до сих пор на столицу приходится около 80% оборота всего выставочного бизнеса России  — в этом отношении за последние 30 лет мало что изменилось.

Можно выделить несколько четких тенденций.

Первая — сокращение масштабов. Большая часть мероприятий была в два-три раза меньше по занимаемой площади и количеству экспонентов в сравнении с теми же событиями 2019 г. Таковы, к примеру, «Скрепка Экспо» в «Крокус Экспо», «Интерлакокраска» в «Экспоцентре» и Beviale Moscow на площадке Main Stage (заводской цех после ремонта в промышленной зоне Москвы). В то же время выставка «Охота и рыболовство на Руси», переехавшая с ВДНХ на Красную Пресню, прошла почти на той же площади, что и раньше, правда количество экспонентов упало почти в три раза, примерно с 900 до 322.

Меньше всего потеряла крупнейшая продовольственная выставка страны «Продэкспо», которую предусмотрительно перенесли с февраля на апрель, — она заняла практически весь «Экспоцентр», не считая зала «Форум» и нескольких временных павильонов.

Разумеется, самый серьезный вклад в развитие негативных тенденций внесло резкое снижение количества иностранных экспонентов. Исключением стали разве что турецкие компании. Европейские и американские фирмы представляли дилеры, дистрибьюторы и российские представительства. Редчайшие энтузиасты смогли добраться в Москву из закрытых на карантин стран.

Вторая тенденция  — наплыв посетителей, переполненные залы. Очевидно, что профессионалы соскучилось по «живым» выставкам и сразу пришли в выставочные залы, как только это стало возможным. Побывав на десяти выставках, автор не нашел никаких различий в заполнении павильонов и уровне напряженности работы на стендах в сравнении с тем, что происходило два года назад. Практически везде — переговоры, встречи, дискуссии, презентации, очереди на стендах.

В этом отношении рекордсменом можно считать главную отечественную выставку стройиндустрии Mosbuild 2021 — в дни ее проведения потоки посетителей в «Крокус Экспо» были не просто полноводными, а, продолжая сравнение с рекой, стремительными, бурными, с водоворотами, выходящими из берегов. Очереди наблюдались буквально везде: в гардеробах, на входах в залы, в кассах метро. Внешний вид экспозиции местами ничем не отличался от панорамы ведущих мировых смотров в Германии, особенно в разделе оконных конструкций: открытые сквозные пространства, масштабная эксклюзивная застройка, зоны презентаций и приемов. В шести залах второго и третьего павильонов расположились 726 экспонентов, что примерно на 35% меньше в сравнении с предыдущим смотром 2019 г. Что касается санитарных требований, то их соблюдение было просто физически невозможно, несмотря на то что в залы не пускали даже при отсутствии одноразовых перчаток (которые снимали сразу после входа).

Третья особенность — деловая программа. Устроители всеми силами старались предложить насыщенную программу семинаров и конференций, отражающую последние изменения в отрасли и основные проблемы развития бизнеса в период пандемии. Не отставали и экспоненты, свой первый «выход в свет» многие из них использовали по максимуму, предлагая не только презентации и кофе-брейки, но и многодневную программу собственных деловых мероприятий в режиме нон-стоп.

Еще одна заметная тенденция  — максимальное сближение реальной выставки с двойником в интернете. Касалось это буквально всех сторон мероприятий  — экспозиций, конференций, конкурсов и даже церемоний открытия. Так, официальное открытие Beviale Moscow 2021 представляло собой насыщенный коктейль из выступлений российских чиновников, лично приехавших на площадку, и онлайн-трансляций приветствий немецких и французских партнеров на огромном экране.

Единственное, что неприятно удивляло — разница качества изображений. Выступления, присланные из Нюрнберга и Мюнхена, представляли собой качественные видеоролики — хоть завтра на телевидение. Другие выступающие обращались через скайп, в результате чего на экране возникали огромные расплывчатые красные лица, и выглядело это жутковато.

Последнее, о чем нужно сказать: почти полное игнорирование ограничений, связанных с пандемией COVID, и самый минимальный санитарный сервис. Где-то имелись дезинфицирующие автоматы при полном отсутствии медицинских масок и перчаток (ни платных, ни бесплатных). В других местах имелись маски, но не было средств дезинфекции. Большая часть участников и посетителей не носили масок, при этом о соблюдении необходимых расстояний между людьми даже говорить не приходится. Активно работали кафе и рестораны. В общем, о пандемии забыли. Неудивительно, что в некоторых репликах иногородних гостей звучали панические ноты: московские выставки они называли рассадником инфекции, призывая коллег немедленно проверяться по возвращении домой. Впрочем, о до - кументальном подтверждении этих страхов пока ничего не известно.

Маленькие хитрости

В целом, нет никаких сомнений, что большая часть «живых» мероприятий прошла успешно, вселив определенную уверенность в организаторов и участников.

В сложившихся условиях организаторы всеми силами стремились сохранить имидж своих мероприятий, но решали эту задачу по-разному. Так, устроители выставки «Скрепка Экспо» провели масштабную и весьма затратную очную отраслевую конференцию «Главный канцелярский вопрос», традиционно считающуюся основным событием года в канцелярской индустрии России. В сложнейшей финансовой ситуации они пошли на дополнительные расходы ради будущего проекта.

Организаторы другого события в «Крокус Экспо» — Household Expo/ Stylish Home. Gifts / Christmas Box / Podarki Весна 2021 использовали иной подход: формально выставка размещалась в трех залах, как и в прошлые годы, но использовалась лишь часть имеющихся пространств. При желании экспозицию можно было бы разместить и в двух залах, но это, разумеется, стало бы плохим знаком для партнеров. Подобный метод применяли и другие устроители.

И еще одно интересное наблюдение. Этой весной на стендах было крайне мало традиционных подарков — пакетов, авторучек, магнитов и пр. Зато появился новый вид сувенира — черные защитные маски из неопрена с логотипами компаний. Решение креативное: в наши дни медицинские маски куда важней авторучек, к тому же трудно придумать лучшее место для размещения рекламы, чем лицо собеседника.

Что в итоге? Начало выставочного сезона 2021 г. наглядно показало: пандемия лишь обострила желание профессионалов вернуться в выставочные залы, интерес к традиционным выставкам огромный, в этом залог восстановления и развития отрасли в самом ближайшем будущем.

Александр БЕЛЯНОВСКИЙ

На выставках первой половины года наблюдалось почти полное игнорирование ограничений, связанных с третьей волной COVID, и самый минимальный санитарный сервис. Большая часть участников и посетителей не носили масок, при этом о соблюдении необходимых расстояний между людьми даже говорить не приходится. Активно работали кафе и рестораны. О пандемии забыли. Неудивительно, что некоторые иногородние гости назвали московские выставки рассадником инфекции.