тел. (495) 223-42-15

Эволюция вместо революции

Алексей КУДРИН всегда вносит оживление в вялотекущие дискуссии на любом экономическом форуме. Московский финансовый форум не стал в этом смысле исключением. Глава Счетной палаты высказал обоснованные сомнения в том, что национальные проекты дадут искомый результат.

Алексей Кудрин отметил, что национальные проекты ставят перед страной амбициозные цели и высокие задачи. Однако проводимая политика по достижению этих целей вызывает у него сомнения: «Сразу могу сказать: национальные проекты являются скорее планами эволюционного развития, но не прорывного».

Счетная палата проводит мониторинг реализации национальных проектов и разработанных в их рамках планов. Вот к каким выводам пришел ее глава.

«Первое: судьба национальных проектов, их исполнение, достижение целей лежит вне национальных проектов. Почему? Потому что та политика, которая связана с инвестиционным климатом и привлекательностью страны для инвестиций, стабильностью налоговой политики, качеством судебной и правоохранительной деятельности, лежит не в этих планах по нацпроектам. Эта политика формируется другими органами. Поэтому без нее и без инвестиционного прорыва не будут достигнуты поставленные цели, а самое главное – не произойдет экономического роста.

Второе: поднимет ли исполнение нацпроектов темпы экономического роста до 3%? Нет, в нацпроектах не заложено достаточно этих мер. Как я сказал, эти меры зачастую выходят за рамки национальных проектов. По оценке разных институтов, выполнение нацпроектов добавляет экономического роста от 0,1 до 0,6% ВВП. Но это не тот рывок, который позволит превысить 3% роста. Если не будет роста 3%, исполнимы ли показатели национальных проектов? Скорее всего, неисполнимы. Не растут реальные доходы населения в том объеме, в котором нужно, не формируются прибыли компаний для инвестирования, не формируются доходы бюджетов для исполнения всех этих задач».

Алексей Кудрин на примерах здравоохранения и образования показал, что выделяемых в рамках нацпроектов средств недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию.

На программу здравоохранения на шесть лет предусмотрено выделить 1,7 трлн руб. Это примерно 6% от всех расходов на здравоохранение. «За счет этих 6% мы хотим поднять уровень здравоохранения на новую планку. Не получится. Для того чтобы сегодня справиться с задачами снижения смертности и повышения продолжительности жизни, нам нужно поднять расходы на здравоохранение примерно на 1% ВВП в год, что более соответствует показателям развитых стран».

То же и с образованием. Согласно прогнозам, за 6 лет на образование будет потрачено 26,9 трлн руб. А в нацпроект заложено только 800 млрд руб. «Нацпроект нацелен на точечные, институционально важные вещи. Он даже поднимет, наверное, общую эффективность расходов в образовании. Но он не сделает того прорыва, который необходим в сфере образования. Приведу пример. От Германии до США на сферу образования государство тратит от 4,3 до 6% ВВП. Мы тратим 3,6%, и у нас не планируется изменить эту планку на протяжении всех шести лет. Можем мы сделать прорыв, не достигая даже развитых стран по тому объему инвестиций, которые они в эту сферу осуществляют?»

По мнению Кудрина, недостаточно ресурсов и на инфраструктуру как главную базу развития экономики. «Мы говорили о необходимости бюджетного маневра на 3% ВВП в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры. Пока такого смелого разворота не получается. Приведу пример по 2019 г. У нас располагаемые доходы населения падают, бедность возросла в этом году, количество малых, средних предприятий и индивидуальных предприятий снизилось с 19 тыс. до 18 тыс. Естественный прирост населения пока в демографической отрицательной зоне. Темпы роста планировались в 2018 г. 2,3%, в 2019 г. планировались 1,3%. Я думаю, максимум будет около 1%, скорее всего, меньше, чем официальный прогноз. На 2020 г. Министерство экономического развития предлагает 1,7%. Это, конечно, далеко до 3%, но наш прогноз, я имею в виду прогнозы экспертов, что 2020 г. даст от 1 до 1,3%».

Большинство экспертов считают, что у страны есть потенциал роста от 1,5 до 2%. «Что значит потенциал роста? Все мощности в основном загружены, рабочая сила максимально использована, и тем не менее у нас не будет больше 2%. Из этой колеи надо вырваться. Но как? Необходимы структурные меры. Инвестиции у нас как были, около 20–21% ВВП, так и остаются. Значит, по какой-то причине мы пока не привлекательны как страна для инвестиций. И эти структурные меры зачастую даже не запланированы.

К таким крупным структурным мерам относится увеличение доли частного сектора в экономике. Он более гибкий, быстрый и производительный, он быстрее реагирует на вызовы. Но у нас этого пока не предполагается, государство не собирается уходить из экономики, даже аккуратно, через госкорпорации, докупает себе.

Роль регионов у нас существенно снижена, и в результате нацпроектов самостоятельность в расходовании средств не увеличивается, а уменьшается. Больше регламентируется с федерального уровня, что и как делать, до деталей, до спецификации оборудования школ», – высказал свое мнение глава Счетной палаты.

«Я уже говорил про проблемы в области судебной и правоохранительной системы. Они не решаются. Позитивных сигналов нет, – продолжил он. – И все-таки самым главным является качество системы государственного управления. Общая система управления – и полномочия, и функции, прежде всего контрольные, – должны быть, по меркам ОЭСР, снижены раза в два по сравнению с тем, что есть сейчас. Можем ли мы сказать, что все эти смелые шаги заложены в национальные проекты? Поэтому я скажу аккуратно: там эволюционный прогресс, но не прорывной».

БиВ

«По оценке Минфина, ожидаемый профицит бюджета 2019 г. – 1,47 трлн руб. Это 1,4% ВВП»

«Сегодня даже в нацпроектах большой дефицит ресурсов на инфраструктуру для выполнения целей нацпроектов, в первую очередь в регионах»

«В части экономической политики необходимо сделать шаги в сторону частного сектора, в сторону регионов, это нужно сделать прямо здесь и сейчас»

Алексей КУДРИН всегда вносит оживление в вялотекущие дискуссии на любом экономическом форуме. Московский финансовый форум не стал в этом смысле исключением. Глава Счетной палаты высказал обоснованные сомнения в том, что национальные проекты дадут искомый результат.

Алексей Кудрин отметил, что национальные проекты ставят перед страной амбициозные цели и высокие задачи. Однако проводимая политика по достижению этих целей вызывает у него сомнения: «Сразу могу сказать: национальные проекты являются скорее планами эволюционного развития, но не прорывного».

Счетная палата проводит мониторинг реализации национальных проектов и разработанных в их рамках планов. Вот к каким выводам пришел ее глава.

«Первое: судьба национальных проектов, их исполнение, достижение целей лежит вне национальных проектов. Почему? Потому что та политика, которая связана с инвестиционным климатом и привлекательностью страны для инвестиций, стабильностью налоговой политики, качеством судебной и правоохранительной деятельности, лежит не в этих планах по нацпроектам. Эта политика формируется другими органами. Поэтому без нее и без инвестиционного прорыва не будут достигнуты поставленные цели, а самое главное – не произойдет экономического роста.

Второе: поднимет ли исполнение нацпроектов темпы экономического роста до 3%? Нет, в нацпроектах не заложено достаточно этих мер. Как я сказал, эти меры зачастую выходят за рамки национальных проектов. По оценке разных институтов, выполнение нацпроектов добавляет экономического роста от 0,1 до 0,6% ВВП. Но это не тот рывок, который позволит превысить 3% роста. Если не будет роста 3%, исполнимы ли показатели национальных проектов? Скорее всего, неисполнимы. Не растут реальные доходы населения в том объеме, в котором нужно, не формируются прибыли компаний для инвестирования, не формируются доходы бюджетов для исполнения всех этих задач».

Алексей Кудрин на примерах здравоохранения и образования показал, что выделяемых в рамках нацпроектов средств недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию.

На программу здравоохранения на шесть лет предусмотрено выделить 1,7 трлн руб. Это примерно 6% от всех расходов на здравоохранение. «За счет этих 6% мы хотим поднять уровень здравоохранения на новую планку. Не получится. Для того чтобы сегодня справиться с задачами снижения смертности и повышения продолжительности жизни, нам нужно поднять расходы на здравоохранение примерно на 1% ВВП в год, что более соответствует показателям развитых стран».

То же и с образованием. Согласно прогнозам, за 6 лет на образование будет потрачено 26,9 трлн руб. А в нацпроект заложено только 800 млрд руб. «Нацпроект нацелен на точечные, институционально важные вещи. Он даже поднимет, наверное, общую эффективность расходов в образовании. Но он не сделает того прорыва, который необходим в сфере образования. Приведу пример. От Германии до США на сферу образования государство тратит от 4,3 до 6% ВВП. Мы тратим 3,6%, и у нас не планируется изменить эту планку на протяжении всех шести лет. Можем мы сделать прорыв, не достигая даже развитых стран по тому объему инвестиций, которые они в эту сферу осуществляют?»

По мнению Кудрина, недостаточно ресурсов и на инфраструктуру как главную базу развития экономики. «Мы говорили о необходимости бюджетного маневра на 3% ВВП в пользу образования, здравоохранения и инфраструктуры. Пока такого смелого разворота не получается. Приведу пример по 2019 г. У нас располагаемые доходы населения падают, бедность возросла в этом году, количество малых, средних предприятий и индивидуальных предприятий снизилось с 19 тыс. до 18 тыс. Естественный прирост населения пока в демографической отрицательной зоне. Темпы роста планировались в 2018 г. 2,3%, в 2019 г. планировались 1,3%. Я думаю, максимум будет около 1%, скорее всего, меньше, чем официальный прогноз. На 2020 г. Министерство экономического развития предлагает 1,7%. Это, конечно, далеко до 3%, но наш прогноз, я имею в виду прогнозы экспертов, что 2020 г. даст от 1 до 1,3%».

Большинство экспертов считают, что у страны есть потенциал роста от 1,5 до 2%. «Что значит потенциал роста? Все мощности в основном загружены, рабочая сила максимально использована, и тем не менее у нас не будет больше 2%. Из этой колеи надо вырваться. Но как? Необходимы структурные меры. Инвестиции у нас как были, около 20–21% ВВП, так и остаются. Значит, по какой-то причине мы пока не привлекательны как страна для инвестиций. И эти структурные меры зачастую даже не запланированы.

К таким крупным структурным мерам относится увеличение доли частного сектора в экономике. Он более гибкий, быстрый и производительный, он быстрее реагирует на вызовы. Но у нас этого пока не предполагается, государство не собирается уходить из экономики, даже аккуратно, через госкорпорации, докупает себе.

Роль регионов у нас существенно снижена, и в результате нацпроектов самостоятельность в расходовании средств не увеличивается, а уменьшается. Больше регламентируется с федерального уровня, что и как делать, до деталей, до спецификации оборудования школ», – высказал свое мнение глава Счетной палаты.

«Я уже говорил про проблемы в области судебной и правоохранительной системы. Они не решаются. Позитивных сигналов нет, – продолжил он. – И все-таки самым главным является качество системы государственного управления. Общая система управления – и полномочия, и функции, прежде всего контрольные, – должны быть, по меркам ОЭСР, снижены раза в два по сравнению с тем, что есть сейчас. Можем ли мы сказать, что все эти смелые шаги заложены в национальные проекты? Поэтому я скажу аккуратно: там эволюционный прогресс, но не прорывной».

БиВ

«По оценке Минфина, ожидаемый профицит бюджета 2019 г. – 1,47 трлн руб. Это 1,4% ВВП»

«Сегодня даже в нацпроектах большой дефицит ресурсов на инфраструктуру для выполнения целей нацпроектов, в первую очередь в регионах»

«В части экономической политики необходимо сделать шаги в сторону частного сектора, в сторону регионов, это нужно сделать прямо здесь и сейчас»