тел. (495) 223-42-15

Выставочный рынок: время собирать камни

Год назад, в разгар пандемии, никто не мог дать прогноз развития международной выставочной индустрии, оставалось лишь подсчитывать убытки. Прошло время. Сегодня перспективы перезапуска отрасли выглядят вполне конкретными.

Согласно пресс-релизу Всемирной Ассоциации выставочной индустрии UFI, доходы мировой выставочной индустрии в 2020  г. упали на 68% в сравнении с предыдущим годом. Прямой ущерб экспонентам и посетителям вследствие отсутствия деловых соглашений, заключенных по итогам работы на выставках, оценивается в 370 млрд долл.

Выставки, как известно, оказывают экономическое влияние не только на компании, прямо связанные с их проведением, но и на отдельные отрасли экономики и развитие региональной инфраструктуры (гостиницы, рестораны, транспорт, торговля и пр.). Принимая во внимание этот факт, эксперты UFI подсчитали, что общий косвенный ущерб экономике вследствие отмены выставок за год составил не менее 224 млрд долл., что соответствует потере 2,4 млн рабочих мест.

В начале года исполнительная дирекция UFI опубликовала очередное исследование UFI Global Exhibition Barometer. В опросе приняли участие представители 457 компаний из 64 стран. Понятно, что основное внимание было уделено влиянию пандемии на глобальную выставочную индустрию в период с июля 2020 г. и прогнозам на 2021 г.

Прежде всего, респондентам предлагалось оценить уровень деловой активности своих компаний как «нормальный», «сниженный» или «без активности», а также дать прогноз, когда в их городе полностью восстановится выставочная деятельность, и какие факторы они считают ключевыми для ускорения этого процесса. Оказалось, что в целом по миру с апреля по август 2020  г. более половины выставочных компаний вообще не работали; с сентября большинство фирм стали возвращаться к своей деятельности, но в крайне ограниченном масштабе; в январе 2021 г. доля компаний, ожидающих «нормального» уровня активности, составляла 10%, а через полгода, в июле,  — 37%, при этом большая часть экспертов предполагала, что местные и национальные выставки откроют двери не позднее конца июня, а международные — во второй половине года.

По традиции исследование предлагало выделить три наиболее важных проблемы бизнеса из небольшого списка.

Важнейшим фактором, разумеется, стало «Влияние пандемии COVID-19 на бизнес» (29% ответов), далее идут «Состояние экономики на внутреннем рынке» (19%), «Развитие мировой экономики» (16%) и «Влияние цифровых технологий» (11%). Стоит отметить, что последний фактор выше оценивается в Северной Америке (15%) и Европе (14%), чем в других регионах мира. Значительно меньшую роль играют «Конкуренция с другими средствами маркетинга» (7%), «Внутренние проблемы компании» (7%) и «Вопросы, связанные с государственным регулированием и деятельностью иных заинтересованных сторон» (5%). На последнем месте, что отрадно, «Конкуренция внутри отрасли» (4%).

В целом, ожидания, отраженные в отчете UFI, оказались более оптимистичными, чем реальность. Третья волна пандемии внесла свой вклад в осложнение ситуации.

В России, согласно данным исследования Выставочного научно-исследовательского центра ВНИЦ R&C с участием 245 компаний, об убытках в размере свыше 50% от предполагаемого годового оборота компании в 2020 г. заявили 68% опрошенных, потери свыше 70% от оборота характерны для 38% компаний.

Терпим убытки и теряем людей

В рамках исследования UFI также оценивались показатели валового обо[1]рота и прибыли компаний в прошлом году и соответствующие прогнозы на нынешний год. Оборот и прибыль в 2020–2021 гг. определялись как доля от соответствующих показателей 2019 г. (в про[1]центах). Оказалось, что в среднем по миру оборот в 2020 г. составил лишь 28%. В то же время ожидания экспертов более позитивны: в первой полови[1]не 2021 г. выручка планировалась на уровне 34%, а за весь год — 58%. Более детальные результаты показывают, что падение выручки в 2020 г. было самым большим в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Африке (соответственно, 23% и 24%). Немногим выше показатели Азиатско-Тихоокеанского региона (27%). Лучше всего ситуация в Европе (32%) и Северной Америке (36%).

Что касается прибыли, то убытки понесли 52% компаний, причем 30% предприятий — в размере более 50%. Оценка перспектив прибыли в 2021 г. колеблется в интервалах от 32 до 37% для первого полугодия и от 55 до 60% для всего года.

Ситуация с увольнением сотрудников, по информации UFI, носит характер бедствия: 54% компаний во всем мире были вынуждены сократить персонал, половина из них — более чем на 25%. Сильней всего этот процесс затронул Ближний Восток и Африку (73%), чуть меньше — Северную Америку (61%), Латинскую Америку (56%), Европу (52%) и Азиатско-Тихоокеанский регион (49%).

В России, по данным ВНИЦ R&C, масштабные увольнения также коснулись большинства компаний (64%), при этом самые значительные сокращения (свыше 40% сотрудников) затронули 23% предприятий. Полностью сохранить свою команду смогли 36% работодателей.

Впрочем, на этом проблемы не заканчиваются: 79% руководителей снизили заработную плату сотрудникам (31% — более чем на 36%). Уровень оплаты труда на уровне 2019 г. сохранили лишь 18% респондентов. В том же ряду стоит такая мера, как предоставление отпуска без сохранения заработной платы — так поступали в 32% случаев.

Важнейшая часть исследования UFI — оценка влияния кризиса на меры финансовой поддержки выставочной отрасли со стороны государства. В целом, во всех странах 44% компаний получили ту или иную выгоду от государственной поддержки, причем для большинства уровень такого финансирования составил менее 10% в сравнении с общими расходами предприятия в 2019 г. Лучше всего власти показали себя в Европе (54% предприятий воспользовались помощью) и Азиатско-Тихоокеанском регионе (53%). Значительно хуже обстоят дела в Латинской и Северной Америке (35% и 31% соответственно) и совсем плохо — на Ближнем Востоке и в Африке (13%).

В России опыт использования различных мер федеральной поддержки имеют порядка 73% компаний. При этом конкретными программами помощи бизнесу воспользовались на региональном уровне  — 21%, на федеральном  — 32% респондентов. Наибольшим спросом пользовались льготы по страховым взносам, субсидированные кредиты на выплату зарплат сотрудникам с последующим погашением за счет бюджета, налоговые каникулы и льготное кредитование.

Впрочем, на практике российские предприниматели оценивают меры господдержки как совершенно недостаточные  — 70% респондентов не смогли полностью получить помощь, включая анонсированные Правительством России льготные кредиты, поскольку не соответствовали установленным критериям. В 19% случаев непреодолимым барьером стал сложный и непрозрачный механизм оформления определенных видов поддержки.

Выходим из кризиса

Массовая вакцинация в Европе, США и других странах, как и ожидалось, снизила уровень распространения новой инфекции до показателей, приемлемых с точки зрения возобновления общественных мероприятий. Региональные и национальные власти в разных странах постепенно открывают рынки, давая «зеленый свет» выставкам.

Вернемся к исследованию UFI. Отвечая на вопрос, какой фактор больше всего способствует скорейшему восстановлению нормальной выставочной деятельности, большинство экспертов назвали следующие: «Готовность компаний-экспонентов и посетителей к повторному участию» (64% ответов), «Снятие текущих ограничений на поездки» (63%) и «Отмена нынешней государственной политики, которая применяется на местном уровне по отношению к выставкам» (52%). Подобные мнения характерны для всех стран, за исключением Северной Америки, где второе место с 51% голосов заняли «Необходимые меры гигиены», а также Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки, где на третьем месте с 43% оказался фактор «Пакеты финансовых стимулов, ведущие к снижению затрат для экспонентов».

Компании также попросили оценить перспективы развития бизнеса в случае сохранения карантина. Большинство специалистов заявило, что в любых обстоятельствах их предприятия «смогут держать голову над водой» (57%) и «точно справятся с ситуацией» (33%). И лишь 10% опрошенных признались, что придется закрыться, если в ближайшие шесть месяцев работа не возобновится, причем этот показатель достаточно широко варьируется — от 5% в Северной Америке до 17% на Ближнем Востоке.

Конечно, во многих случаях вынужденное неучастие в выставках уже компенсировано с помощью других инструментов маркетинга — онлайн-презентаций, электронных торговых площадок и пр. Но все это — временная мера. Разговоры о вытеснении очных выставок виртуальными шли в течение трех десятилетий, так и оставшись разговорами.

Большая часть отложенного спроса на участие в традиционных выставках в период пандемии осталась неудовлетворенной и будет реализована в период с осени 2021 г. до лета 2022 г., если, конечно, не появятся новые форс-мажорные обстоятельства. С определенной долей уверенности можно утверждать, что в Европе и США будут наблюдаться те же позитивные процессы, что в России и Китае, где очные выставки проходят с прошлой осени, и особенно активно — с начала этого года.

В исследовании UFI предлагалось оценить четыре различных мнения: пандемия COVID-19 подтвердила ценность личных встреч, и нас ждет быстрое восстановление выставочного рынка,  — в этом уверены 64% специалистов («да, конечно» — 26%, «скорее всего» — 38%). Традиционных выставок станет меньше, сократится и количество их участников — так думают 63% опрошенных («да, конечно»  — 10%, «скорее всего»  — 53%). Кризис дал импульс к развитию гибридных мероприятий, и в целом цифровые технологии будут применять гораздо чаще, чем раньше — это мнение поддержали 80% экспертов («да, конечно»  — 32%», «наиболее вероятно» — 48%). Виртуальные мероприятия заменят традиционные выставки  — с подобным, более чем спорным утверждением согласились лишь 14% участников опроса, против — 44% (в Европе трезвомыслящих людей гораздо больше — 74%, в Север[1]ной Америке — 57%).

Практика последних месяцев показала: когда где-то снимают жесткие административные ограничения и выставкам дают «зеленый свет», организаторы буквально срываются с низкого старта и с утроенной энергией принимаются за дело. И этот процесс нарастает. Главное — чтобы никто его не остановил.

Александр БЕЛЯНОВСКИ

По данным Ассоциации немецких торговых ярмарок AUMA, в 2021 г. организаторы планировали провести в Германии около 380 специализированных выставок, однако к июню порядка 220 мероприятий уже были отменены или перенесены из-за продолжающейся пандемии. И эта тенденция характерна для многих стран. В конце апреля отменили токийский автосалон JAMA, намеченный на октябрь. Причина, по словам Акио Тойода, президента Toyota Motor Corporation, заключалась в сложности организации большого общественного мероприятия в безопасной среде.

Общий косвенный ущерб экономике вследствие отмены выставок за год составил не менее 224 млрд долл., что соответствует потере 2,4 млн рабочих мест

В 2020 г. доходы от выставочной деятельности в Германии в сравнении с 2019 г. в целом по стране упали на 70% — с 4,1 до 1,2 млрд евро. Таковы данные AUMA. Не лучше дело обстоит и сегодня. В соответствии с расчетами Института выставочной индустрии Германии, к июню общие экономические потери из-за отмены выставок в 2021 г. составили 19 млрд евро, потеряны 3 млрд евро налоговых поступлений, под угрозой находятся 150 тыс. рабочих мест.

Ожидания, отраженные в отчете UFI, оказались более оптимистичными, чем реальность. Третья волна пандемии внесла свой вклад в осложнение ситуации.

На практике российские предприниматели оценивают меры господдержки как совершенно недостаточные — 70% респондентов не смогли полностью получить помощь, включая льготные кредиты

Согласно данным ВНИЦ R&C, основная часть российских респондентов (62%) полагает, что для восстановления деятельности компаний до уровня, предшествующего вводу ограничительных мер, понадобится больше года, четверть опрошенных (25%) называет сроки от полугода до года, 10% — от 2 до 6 месяцев. Интересно, что 3% компаний уже вернулись на докризисный уровень. Для восстановления отрасли, по мнению отечественных экспертов, необходимо продлить федеральные меры поддержки