тел. (495) 223-42-15

Черный год Франции

В 2020 г. вслед за вспыхнувшей пандемией коронавируса Франция вместе с другими странами оказалась ввергнута в самый глубокий за последние три четверти века кризис. Согласно последним оценкам, падение ВВП в ушедшем кризисном году составит 11%, а норма безработицы подскочит до 9,7%.

Национальное хозяйство Франции испытало на себе двойной шок. Введение карантина механически остановило часть производственного предложения и одновременно обрушило совокупный спрос. В период выхода из карантинного режима страну накрыла вторая волна эпидемии. И хотя власти не пошли на повторную жесткую изоляцию населения и остановку производства, вновь пришлось снижать прогнозы экономической динамики.

Падение затронуло все составляющие совокупного спроса. Личное потребление сократилось на 7% под воздействием сокращения располагаемых доходов и разбухания сбережений населения. Если в самом начале года, согласно опросам, предприниматели рассчитывали на рост капиталовложений в обрабатывающей промышленности на 3%, то в разгар первой волны эпидемии в апреле они исходили уже из их сокращения на 7%. Сузился обращенный к Франции мировой спрос, так как спад коснулся практически всех ее внешнеторговых партнеров. В 2020 г. уменьшение экспорта страны оценивается почти в 100 млрд евро при заметном расширении торгового дефицита.

Падение производства было бы еще более глубоким, если бы правительство стремительно не перешло к политике поддержания экономики, включавшей в себя три составные части. Во-первых, излишний в обстановке сжатия деловой активности персонал получал статус частично безработных, содержание этих сотрудников в значительной мере брало на себя государство. Во-вторых, предприятиям стали предоставляться банковские кредиты, гарантируемые государством. Наконец, в-третьих, для сохранения оборотных средств производителей использовалась отсрочка уплаты налогов и социальных взносов, которая в дальнейшем была замещена их списанием для мелких предприятий.

Приняты планы помощи секторам, особенно серьезно пострадавшим в ходе карантинного режима: автомобильной промышленности, а также авиастроению и туризму – последние обеспечивают наибольший положительный вклад в торговый баланс страны. Их высокий удельный вес в производственном аппарате обусловил то, что во Франции в 2020 г. падение производства оказалось глубже, чем в среднем по зоне евро – 9,4% против 7,8% соответственно, согласно данным КЕС. И надо сказать, что «триптих» названных мер совместно с отраслевыми программами, одновременно поддерживавших и спрос, и потенциал предложения товаров и услуг, позволил избежать шквала неплатежей и обвального разорения предприятий. Одним словом, предотвратил перерастание экономического кризиса в социально-политический.

При всей неопределенности эпидемиологической ситуации пожарные меры спасения постепенно замещаются политикой, нацеленной на скорейшее выведение экономики на докризисную траекторию развития. Правительством разработан «план экономического подъема» объемом в 100 млрд евро. Акцент в нём ставится не на поддержание платежеспособности, а на консолидацию собственных средств предприятий, например за счет облегчения лежащего на них налогового бремени для перезапуска заглохшего инвестиционного процесса. Не забыто решение долгосрочных проблем. К ним, в частности, относятся разнообразные природоохранные мероприятия, направленные на борьбу с потеплением климата: от ускоренной теплоизоляции зданий до наращивания доли возобновляемых источников энергии, а также резкое наращивание производства электромобилей и развитие водородной энергетики.

В ближайшей перспективе на хозяйственную динамику будут воздействовать разнонаправленные силы. Реализация отложенного в ходе пандемии спроса будет ее подхлестывать. Напротив, стремление предпринимателей сохранить свой бизнес путем сокращения издержек, в том числе трудовых, а также расчистки балансов, где резко возрос вес кредитной задолженности, может притормаживать инвестиции и занятость, и тем самым выступать сдерживающим фактором восстановительного роста. Какова будет результирующая этих сил – вопрос открытый. Имеющиеся оценки указывают, что основной объем социальных последствий кризиса (рост безработицы, числа банкротств и т.п.) могут прийтись как раз на 2021 г. – год осторожного подъема экономики, а достижение докризисного уровня производства отодвигается на 2022 г.

Оборотной стороной спасения национального хозяйства «любой ценой» стала деградация государственных финансов. В 2020 г. в результате разбухания правительственных расходов и падения налоговых поступлений дефицит правительственного бюджета достиг 11,3% ВВП против 3,1% в 2019 г., а государственный долг, годом ранее составлявший 98,3% ВВП, возрос до 119,8% ВВП. Пока прорехи в правительственных финансах покрываются за счет размещения государственных долговых обязательств на необременительных для бюджета условиях благодаря их систематической скупке Европейским центральным банком (ЕЦБ), который довел ее масштабы c первоначальных 750 млрд евро до 1850 млрд евро. Но наблюдатели задаются вопросом: сколь долго и бесперебойно проработает этот финансовый «вечный двигатель» и как придется погашать разросшуюся государственную задолженность без затягивания налогового пресса, что угрожало бы обрушить конкурентоспособность французского хозяйства.

Во Франции развернулась оживленная дискуссия по поводу адекватности сложившейся либеральной экономической модели и возможности на ее основе искать ответы на вызовы, которые высветил кризис 2020 г. Возьмем макроэкономическое регулирование. Очевидно, что в обозримом будущем государству придется поддерживать экономический рост и активно подключаться к решению структурных проблем. Напряжение государственных финансов станет не преходящим, а устойчивым явлением. Чтобы сводить концы с концами в напряженных бюджетах, придется постоянно обращаться за помощью к ЕЦБ, то есть к денежной эмиссии. Такие перспективы с трудом вписываются в господствующие представления о целесообразности сбалансированных правительственных финансов и независимости центральных банков.

Выяснилось, что включение страны в международное разделение труда и либерализация внешнеэкономических отношений несет с собой не только повышение эффективности хозяйства, но подчас сопряжено и с экономическими потерями. Деиндустриализация, ускорению которой способствовала международная конкуренция, побуждающая компании в стремлении снизить издержки выводить производственные мощности за рубеж, зашла во Франции дальше, чем у ее основных торговых партнеров: здесь доля промышленности в ВВП опустилась до 10% против 16% в среднем по зоне евро. Образующиеся в индустриальной ткани пустоты заполнялись импортом, что негативно сказывалось на занятости трудовых ресурсов и торговом балансе страны.

Власти объявили о необходимости восстановить промышленную независимость страны, а возврат производственных мощностей на национальную территорию – одним из приоритетов «плана подъема». Укреплять экономический суверенитет предполагается с опорой на промышленную политику, которая ориентировалась бы не столько на текущую рентабельность, сколько на долгосрочные последствия хозяйственных решений. В этой связи ставится задача возродить стратегическое планирование и расширить практику государственно-частного партнерства.

Будущее покажет, удастся ли Франции скорректировать свой хозяйственный курс и хватит ли у нее во взаимодействии с партнерами по Евросоюзу ресурсов на расширение внутри страны заделов для производства инновационной продукции на основных направлениях научно-технического прогресса.

Андрей КУДРЯВЦЕВ, к.э.н., с.н.с., Центр европейских исследований ИМЭМО РАН

Власти объявили о необходимости восстановить промышленную независимость страны, а возврат производственных мощностей на национальную территорию – одним из приоритетов «плана подъема»

Деиндустриализация зашла во Франции дальше, чем у ее основных торговых партнеров: здесь доля промышленности в ВВП опустилась до 10% против 16% в среднем по зоне евро

Оборотной стороной спасения национального хозяйства «любой ценой» стала деградация государственных финансов

Кризис наглядно продемонстрировал, что сложившаяся система внешнеэкономических связей, обеспечивая рентабельность производства, повышает его уязвимость от внешних шоков из-за возникающих в глобальных цепочках стоимости разрывов. Впредь установку на всемерное повышение конкурентоспособности, настаивают эксперты, должны дополнять усилиями по укреплению устойчивости национального хозяйства.

Франция в цифрах

Показатели/годы

2018

2019

2020

2021

Темпы прироста ВВП, %

1,7

1,2

- 11*

6*

Норма безработицы (в % от активного населения)

9,1

8,1**

9,7**

11,1***

Инфляция (темпы прироста потребительских цен), %

1,8

1,1

0,5

0,6***

Сальдо торгового баланса (млрд евро, только товары)

-62,8

-57,7

- 67,4****

  

* Оценка правительства, ноябрь 2020 г.

** IV квартал.

*** Оценка Банка Франции.

****За 12 месяцев с октября 2019 г.